г. Москва |
Дело N А40-98742/10-153-548 |
12 января 2011 г. |
N 09АП-28719/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова
судей В.Я. Гончарова, В.А. Свиридова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Титаренковым В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу ЗАО АКБ "Лэнд-банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2010
по делу N А40-98742/10-153-548, судьи Кастальской М.Н.,
по заявлению ЗАО АКБ "Лэнд-банк"
к 2-му Региональному отделу Госпожнадзора Управления по САО ГУ МЧС России по Москве
об отмене актов N 390, протокола N 547, предписания N390/303/1-8, постановления N 547
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Широков П.А. по доверенности от 19.02.2010, паспорт 63 00 424950;
от ответчика: Баранкевич О.В., по дов. от 21.10.2010, уд-ние N 36112
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество АКБ "Лэнд-Банк" (далее - банк, общество) обратилось с заявлением об отмене как незаконного, постановления 2 Регионального отдела Государственного пожарного надзора Управления по Северному административному округу Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по г. Москве N 547 от 03.08.2010 о наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей на заявителя по части 1 ст.20.4 КоАП РФ, за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации; отмене предписания N 390/303/1-8 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 03.08.2010; отмене как незаконного протокола N 547 об административном правонарушении от 26.07.2010; отмене незаконных актов плановых, выездных проверок N390 от 15.07.2010, N390 от 03.08.2010.
Решением от 13.10.2010 производство в части заявленных АКБ "Лэнд-Банк" требований об отмене как незаконного протокола N 547 об административном правонарушении от 26.07.2010, отмене незаконных актов плановых, выездных проверок N390 от 15.07.2010, N390 от 03.08.2010 прекращено, поскольку в указанной части спор неподведомственен арбитражному суду. В остальной части заявленных требований было отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что постановление и предписание административного органа является законным и обоснованным, поскольку в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, считая, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылается на нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности. Указывает на нарушение ответчиком порядка проведения проверки.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы, указанные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Инженером 2 Регионального отдела Государственного пожарного надзора Управления по Северному административному округу Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по г. Москве майором внутренней службы О.В. Баранкевичем на основании распоряжения начальника 2 РОГПН Асламова А.В. N 390 от 21.06.2010 проведена плановая, выездная проверка пожарной безопасности АКБ "Лэнд-Банк".
В ходе проверки составлены акты проверки за N 390 от 15.07.2010 на период проверки с 25.06.2010 по 15.07.2010, за N 390 от 03.08.2010 на период проверки с 27.06.2010 по 03.08.2010, и акт проверки N390 без указания даты на период с 25.06.2010 по 15.07.2010.
26 июля 2010 года составлен протокол N 547 об административном правонарушении по части 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03 августа 2010 года вынесено постановление N 547 от 03.08.2010 о наложении на АКБ "Лэнд-Банк" административного штрафа в размере 10 000 рублей по части 1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003, и выдано предписание N 390/303/1-8 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 03.08.2010.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявления в суд.
Признавая законным оспариваемое заявителем постановление о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции необоснованно исходил из того, что ответчиком соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям, предъявляемым данной статьей. В частности, в протоколе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
В настоящем случае следует прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 26.07.2010 в отношении ЗАО АКБ "Лэнд-банк" был составлен в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении N 547.
Доказательств надлежащего ЗАО АКБ "Лэнд-банк" уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлено.
В протоколе об административном правонарушении указано, что при его составлении присутствовал представитель заявителя Колесов А.И. (без указания полномочий на представление интересов), права и обязанности разъяснены данному лицу не были, протокола им подписан не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик указал, что Колесов А.И. является законным представителем общества (председателем Правления АКБ "Лэнд-Банк" ЗАО) и данное лицо вызывалось на составление протокола об административном правонарушении по телефонной связи. При этом пояснил, что Колесов А.И. прибыл и принимал участие в составлении протокола, однако от подписи отказался.
Каких либо доказательств, подтверждающий указанный факт, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, в суде апелляционной инстанции представитель заявителя утверждал, что законный представитель Колесов А.И. не участвовал в составлении протокола и не был надлежащим образом уведомлен о его составлении.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что установлены неустранимые сомнения в виновности заявителя, поскольку сомнения в соблюдении надлежащей процедуры привлечения лица к административной ответственности непосредственно связаны с сомнениями в установлении виновности этого лица.
Согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящем же случае допущенные ответчиком неустранимые нарушения процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении свидетельствует о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о незаконности оспариваемого заявителем предписания, вынесенного по результатам проверки (акт N 390 от 03.08.2010).
В материалах дела имеются акты проверки за N 390 от 15.07.2010 на период проверки с 25.06.2010 по 15.07.2010 и за N 390 от 03.08.2010 на период проверки с 27.06.2010 по 03.08.2010, в котором указаны иные по сравнению с первоначальным актом от 15.07.2010 нарушения.
Данный факт является нарушением п.п.53, 54, 63-65 приказа МЧС России N 517 от 01.10.2007, распоряжения N 390 от 21.06.2010 и письма начальника 2 РОГПН А.В. Асламова от 28.06.2010 за исх.N 489 о проведении у АКБ "Лэнд-Банк" плановой проверки в период с 25.06.2010 по 21.07.2010 административный орган, не имея на это законных полномочий, составлено два акта проверки, указанные акты различны по своему содержанию и составлены по одной проверке. Документов о продлении срока проверки Административный орган заявителю не представил. Кроме того, акт проверки от 03.08.2010 составлен после составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах указанные акты не могут служить достоверными и достаточными доказательствами, подтверждающими факты выявленных со стороны общества нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, выданное предписание, как основанное на одном из вышеуказанных актов по результатам проверки, следует признать незаконным и отменить.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новое решение, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Что касается прекращения производства по требованию об отмене как незаконных актов плановых, выездных проверок N 390 от 15.07.2010, N 390 от 03.08.2010, то выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права, поскольку данные документы только фиксируют определенные обстоятельства и не обладают признаками ненормативного правового акта, возможность обжалования которого предусмотрена действующим процессуальным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270 и 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2010 по делу N А40-98742/10-153-548 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 547 от 03.08.2010 начальника 2-ого Регионального отдела Госпожнадзора Управления по САО ГУ МЧС России по Москве о привлечении АКБ "Лэнд-Банк" (ЗАО) к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также выданное предписание N390/303/1-8 от 03.08.2010.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98742/10-153-548
Истец: ЗАО АКБ "Лэнд-банк"
Ответчик: 2-й Региональный отдел Госпожнадзора Управления по САО ГУ МЧС России по Москве (Асламову А.В., Баранкевичу О.В.)
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28719/2010