Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 марта 2007 г. N КА-А40/1732-07
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель П. обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России N 35 по г. Москве (далее - инспекция) возвратить (с учетом уточнения) 87937 руб. 15 коп. излишне уплаченного налога и пени для погашения задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации за 2004-2005 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области (далее - УПФР N 1).
Решением названного арбитражного суда от 11.08.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.06, инспекция обязана возвратить предпринимателю 83161 руб. 40 коп. излишне уплаченных сумм налогов и сборов, в том числе 2850 руб. 40 коп. ЕСН за 2003 год, 56912 руб. налога с продаж за 2004 год, 7215 руб. единого налога по упрощенной системе налогообложения (доход-расход) за 2004 год, 16184 руб. сборов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2005 год. В удовлетворении требования об обязании инспекции возвратить 4775 руб. 75 коп. пени по требованию органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.03.06 N 367 отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на то, что отказа в возврате излишне уплаченных налогов правомерен, основан на налоговом законодательстве. Также указала на отсутствие правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, на неприменение при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование положений статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, предприниматель просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты судов первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам. УПФР N 1 уведомлено о месте и времени судебного разбирательства по жалобе телеграммой, его представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
При рассмотрении дела суды двух инстанций установили, что предприниматель П. неоднократно обращалась в инспекцию с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченных налогов (сборов)., в частности, о зачете 1848 руб. излишне уплаченного по платежному поручению от 05.03.03 N 12 ЕСН в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения (заявление от 28.10.03), о возврате 2323 руб. 20 коп. излишне уплаченного ЕСН по платежным поручениям от 05.03.03 NN 12, 15, 16, от уплаты которого она освобождена в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения (заявление от 28.04.04), о зачете ошибочно уплаченных сумм по внебюджетному фонду Пенсионного фонда Российской Федерации: с КБК 18210202000661000160 в сумме 9630 руб. на КБК 18210202010060000160 и с КБК 182102020400661000160 в сумме 870 руб. на КБК 18210202020060000160 (заявление от 05.12.04), о возврате излишне уплаченного налога с продаж в сумме 36990 руб. для погашения задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации (заявление от 05.12.05). По требованию инспекции о необходимости представления в налоговый орган для осуществления возврата налога с продаж декларации за 2004 г. и 1 квартал 2005 года единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов для проведения начислений на лицевой счет предпринимателя, предприниматель направил налоговые декларации 26.02.06.
Суды признали, что факт переплаты сумм налогов подтвержден справками о переплате и недоимке по состоянию на 15.12.05, на 20.06.06, а также таблицей N 1 расчета переплат за 2003-2005 годы. Однако налоговый орган возврат сумм налогов (сборов) не произвел.
Согласно п. 7. ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов и задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанции о незаконности отказа инспекции произвести возврат излишне уплаченных налогов.
Является правильным и утверждение судов двух инстанций об отсутствии правовых оснований для возврата пени, начисленных по требованию от 13.03.06 N 36, то суды правильно указали, что требование датировано 2006 годом, факт его исполнения документально не подтвержден.
В той части выводы судов двух инстанций сторонами по делу не обжалуются.
Ссылка в жалобе на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, не являются составной частью ЕСН и налоговые органы не вправе осуществлять их возврат, обсуждалась судом апелляционной инстанции и правомерно отклонена.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В п. 1 ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно п.п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В силу п. 13 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.04 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Пунктом 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н, предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 этого Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции правомерно обязали инспекцию возвратить предпринимателю сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных ошибочно на неверный КБК.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют об ошибочном толковании законодательства, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.06 по делу N А40-43013/06-87-229, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.06 N 09АП-13789/2006-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 35 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2007 г. N КА-А40/1732-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании