г. Москва |
Дело N А40-74824/10-147-303 |
21 декабря 2010 г. |
N 09АП-29839/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Гончарова В.Я., Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БеттаКом-М"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2010
по делу N А40-74824/10-147-303, принятое судьей Дейна Н.В.,
по заявлению ООО "БеттаКом-М"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кузнецов Н.А. по доверенности от 13.07.2010, паспорт 45 07377087;
от заинтересованного лица - Толстых Т.А. по доверенности от 27.07.2010, удостоверение N 984;
УСТАНОВИЛ
ООО "БеттаКом-М" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (далее - Департамент, ДЗР г.Москвы) о признании незаконным решения от 12.04.2010 N 33-2Т4-5Л/10-(0)-1 и обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка, прилегающего к зданию по адресу: Москва, ул. Шоссейная, дом 1 корп. 2 сроком на 5 лет (с учетом уточнения требований заявителем в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответ ДЗР г. Москвы от 12.04.2010 N 33-2Т4-5Л/10-(0)-1 не нарушает прав заявителя, поскольку носит информационный характер.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование этого указывается, что оспариваемым решением Департамента разрешено по существу обращение заявителя, в котором он просил оформить земельно-правовые отношения. Также указывает, что оспариваемое решение Департамента не соответствует пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
08.04.2010 Общество, обратилось в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы в ЮВАО (далее - ТУ ЮВАО) с письмом о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 0,06га, необходимого для эксплуатации административного здания по адресу: Москва, ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2, которым Общество владеет на праве собственности.
В ответ на данное обращение 12.04.2010 ТУ ЮВАО дан ответ N 33-2Т4-5Л/10-(0)-1, в котором заявителю сообщалось, что в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности, с земельными участками, находящимися в частной собственности, не допускается. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП "Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства" оформление земельно-правовых отношений на участок, прилегающий к зданиям, возможно на основании проведенных префектурой торгов на право заключения договора аренды земельных участков.
Заявитель, полагая, что данный ответ ДЗР г. Москвы является решением об отказе в оформлении земельно-правовых отношений, и что он не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, а также правильном применении норм материального права.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно Положению о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы. Департамент обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы (п.1.1 Положения).
Департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. (п.2.2.2. Положения).
Порядок подготовки, согласования и выдачи заявителям договора аренды земельного участка заключаемого с правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на участке, с соответствующим правовым актом о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (пункт 1.3 приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП).
Договор аренды земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме "одного окна".
В соответствии с п. 2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.
Согласно п.2.2. Регламента при приеме заявлений и комплектов документов у заявителей сотрудник службы "одного окна": проверяет наличие, комплектность и правильность заполнения подаваемых заявителями документов, необходимых для выдачи запрашиваемого документа (2.2.1); регистрирует принятые заявления в электронной базе документооборота службы "одного окна" Департамента с автоматическим формированием двух выписок из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" (далее - Электронный журнал), каждая из которых подписывается специалистом службы "одного окна" и заявителем. Второй экземпляр подписанной выписки остается в службе "одного окна", передает заявление и комплект документов специалистам по выполнению запроса подразделения, осуществляющего оформление запрашиваемого документа (2.2.2); ставит штамп службы "одного окна" Департамента на заявление, передаваемое заявителем в службу "одного окна" на выдачу запрашиваемого документа (2.2.3).
Заявитель указывает, что оспариваемым решением Департамента, оформленным письмом от 12.04.2010 N 33-2Т4-5Л/10-(0)-1, разрешено по существу обращение заявителя.
Вместе с тем, данные доводы заявителя являются ошибочными.
Как следует из обстоятельств дела, 08.04.2010 Общество обратилось в ТУ ЮВАО с письмом о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 0,06га, необходимого для эксплуатации административного здания по адресу: Москва, ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2, которым Общество владеет на праве собственности.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, непосредственно в службу "одного окна" ТУ ЮВАО заявитель с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, прилегающего к зданию по адресу: Москва, ул. Шоссейная, дом 1 корп. 2 сроком на 5 лет, в установленном Регламентом порядке не обращался, необходимый для оформления земельно-правовых отношений комплект документов, определенный в Регламентной таблице, Департаментом не проверялся.
Имеющийся на обращении заявителя штамп ТУ ЮВАО (л.д.25) свидетельствует только о том, что данное обращение принято административным органом как обычное обращение юридического лица, а не в качестве обращения в порядке службы "одного окна", в котором осуществляется оформление земельно-правовых отношений.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявителем не соблюден порядок реализации права, предусмотренного ст.36 Земельного кодекса РФ, который установлен Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год".
В связи с чем следует признать, что ответ Департамента, оформленный письмом от 12.04.2010 N 33-2Т4-5Л/10-(0)-1, носит информационный и рекомендательный характер, не является ненормативным правовым актом, которым нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку вопрос об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего заявителю здания по адресу: Москва, ул. Шоссейная, д. 1, корп. 2, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном, Департаментом в установленном порядке не разрешался.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, приведенных в апелляционной жалобе, то они не могут служить основанием для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2010 по делу N А40-74824/10-147-303 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74824/10-147-303
Истец: ООО "БеттаКом-М"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29839/2010