г. Москва |
Дело N А40-79373/10-1-493 |
21 декабря 2010 г. |
N 09АП-29814/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей Левиной Т.Ю., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы, Государственного унитарного предприятия "Московское имущество"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2010 г.
по делу N А40-79373/10-1-493, принятое судьей Лиловой О.Г.,
по иску Департамента земельных ресурсов города Москвы
к Открытому акционерному обществу Производственное объединение "Гупикс"
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие "Московское имущество"
об обязании выдать письменное согласие и принять решение об образовании земельных участков
при участии в судебном заседании:
от истца: Стапович Е.А. по доверенности от 25.12.2009 г. N 33-и-2987/9,
от ответчика: Ершова Н.В. по доверенности от 12.08.2010г., Григорьева Е.Н. по доверенности от 12.08.2010г.,
от 3-го лица: Садиков И.В. по доверенности от 08.10.2010г. N 326, Новикова Е.Н. по доверенности от 12.08.2010г. N 171
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о понуждении Открытого акционерного общества Производственное объединение "Гупикс" ( далее - ОАО ПО "Гупикс") выдать Департаменту земельных ресурсов города Москвы письменное согласие на образование земельных участков по адресам: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 31; г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 31Ж, стр. 5, вл. 35Б, стр. 3,6,8, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007002:101 и принятии решения об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007002:101.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2010 г. по делу N А40-79373/10-1-493 в удовлетворении исковых требований Департамента земельных ресурсов города Москвы отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы и Государственное унитарное предприятие "Московское имущество" (далее - ГУП "Московское имущество") обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят указанное выше решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителей апелляционных жалоб, отсутствие согласия ответчика на разделение спорного земельного участка нарушает права ГУП "Московское имущество" на заключение договора аренды земельного участка, как лица, владеющего на праве хозяйственного ведения зданием, расположенным на этом земельном участке.
Заявители жалоб считают неверным вывод суда первой инстанции о необходимости предварительного направления ответчику межевого плана, указывают, что законодательство не предусматривает такой обязанности.
Заявители жалоб также полагают неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии возможности исследования судом вопроса формирования земельного участка в том объеме, который просит истец, поскольку границы раздела земельного участка указаны в схеме расположения земельных участков, утвержденной Департаментом земельных ресурсов города Москвы, которая была представлена в материалы дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца и 3-го лица доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель ответчика доводы апелляционных жалоб отклонил за необоснованностью. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, выслушав представителей сторон, 3-го лица и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что ГУП "Московское имущество" письмом от 16.11.2009 г. 4652/09 на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 03.09.2009г. N 4696 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007002:101" обратилось к ОАО ПО "Гупикс" с просьбой дать в соответствии с п.4 ст.11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) согласие на образование двух земельных участков путем раздела указанного выше земельного участка.
ОАО ПО "Гупикс" в ответе от 02.12.2009 г. N 379 отказало в даче такого согласия, мотивировав свое решение отсутствием необходимой информации о причинах и критериях раздела земельного участка, о соблюдении требований п.п.4 -7 ст.11.6 ЗК РФ, также - о порядке оформления договорных отношений с ОАО ПО "Гупикс", связанных с арендой земельного участка.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Департамента земельных ресурсов города Москвы в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и правомерными в связи со следующим.
Так, в соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 4 этой же статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (исходных земельных участков). Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Из п. 6 этой же статьи следует, что образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как правильно указано судом первой инстанции, системный анализ названных норм позволяет придти к выводу о том, что в случае препятствия заинтересованному лицу в осуществлении права на образование (раздел) земельного участка, в том числе в случае отказа в даче своего согласия землепользователя, такое право может быть реализовано в судебном порядке.
Исходя из указанного, апелляционная коллегия считает, что требование истца о понуждении ответчика дать Департаменту земельных ресурсов города Москвы письменное согласие на образование земельных участков не подлежит удовлетворению вследствие неверно избранного способа защиты нарушенного права.
В соответствии со ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ (далее - Закон).
Согласно п.п. 2, 3 ст. 1 названного Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из анализа указанных норм следует, что земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
В статье 22 Закона предусмотрено, что при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона под межевым планом понимается документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Из изложенного выше следует, что для образования (раздела) земельного участка в судебном порядке необходимо наличие межевого плана.
Между тем, истцом такой план в материалы дела не представлен, а его отсутствие делает невозможным установление сведений об образуемых земельных участках, в связи с чем требование истца о принятии решения об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007002:101 также не подлежит удовлетворению.
Оспаривая состоявшийся по делу судебный акт, заявители жалоб ссылаются на то, что формирование земельного участка возможно исходя из представленной в материалы дела схемы расположения земельных участков, в которой указаны границы раздела спорного земельного участка.
Данный довод судебной коллегией исследовался и подлежит отклонению, поскольку указанная схема не позволяет в должной мере установить сведения об образуемых земельных участках для их формирования и принятия судебного акта об их образовании вследствие раздела спорного земельного участка.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы, ГУП "Московское имущество" по изложенным в них доводам являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 105, 110, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2010 г. по делу N А40-79373/10-1-493 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы, ГУП "Московское имущество"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79373/10-1-493
Истец: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Ответчик: ОАО "Гупикс"
Третье лицо: ГУП "Московское имущество"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29814/2010