г.Москва |
|
27.01.2011 |
N 09АП-31880/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2011
Дело N А40-99349/10-94-547
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Поташовой Ж.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.10.2010
по делу N А40-99349/10-94-547, судьи Ерохина А.П.
по заявлению ООО "Фарсис"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании недействительным письма от 26.07.2010 N 33-5Т9-556/10-(0)-2,
при участии:
от заявителя: Губина М.Ю. по доверенности от 27.12.2010 N 33-и-3164/10, удостоверение N 992; Важиной А.Н. по доверенности от 27.12.2010 N 33-и-3176/10, удостоверение N 367;
от заинтересованного лица: Стрелкова А.Л. по доверенности от 22.04.2010, паспорт 45 07 449330; Першина В.П. по доверенности от 01.01.2011, паспорт 45 09 302503,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.10.2011, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ООО "Фарсис" о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.07.2010 N 33-5Т9-556/10-(0)-2 в оформлении договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер 77:09:0002009:64 по адресу: Москва, ул.Учинская, вл.8. Суд обязал Департамент земельных ресурсов г.Москвы устранить нарушения прав заявителя путем подготовки соответствующего решения о предоставлении земельного участка в собственность ООО "Фарсис", подготовки и направления ООО "Фарсис" договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 77:09:0002009:64, расположенного по адресу: Москва, ул. Учинская, вл. 8.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают па них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.04.2010 ООО "Фарсис" представило в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов соответствующее заявление, кадастровый паспорт, а также иной необходимый для выкупа земельного участка кадастровый номер 77:09:0002009:64 по адресу: Москва, ул.Учинская, вл.8 пакет документов.
Письмом от 26.07.2010 N 33-5Т9-556/10-(0)-2 ответчик уведомил заявителя об отказе в оформлении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка кадастровый номер 77:09:0002009:64 по адресу: Москва, ул.Учинская, вл.8.
Данное решение принято со ссылкой на то, что для получения запрашиваемого документа необходимо первоначально провести корректировку границ земельного участка.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого отказа в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Фарсис" является собственником отдельно стоящего нежилого здания по адресу: Москва, САО, ул.Учинская, д.8, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности.
Вышеуказанное здание находится на земельном участке, который сформирован и поставлен в установленном порядке на государственный кадастровый учет с присвоенным кадастровым номером: 77:09:0002009:64.
Порядок приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами определен ст.36 Земельного кодекса РФ, согласно п.1 которой, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В настоящем случае на спорном земельном участке расположено принадлежащее заявителю на праве собственности здание общей площадью 842,6 кв.м.
Продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.5, 6 ст.36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ст.29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Указанный перечень документов утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.01.2007 N 370, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
Исполнительный орган государственной власти, обязан в месячный срок со дня поступления заявления на приватизацию земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Из п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка (в процессе приватизации) суды должны учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Частью 4 ст.445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка возможен только по основаниям, прямо предусмотренным законом.
Согласно п.5 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1-4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно нормам п.3 ст.35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п.1 ст.36 ЗК РФ.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что спорный земельный участок не является ограниченным или изъятым из оборота, зарезервированным для государственных и муниципальных нужд. Судом обоснованно отклонена ссылка ответчика на нарушения со стороны ООО "Фарсис" договора аренды, выразившееся, по его мнению, в непроведении межевания и закрепления границ на местности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, договор аренды испрашиваемого земельного участка заключен до вступления в силу Земельного кодекса РФ. Испрашиваемый участок прошел межевание и поставлен на кадастровый учет в ранее установленном порядке, до вступления в силу Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно п.1 ст.45 которого, государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В настоящем случае споры о границах со смежными землепользователями отсутствуют. Представленный заявителем кадастровый паспорт не содержит каких-либо условий о необходимости проведения корректировки границ, а также указаний об ориентировочной площади спорного земельного участка.
В соответствии с ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровой деятельностью (кадастровыми работами) в соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом земельного участка признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком земельном участке, которые подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования (ч.3 ст.1 Закона).
Таким образом, границы земельного участка считаются определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если местоположение границ земельного участка внесено в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Законом о кадастре.
Следовательно, судом апелляционной инстанции не принимается как необоснованная ссылка апелляционной жалобы на то, что Общество должно было провести необходимые работы по корректировке границ земельного участка. Площадь спорного земельного участка, указанная в кадастровом плане, составляет 900 кв.м., границы земельного участка сформированы, при этом на схеме участка указаны координаты поворотных точек.
Ссылка заинтересованного лица на данные программы MicroStation, на основании которой площадь земельного участка определена Департаментом земельных ресурсов города Москвы как 823 кв.м., отклоняется, поскольку такие сведения не обеспечивают достаточную точность измерений, необходимую для осуществления кадастрового учета, при условии, что измерения земельного участка на местности Департаментом не производились.
Суд апелляционной инстанции считает, что кадастровые документы выданы в установленном порядке и не признаны недействительными. В связи с этим они должны быть приняты и учтены при решении вопроса об оформлении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах оспариваемый отказ в оформлении договора купли-продажи земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.10.2010 по делу N А40-99349/10-94-547 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99349/10-94-547
Истец: ООО "Фарсис"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы