город Москва |
дело N А40-124163/09-108-951 |
21.12.2010 |
N 09АП-30559/2010-АК |
резолютивная часть постановления оглашена 21.12.2010.
постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей П.В. Румянцева, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2010
по делу N А40-124163/09-108-951, принятое судьей С.И. Назарцом,
по заявлению Открытого акционерного общества "Новый мир"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве
треть лица - Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, ГУ МРО ФСС России по г. Москве
о признании недействительным решения, об обязании исключить сумму недоимки по ЕСН, взыскании расходов на оплату услуг представителя;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Камарицкой И.О. по доверенности N 5/10-НМ от 07.05.2010;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лиц - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новый мир" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве от 22.06.2009 N 18-10/942 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении заявителя по результатам камеральной проверки расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 9 месяцев 2008; обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения доначисленной оспариваемым решением недоимки по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 298.479 рублей, из лицевого счета общества; взыскать с налоговой инспекции 15.000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2010 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве и ГУ МРО ФСС России по г. Москве, представители, которых в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Заявителем представлен в материалы дела отзыв, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, ч. 5 ст. 268, ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, обсудив апелляционной доводы жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что оспариваемое решение вынесено налоговым органом по результатам камеральной проверки расчета авансовых платежей по ЕСН, который налогоплательщик в инспекцию не представлял. Между имеющимся у заявителя расчётом и представленной инспекцией в материалы дела распечаткой из электронной базы данных имеются расхождения как в отраженных в нем данных, так и во внешнем виде (расположение текста, шрифт). Представленный налогоплательщиком в инспекцию расчёт соответствует установленному порядку его заполнения. Выявив ошибки в расчете, инспекция обязана сообщить об этом налогоплательщику. В результате незаконного доначисления налога, по лицевому счёту налогоплательщика отражено доначисление налога. Для защиты своих интересов общество вынуждено привлечь специалиста, услуги которого оплачены.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, 20.10.2009 ОАО "Новый мир" представило по почте в ИФНС России N 5 по г. Москве расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 9 месяцев 2008 (т. 1 л.д. 10-19; т. 2 л.д. 31-32). Сумма авансовых платежей по ЕСН, подлежащему зачислению в ФСС, за последние три месяца отчетного периода составили: - за первый месяц - минус 34.354 руб. (раздел I, строка 030, лист 002); - за второй месяц - минус 6.082 руб. (раздел I, строка 040, лист 002); - за третий месяц - минус 116.563 руб. (раздел I, строка 050, лист 002). Перечисленные суммы авансовых платежей ЕСН к уплате в ФСС являются отрицательными величинами по причине превышения сумм расходов (строки 0720-0740, лист 007) над суммами начисленных авансовых платежей за те же месяцы (соответственно, строки 0220-0240, лист 004).
По результатам камеральной проверки расчета авансовых платежей 12.12.2008 ИФНС России N 5 по г. Москве составлен акт N 18-10/20906 (т. 1 л.д. 54-56), на который налогоплательщиком 22.05.2009 представлены возражения.
Акт и возражения рассмотрены налоговым органом в присутствии представителя налогоплательщика до вынесения решения, о чем указано в решении.
22.06.2009 налоговым органом вынесено оспариваемое решение 18-10/942 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности на основании ст. 109 НК РФ; заявителю предложено уплатить недоимку (начислить налог) по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в сумме 298.479 руб. (т. 1 л.д. 6-9).
Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением, налогоплательщик обжаловал его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, которым решением от 20.08.2009 N 21-19/086823 УФНС России по г. Москве апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Из обжалуемого решения следует, согласно приказу Минфина РФ от 09.02.2007 N 13н о порядке заполнения расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, в разделе 1 расчета налогоплательщиком должна быть отражена информация об исчисленных им суммах авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов за последние три месяца отчетного периода. При заполнении раздела 1 расчета налогоплательщиком по строкам 030 указываются суммы авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за первый месяц отчетного периода. Значения по строкам 030 должны заполняться налогоплательщиком из раздела 2 расчета в части: - федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0620; - фонда социального страхования РФ (ФСС) - из графы 4 строки 0920; - федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0620; -территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0620. По строкам 040 - суммы авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за второй месяц отчетного периода. Значения по строкам 040 должны заполняться налогоплательщиком из раздела 2 расчета в части: - федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0630; - фонда социального страхования РФ (ФСС) - из графы 4 строки 0930; -федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0630; -территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0630; По строкам 050 - суммы авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за третий месяц отчетного периода. Значения по строкам 050 должны заполняться налогоплательщиком из раздела 2 расчета в части: - федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0640; - фонда социального страхования РФ (ФСС) - из графы 4 строки 0940; - федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0640; -территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0640.
На основании вышеизложенного сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, должны составить: - за 1 месяц отчетного периода (стр. 030 раздела 1) - 56.021 руб.; - за 2 месяц отчетного периода (стр. 040 раздела 1) - 42.115 руб.; - за 3 месяц отчетного периода (стр. 050 раздела 1) - 43.344 руб.
В нарушение установленного порядка налогоплательщиком указаны подлежащие уплате в ФСС РФ за 9 месяцев 2008 г. суммы авансовых платежей: - за 1 месяц отчетного периода (стр. 030 раздела 1) - минус 34.354 руб.; - за 2 месяц отчетного периода (стр. 040 раздела 1) - минус 6.082 руб.; - за 3 месяц отчетного периода (стр. 050 раздела 1) - минус 116.563 руб.
В результате допущенных нарушений суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащие уплате в ФСС РФ за отчетный период, занижены на общую сумму 298.479 руб., в том числе: - первый месяц - 90.375 руб. - второй месяц - 48.197 руб. -третий месяц - 159.907 руб.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы инспекции.
Согласно абзацу п. 7 раздела IV приложения N 2 к приказу Минфина России N 13н от 09.02.2007 по строкам 0920 - 0940 значения определяются соответственно: -показатель строки 0620 - показатель строки 0720 + показатель строки 0820; - показатель строки 0630 - показатель строки 0730 + показатель строки 0830; - показатель строки 0640 - показатель строки 0740 + показатель строки 0840. Показатели строк 0620-0640 отражают начисления, строк 0720-0740 отражают расходы, строк 0820-0840 отражают возмещенные ранее суммы. В оспариваемом решении указано, что по строке 0910 графы 4 раздела 2 (лист 007) сумма начисленных обществом авансовых платежей составляет 141 480 руб. (т. 1 л.д. 85; т. 2 л. д. 13). Однако из представленного заявителем в материалы дела расчета авансовых платежей по строке 0910 графы 4 раздела 2 (лист 007) сумма начисленных обществом авансовых платежей отражена в размере минус 156.999 руб. (т. 1 л. д. 16, 120).
По причине переезда ИФНС России N 5 по г. Москве в другое здание инспекция в течение длительного времени не могла представить суду экземпляр расчета, полученный от налогоплательщика. В дело представлена электронная копия, распечатанная из базы данных (т. 1 л.д. 79-89).
Судом первой инстанции установлено, что в представленных расчетах имеются различия в отражении сведений в листе 007 расчета. При этом расчеты различаются по количеству листов (у заявителя - 10 листов, у инспекции в электронном варианте - 11 листов, в представленном налогоплательщиком - 10 листов. Представление расчета на 10 листах подтверждается описью вложения в ценное письмо (т. 2 л.д. 18). Представленный сторонами лист 007 расчета отличается не только отраженными в нем сведениями, но и по его исполнению: заметна разница в шрифте и в расположении текста на странице. При этом в расчетах, представленных в дело обществом, все страницы исполнены в одном стиле, поскольку форма расчета не предусматривает подписи налогоплательщика на листе 007, по данному реквизиту установить его подлинность не представляется возможным.
Судом установлено, что указанные расхождения в расчете образовались по причине не заполнения в листе 007 в экземпляре инспекции расходов, произведенных налогоплательщиком в оспариваемый период на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС в размере 298.479 руб.: - первый месяц (строка 0720) - 90.375 руб. - второй месяц (строка 0730) - 48.197 руб. - третий месяц (строка 0740) - 159.907 руб. Данная сумма указана в оспариваемом решении в качестве недоимки.
Однако, при исчислении подлежащего уплате ЕСН в ФСС сумма исчисленных платежей подлежит уменьшению на суммы строк 0720, 0730 и 0740, что налоговым органом не учтено.
Достоверность расчетов истца подтверждается расчетной ведомостью по средствам ФСС РФ за 9 месяцев 2008, представленной в Фонд социального страхования, справкой филиала N 8 ГУ-МРО ФСС РФ и актом сверки расчетов с Фондом за 2008 (т. 1 л.д. 72-74, 123-125).
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с порядком заполнения расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, сведения в строках 030, 040 и 050 раздела 1 (лист 002) расчёта должны соответствовать сведениям 0920, 0930 и 0940 раздела 2 (лит 007) расчёта, в противном случае расчет заполнен неверно.
Установив указанные различия, налоговая инспекция не исполнила установленную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность сообщить налогоплательщику о выявленной ошибке и истребовании пояснений.
Таким образом, расчет недоимки инспекции судом правильно признан недостоверным, а доначисление оспариваемым решением ЕСН, зачисляемого в ФСС, в сумме 298.479 руб. - незаконным.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным оспариваемого решения в части отказа в привлечении к налоговой ответственности, поскольку в указанной части решение инспекции не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Обществом заявлено требования об обязании инспекции в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов налогоплательщика исключить доначисленную сумму ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, в размере 298.479 рублей, из лицевого счета заявителя.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Однако сведения о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, содержащиеся в лицевом счете налогоплательщика, используются налоговым органом и приобретают обязательность для налогоплательщика, что может повлечь нарушение прав и законных интересов налогоплательщика. Поэтому суд, в целях восстановления нарушенных незаконными действиями налогового органа прав и законных интересов заявителя, вправе принять меры к их восстановлению в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ и восстановить порядок, существовавший до принятия инспекцией необоснованного решения. Возложение на инспекцию обязанности отразить в лицевом счете заявителя уплаченные налоги не противоречит законодательству о налогах и сборах, нормативно-правовым актам ФНС России и не возлагает на налоговый орган дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции частично, исходя из принципа разумности подлежащих взысканию судебных расходов, установленного ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены принятого по делу обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2010 по делу N А40-124163/09-108-951 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124163/09-108-951
Истец: ОАО "Новый мир"
Ответчик: ИФНС России N 5 по г. Москве, ИФНС России N5 по г. Москве
Третье лицо: УФНС России по г. Москве, ГУ-МРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30559/2010