г.Москва |
N 09АП-29700/2010-АК |
27.01.2011 |
Дело N А40-32905/10-149-230 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2011.
Полный текст постановления изготовлен 27.01.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Бекетовой И.В., Попова В.И.,
при ведении протокола помощником судьи Коваленко В.В.,
при участии:
от заявителя: Ступак Ю.И. паспорт 45 10 598366 решение N 24 от 16.12.2007, Серебренникова С.А. по дов. от 04.12.2010, паспорт 98 08 213107; Семилетова Л.В. по дов. от 01.03.2010, удост.N 5088;
от ответчика: Столярова А.О. уд. N 608 по дов. от 27.12.2010, Горчакова Е.А. уд.N 352 по дов. от 27.12.2010;
от третьих лиц: 1)не явился, извещен; 2) Столярова А.О. уд. N 608 по дов. от 10.11.2010; 3)не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы и ООО "Атиль"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 октября 2010 года
по делу N А40-32905/10-149-230 судьи Кузнецовой С.А.
по заявлению ООО "Атиль"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третьи лица: 1) Управление Росреестра по Москве,
2) Префектура ВАО г. Москвы,
3) ФГУ "Земельная кадастровая палата"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ
ООО "Атиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, содержащийся в письмах N 33-5ТЗ-2231/910/1 от 12.01.2010 и N 33-5ТЗ-122/10(0)-1 от 05.02.2010 от оформления права собственности ООО "Атиль" на земельный участок кадастровый номер 77:03:0005011:26 общей площадью 10454 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. 11-я Парковая, вл. 46; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 77:03:0005011:26 в соответствие с назначением здания (нежилое здание) и заключения с ООО "Атиль" договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 77:03:0005011:26 общей площадью 10454 кв.м по адресу: г.Москва, ул. 11-я Парковая, вл. 46 по цене выкупа в размере 8 148 746, 65 рублей.
Решением от 06 октября 2010 года суд признал незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, содержащийся в письмах N 33-5ТЗ-2231/910/1 от 12.01.2010 и N 33-5ТЗ-122/10(0)-1 от 05.02.2010 от оформления права собственности ООО "Атиль" на земельный участок кадастровый номер 77:03:0005011:26 общей площадью 10454 кв.м. по адресу: г.Москва, ул. 11-я Парковая, вл. 46 и обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 77:03:0005011:26 в соответствие с назначением здания (нежилое здание), а также подготовить и направить в адрес ООО "Атиль" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005011:26, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 11-я Парковая, вл. 46.
Департамент земельных ресурсов города Москвы не согласился с принятым решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обосновании своих требований указывает, что Обществом не были представлены документы, подтверждающие обоснованность предоставления земельного участка. Полагал, что при несоответствии данных, содержащихся в предоставленных документах БТИ, разрешенному использованию, указанному в кадастровом паспорте земельного участка, определить разрешенное использование земельного участка, необходимое для предоставления в собственность общества не представляется возможным.
Заявитель также не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить его мотивировочную и резолютивную часть, указав на обязанность Департамента земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 77:03:0005011:26 в соответствие с назначением здания (нежилое здание) и заключения с ООО "Атиль" договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 77:03:0005011:26 общей площадью 10454 кв.м по адресу: г.Москва, ул. 11-я Парковая, вл. 46. Утверждал, что в распоряжении ответчика имелась вся необходимая информация о земельном участке, в том числе о его площади.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчика ООО "Атиль" указывает на отсутствие оснований для отмены решения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил изменить мотивировочную и резолютивную часть решения суда первой инстанции, поскольку считает их незаконными и необоснованными, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе. В удовлетворении апелляционной жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы просил отказать.
В судебном заседании представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию. В удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Атиль" просил отказать.
В судебном заседании представитель Префектуры ВАО г. Москвы доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию. В удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Атиль" просил отказать.
Представители Управления Росреестра по Москве, ФГУ "Земельная кадастровая палата" в судебное заседание не явились. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Атиль" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу, г. Москва, ул. 11-я Парковая, д. 46, общей площадью 2724,4 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 77 АГ 721046 от 04.07.2006 и Выпиской из ЕГРП N 19/259/2009-837 от 18.12.2009.
Здание приобретено на основании заключенного между ЗАО "Фабрика им. Н.Э.Баумана" (продавец) и ООО "Атиль" (покупатель) договора купли-продажи здания от 20.11.2002 N 20/11-1, согласно п. 1.1 которого предметом договора явилось отдельно стоящее двухэтажное здание с назначением - учреждение согласно техническому паспорту БТИ от 14.06.2002 N 1676/12.
В силу п. 1.3. данного договора одновременно с передачей права собственности на здание покупателю переходит право на приобретение в аренду земельного участка.
При этом при передаче бывшим собственником, ЗАО "Фабрика им. Н.Э.Баумана", данного здания в аренду, помещения, согласно договору аренды нежилого помещения от 01.08.1999 б/н, уже передавались для использования под офис и склад.
Указанное здание расположено на земельном участке кадастровый номер 77:03:0005011:26 общей площадью 10454 кв.м по адресу: г. Москва, ул. 11 Парковая, вл. 46, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет 01.01.2007, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 77-/501/09-92317 от 11.12.2009.
Согласно п. 1.4. договора право продавца на земельный участок подтверждается договором аренды от 17.11.1995 N М-03-500437, заключенным между Правительством Москвы и АОЗТ "Бауманец", в п. 1.1. которого указано, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 10454 кв.м. по 11-й Парковой улице во вл. 46.
ООО "Атиль" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номер 77:03:0005011:26, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 11-я Парковая, вл.46.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмами от 12.01.2010 N 33-5ТЗ-2231/910/1 и от 05.02.2010 N 33-5ТЗ-122/10(0)-1 отказал заявителю в оформлении права собственности ООО "Атиль" на указанный земельный участок
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность явилось отсутствие документов технической инвентаризации на здание (паспорт на здание), которые позволят определить цену земельного участка и его условия приобретения. При этом разрешенное использование земельного участка согласно договору аренды от 17.11.1995 N М-03-500437 (для эксплуатации существующего здания с целью осуществления учебно-производственной деятельности) не соответствует разрешенному использованию в представленном кадастровом паспорте (эксплуатации земельных участков фабрик). Кроме того, здание по адресу: ул. 11-я Парковая, вл.46 относится к дошкольному образовательному учреждению, подлежащему передаче в собственность города Москвы в установленном порядке, в связи с чем необходимо внесение изменений постановление Правительства Москвы от 19.02.2008 N 116-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 47-48, 49-50 района Северное Измайлово города Москвы" в части исключения данного дошкольного учреждения из указанного распорядительного документа.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно истолковал нормы материального права, регулирующие возникший спор и с учетом обстоятельств дела, сделал верный вывод об отсутствии у ответчика оснований для вынесения оспариваемого отказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно абз. 1 ч. 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
ООО "Атиль" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о приобретении в собственность земельного участка за 20% его кадастровой стоимости в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Указанное право приобретателя недвижимости на земельный участок закреплено в ст. 35 Земельного кодекса РФ.
В приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" установлен исчерпывающий Перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения.
К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность - представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт, а, до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2. а также В.З и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре)): копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок ООО "Атиль" приложило все необходимые документы в точном соответствии с Перечнем документов, указанном в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10. 2007 N 370.
В соответствии с абзацем 2 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем, а в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 установлен исчерпывающий Перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения, и в этом перечне не предусмотрено предоставления кадастрового паспорта на здания, строения, сооружения.
В случае предоставления заявителем полного комплекта документов, в соответствии с Перечнем, указанном в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в следующих случаях (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ): изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Из оборота спорный земельный участок не изъят, федеральным законом на него не установлен запрет на приватизацию, он не зарезервирован для государственных нужд. Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы не имел законных оснований, предусмотренных действующим земельным законодательством для отказа в предоставлении ООО "Атиль" в собственность земельного участка.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что принадлежащее Обществу и расположенное на земельном участке здание входит в перечень бывших дошкольных образовательных учреждений, находящихся в частной собственности и подлежащих возврату в городскую собственность, является.
Действующее законодательство не предусматривает запрета на выкуп земельного участка, в связи с включением расположенного на нем здания в реестр бывших образовательных учреждений
Кроме того, письмом ТУ в ВАО ДЗР г.Москвы от 25.08.2010 N 33-ИТЗ-439/10 сам ответчик непосредственно сообщил заявителю о необходимости оформления земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г.Москва, ул. 11-я Парковая, вл. 46.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, содержащийся в письмах N 33-5ТЗ-2231/910/1 от 12.01.2010 и N 33-5ТЗ-122/10(0)-1 от 05.02.2010 не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Атиль" в части изменения мотивировочной и резолютивной части обжалуемого судебного акта, поскольку, как усматривается из оспариваемых отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы, вопрос по указанным заявителем площади и стоимости спорного земельного участка, ответчиком не рассматривался.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2010 г. по делу N А40-32905/10-149-230 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32905/10-149-230
Истец: ООО"Атиль"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, Префектура ВАО города Москвы, ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата"