г. Москва |
Дело N А40-9983/10-17-77 |
20 января 2011 г. |
N 09АП-30979/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Веклича Б.С. Поташовой Ж.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "Городская информационно-справочная служба"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2010
по делу N А40-9983/10-17-77 судьи Поляковой А.Б.
по заявлению ОАО "Городская информационно-справочная служба"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица Департамент имущества города Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Василевская О.Г. по дов. от 11.01.2011, паспорт 87 01 319219
от ответчика: Милентьева М.В. по дов. от 28.12.2010 N 33-и-3203/10, уд. N 815
от третьих лиц: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2010 ОАО "Городская информационно-справочная служба" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, вл.6, оформленного письмом Территориального управления в Юго-Восточном административном округе города Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27.10.2009 N 33-5Т4-364/8-(0)-1, и в возложении на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанности заключить с ОАО "Городская информационно-справочная служба" договор аренды земельного участка по указанному адресу.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его необоснованным, незаконным и подлежащим отмене, поскольку суд недостаточно исследовал доказательства, вследствие чего не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, а также неправильно применены нормы материального права.
Отзывы на апелляционную жалобу ДЗР и третьим лицом не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ДИГМа, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает несостоятельным вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств передачи прав аренды спорного земельного участка в уставный капитал Заявителя и об отсутствии распорядительного акта о предоставлении в аренду земельного участка.
Пояснил, что порядок выделения земельных участков, разработки на них градостроительной документации установлен постановлением Правительства Москвы, в соответствии с которым на ДЗР возложена обязанность заключать с Обществом договоры аренды земельных участков.
Полагает, что Обществом был представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для оформления земельно-правовых отношений в режиме "одного окна".
Отметил, что в силу Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Представитель ДЗР в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что Общество не представило в ДЗР утвержденную в установленном порядке необходимую разрешительную документацию для оформления земельно-правовых отношений.
Пояснил, что отсутствует решение уполномоченного органа исполнительной власти о предоставлении данного земельного участка в аренду Обществу.
По мнению ДЗР, данный земельный участок может быть предоставлен Обществу в аренду только на конкурсной основе.
Также отметил, что земельный участок, на который Общество просит оформить договор аренды, не поставлен на кадастровый учет, не индивидуализирован, поэтому не может быть предметом аренды.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене на основании п.4 ч.1, ч.2 ст.270 АПК РФ отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Городская информационно-справочная служба" создано на основании постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы города Москвы" с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.
Пунктом 2.1.3 указанного постановления определено, что на начальном этапе 100% уставного капитала ОАО "ГИСС" принадлежит Правительству Москвы в лице Москомимущества, в том числе права аренды за 20 000 кв. м земли на период 49 лет.
Постановлением Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" Правительство Москвы согласилось с предложением Департамента поддержки и развития малого предпринимательства о предоставлении в установленном порядке ОАО "Городская информационно-справочная служба" в 2001-2003 годах земельных участков общей площадью 10 000 кв.м под строительство и дальнейшую эксплуатацию справочных киосков на условиях долгосрочной аренды сроком не менее 10 лет.
Префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов поручено подобрать в 2001-2003 годах согласованные с ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.
Департаменту имущества города Москвы поручено производить дальнейшее увеличение уставного капитала ОАО "ГИСС" путем внесения стоимости права долгосрочной аренды по каждому выделенному земельному участку, предоставляемому под справочный киоск ГИСС, в уставный капитал ОАО "Городская информационно-справочная служба" до момента достижения суммарной площади земельных участков 10 000 кв.м.
По мере подбора земельных участков оформлять акты приемки- передачи имущественных прав в уставный капитал ОАО "Городская информационно-справочная служба".
23.08.2006 между Департаментом имущества города Москвы и ОАО "ГИСС" был заключен договор, предметом которого является передача акций ОАО "ГИСС" в количестве 214 892 980 штук в собственность города Москвы. Стоимость прав аренды земельных участков, предоставляемых для строительства и дальнейшего использования справочных киосков, определена в сумме 21 489 298 рублей.
Решением Окружной конкурсной комиссии по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов Юго-Восточного административного округа города Москвы от 06.06.2005 (выписка из протокола N 19), ОАО "ГИСС" предписано пройти предварительный регламент Москомархитектуры и заключить договор с ГУП ГлавАПУ на разработку Акта разрешенного использования земельного участка по указанному адресу в установленном порядке.
Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы выдано градостроительное заключение от 19.12.2007 N 240-32/487-2007 на установку нестационарного объекта.
28.02.2008 ОАО "Городская информационно-справочная служба" обратилось с заявлением N 335-4/08 в службу "одного окна" территориального управления ЮВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы об оформлении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Жулебинский бульвар, вл.6. с приложением пакета правоустанавливающих документов.
Распоряжением ДЗР от 06.05.2009 N 1907 была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, вл.6.
Письмом ДЗР от 27.10.2009 N 33-5Т4-364/8-(0)-1 Обществу было отказано в оформлении земельно-правовых отношений по указанному адресу со ссылкой на протокол совещания у начальника Управления корпоративного контроля над долями города Департамента имущества города Москвы А.Ю. Посконина от 30.09.2009 N 11-00 и письмо Контрольного комитета города Москвы от 10.09.2009 N 01-01-12-3222/09, согласно которому размещение некапитальных объектов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП на конкурсной основе.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ ДЗР в оформлении земельно-правовых отношений на участок, расположенный по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, вл.6, действующему законодательству не противоречит и законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
При этом суд указал на то, что ни постановлением Правительства Москвы от13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы", ни постановлением Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" конкретный поадресный перечень земельных участков, подлежащих передаче ОАО "ГИСС" в аренду для строительства справочных киосков в связи с внесением права долгосрочной аренды по каждому выделенному участку в уставный капитал ОАО "ГИСС", не содержится.
В связи с этим, отметил, что полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков на территориального округа для осуществления градостроительной деятельности на основании утвержденной исходно-разрешительной документации возложены на префектуру административного округа. ДЗР уполномочен заключать договоры аренды земельных участков, принадлежащих субъекту Российской Федерации - городу Москве, на основании решения префектов административных округов, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
Соответственно, как указал суд первой инстанции, префектурой ЮВАО г. Москвы решение о предоставлении ОАО "ГИСС" земельного участка по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, вл.6, не принималось.
Суд также указал на то, что Обществом при обращении в службу "одного окна" ДЗР за оформлением договора аренды земельного участка не был представлен кадастровой паспорт на данный участок; доказательств того, что земельный участок, поименованный в акте приемки-передачи имущественных прав, был сформирован и поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, заявителем не представлено.
Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что размещение некапитальных объектов - справочных киосков в городе Москве должно осуществляться в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП "Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства", согласно которому такие объекты размещаются в Москве на основании правового акта префектуры административного округа в соответствии с градостроительными схемами размещения некапитальных объектов различных видов, разработанными территориальными подразделениями Москомархитектуры и утвержденными префектами с предоставлением права заключения договора аренды земельного участка на конкурсной основе.
В то же время, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно ст.ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Пунктом 2 вышеупомянутого Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001-2003 годах согласованные ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.
Пунктом 6.2.1 постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ГИСС" в порядке, установленном распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП "Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу".
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п.2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п.2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Пунктом 7.1 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" Московскому земельному комитету (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов города Москвы) предписано заключать с ОАО "ГИСС" в установленном порядке договоры аренды земли на основании разработанной исходно-разрешительной документации.
Таким образом, указанными выше нормативными правовыми актами установлен порядок, в соответствии с которым:
Правительство Москвы принимает решение о передаче в уставной капитал ОАО "ГИСС" стоимости прав аренды земельных участков под справочными киосками городской информационно-справочной системы;
Префекты административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов подбирают согласованные ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе;
Департамент земельных ресурсов города Москвы заключает с ОАО "ГИСС" в установленном порядке договоры аренды земельных участков на основании разработанной исходно-разрешительной документации;
Департамент имущества города Москвы производит увеличение уставного капитала ОАО "ГИСС" путем внесения стоимости права долгосрочной аренды по выделенному земельному участку, предоставляемому под справочный киоск ГИСС, в уставный капитал ОАО "Городская информационно-справочная служба", оформляет акты приемки-передачи имущественных прав в уставный капитал ОАО "Городская информационно-справочная служба".
С учетом того, что ДИГМ, ДЗР, префектуры административных округов города Москвы входят в структуру органа исполнительной власти города Москвы, необходимо отметить, что этот порядок соответствует действующему законодательству и не противоречит нормативным правовым актам Правительства Москвы.
Из материалов дела следует, что в порядке исполнения постановлений Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860, от 13.02.2001 N 133-ПП, от 11.04.2006 N 253-ПП, распоряжения Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП:
06.06.2005 решением Окружной конкурсной комиссией по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов Юго-Восточного административного округа города Москвы (выписка из протокола N 19), по существу, согласован вопрос о предоставлении Обществу земельного участка по указанному адресу для размещения справочного киоска;
23.08.2006 между Департаментом имущества города Москвы и ОАО "ГИСС" был заключен договор, предметом которого является передача акций ОАО "ГИСС" в количестве 214 892 980 штук в собственность города Москвы и определен перечень адресов земельных участков, их площадь и стоимость прав на заключение договоров аренды, включая земельный участок по Жулебинскому бульвару, вл. 6;
19.12.2007 Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы выдано градостроительное заключение N 240-32/487-2007 на установку нестационарного объекта;
28.02.2008 Общество обратилось в службу "одного окна" ДЗР с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка по указанному адресу с приложением пакета правоустанавливающих документов;
06.05.2009 ДЗР распоряжением N 1907 утверждает схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, вл.6.
Таким образом, на момент отказа ДЗР в оформлении договора аренды земельного участка, установленный нормативными правовыми актами Правительства Москвы порядок Обществом был соблюден.
Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП (Приложение 1), определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.
В силу п.2.1 указанного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа согласно приложению 3, а также необходимый комплект документов согласно приложению 2 к вышеназванному постановлению от 13.03.2007 N 168-ПП.
Оценивая доводы ДЗР о том, что Обществом не был представлен кадастровый паспорт земельного участка, следует обратить внимание на то, что ДЗР является полномочным представителем собственника земельного участка, на него в силу указанных выше нормативных правовых актов Правительством Москвы возложена обязанность по заключению с Обществом договора аренды земельного участка.
При этом для исполнения этой обязанности ДЗР в соответствии с установленным ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядком должен подготовить всю необходимую документацию для постановки земельного участка на кадастровый учет, в том числе оформить кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.20 названного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно п. 2.2.27 и п. 2.2.28 Положения о Департамента земельных ресурсов города Москвы, с учетом соглашения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Правительства Москвы от 09.11.2006 N С-01/1/77-145 Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по ведению государственного земельного кадастра и государственного кадастра недвижимости, в том числе по вопросам подготовки и представление документов в установленном порядке для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
Исходя из смысла вышеназванных норм права обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет и, соответственно обязанность по изготовлению кадастрового плана возложена на собственника (или правообладателя) земельного участка. При этом закон не обуславливает выполнение этой обязанности собственником (правообладателем) наличием либо отсутствием заинтересованности каких-либо иных лиц.
Ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП является несостоятельной, поскольку данное постановление, устанавливающее конкурсный порядок размещения некапитальных объектов, было принято после издания Правительством Москвы соответствующих постановлений о предоставлении ОАО "ГИСС" земельных участков для размещения справочно-информационных киосков.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок, имеющий адресный ориентир: г. Москва, Жулебинский бульвар, вл.6, предоставлен ОАО "Городская информационно-справочная служба" на основании предписаний ненормативно-правовых актов Правительства Москвы с предварительным согласованием размещения на земельном участке справочных киосков городской и информационно-справочной системы.
ОАО "Городская информационно-справочная служба" при обращении в Департамент земельных ресурсов был предоставлены все документы для оформления земельно-правовых отношений, в связи с чем отказ Департамента в оформлении договора аренды земельного участка не соответствует п.п. 2, 5 ст.30, ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, п/п "д" п.4 ст.14 Закона города Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", устанавливающим, что при предоставлении земельных участков с предварительным местом размещения договор аренды заключается без проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2010 по делу N А40-9983/10-17-77 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: Москва, Жулебинский бульвар, владение 6, оформленного письмом N 33-5Т4-364/8-(0)-1 от 27.10.2009.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Жулебинский бульвар, владение 6 с ОАО "Городская информационно-справочная служба".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9983/10-17-77
Истец: ОАО "Городская информационно-справочная служба" (ОАО "ГИСС")
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы, Департамент имущества г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30979/2010