Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 апреля 2007 г. N КА-А40/1741-07
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 января 2008 г. N КА-А40/14697-07-П
Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - НП "АТС") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, налоговый орган) от 31.03.2006 г. N 9/13 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 обратилась со встречным иском о взыскании с Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" задолженности по налогу на прибыль и налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2006 г. требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 г. решение суда оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судебных инстанций отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы в связи с тем, что учтены не все фактические обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка доводам налогового органа.
В жалобе инспекция указывает, что цель деятельности НП "АТС" и содержание его функций не преследуют содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных и других целей, направленных на достижение общественных благ, а направлены на оказание возмездных услуг, результатом которых является обеспечение интересов коммерческих организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии по организации купли-продажи электроэнергии и достижении более высоких показателей финансовой деятельности. По мнению инспекции, заявителем не приведено доказательств фактического осуществления некоммерческой деятельности отдельно от коммерческой деятельности, суды так же не установили таких обстоятельств исходя из фактического содержания деятельности налогоплательщика, ограничившись выводом о том, что уставная деятельность партнерства состоит из организационной деятельности и коммерческой деятельности. Фактически партнерство создано исключительно юридическими лицами, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, соответственно деятельность партнерства направлена на удовлетворение интересов его участников - членов партнерства, то есть на содействие участникам партнерства в достижении ими получения более высокого финансового результата от своей коммерческой деятельности.
Кроме того, инспекция в жалобе указывает, что в структуре НП "АТС" были подразделения, осуществляющие подготовку к коммерческой деятельности, а также подразделения, которые обеспечивали деятельность компании в целом; никаких структурных подразделений, созданных для осуществления исключительно некоммерческой деятельности в структуре компании не имелось. Организация оптовой торговли у партнерства неразрывно связана с услугами по купле-продаже электроэнергии на оптовом рынке, которые являются предпринимательской деятельностью; юридические лица, имеющие отношение к организации оптового рынка электроэнергии, являются коммерческими организациями. Членские взносы, полученные и израсходованные на осуществление некоммерческой деятельности, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций согласно п. 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в данном случае, членские взносы израсходованы на осуществление коммерческой деятельности и поэтому подлежат обложению налогом на прибыль.
Считают, что выводы судов противоречат обстоятельствам дела и основаны на неполном исследовании фактических обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 287 АПК РФ является основанием для направления дела на новое рассмотрение с отменой ранее принятых судебных актов.
На заседании суда представители заявителя заявили ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы на другой срок в связи с невозможностью участия представителя С. в настоящем судебном заседании.
Суд, выслушав мнение представителя налогового органа по заявленному ходатайству, совещаясь на месте, определил: отказать заявителю в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения кассационной жалобы по делу на более поздний срок.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители НП "АТС" доводы жалобы не признали, считая их необоснованными по основаниям, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, инспекцией проведена выездная налоговая проверка НП "АТС" с 03.10.2005 г. по 30.12.2005 г. по вопросам соблюдения налогового законодательства, о чем составлен акт N 1/13 от 31.01.2006 г.
31.03.2006 г. исполняющим обязанности руководителя налогового органа вынесено решение N 9/13 от 31.03.2006 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога на прибыль за 2003 г. в размере 17720058 руб. Одновременно решением отказано в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в 2002 г., предложено уплатить не полностью уплаченный налог на прибыль в размере 141898464 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 93103485 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия названного решения послужило то, что произведенные НП "АТС" расходы в рамках некоммерческой деятельности осуществлены для подготовки к предпринимательской деятельности и в нарушение п. 14 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации НП "АТС" исключены из налогооблагаемой базы целевые поступления (членские и вступительные взносы), использованные, по мнению налогового органа, не по целевому назначению.
Посчитав свои права нарушенными, НП "АТС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным в связи с несоответствием его нормам п. 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации "О некоммерческих организациях", Федеральному закону "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" от 11.07.2001 г. N 526.
Арбитражный суд г. Москвы, удовлетворяя требования заявителя и отказывая налоговому органу во взыскании налоговых санкций, исходил из того, что НП "АТС" документально подтвердило целевое использование вступительных и членских взносов, в связи с чем, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованным, поскольку неуплаты налога на прибыль в бюджет не произошло.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы инспекции, Федеральный арбитражный суд Московского округа приходит к выводу, что судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы, в том числе некоммерческих учреждений, не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся целевые поступления, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Из приведенной нормы следует, что целевыми поступлениями некоммерческой организации являются только членские взносы, а не приобретенное на них имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 статьи 2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с названным законом (п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных образовательных, научных и управленческих целей. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
В ходе рассмотрения спора установлено, что некоммерческое партнерство осуществляет как некоммерческую деятельность, направленную на реализацию его функции по организации оптовой торговли электрической энергией, так и осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию платных услуг участникам оптового рынка электроэнергии, что предусмотрено статьей 33 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861. Кроме того, суд установил ведение заявителем раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности.
В силу пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационным доходом признается имущество (в том числе, денежные средства), полученное в рамках благотворительной деятельности (в том числе, в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений и целевого финансирования, использованное не по целевому назначению. При направлении целевых средств не по назначению они подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель денежных средств фактически использовал их не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они представлялись.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (пункт 1 статьи 285 НК РФ). Следовательно, отчет о целевом использовании имущества (в том числе, денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, представляется в налоговые органы в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период. Из судебных актов не усматривается, что такой отчет был предметом детального исследования судов.
Суд, рассматривая спор, указывает на какие цели были израсходованы вступительные и членские взносы, в каком размере, однако при этом, судом не дана оценка отчетам об использовании средств, самим произведенным расходам с точки зрения их соответствия Федеральному закону от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральному закону Российской Федерации от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В связи с чем, не достаточно полно исследован вопрос, являются ли сведения (отчет) о целевом использовании денежных средств доказательством использования данных денежных средств по целевому назначению.
В то же время суды первой и апелляционной инстанций, указав на фактические обстоятельства дела, определенными ими, не сослались на доказательства, на которых основаны их выводы об обстоятельствах дела, и не привели все доводы в пользу принятого судебного акта; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об электроэнергетике" НП "АТС" создано для выполнения задач по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, по обеспечению равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за их соблюдением и т.д. Деятельность НП "АТС" заключается в организации купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке с учетом преобразования существовавшего оптового рынка в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, в том числе, в организации торговли на оптовом рынке электроэнергии.
Из содержания судебных актов не усматривается, что судами дана была оценка оказываемым заявителем услугам с учетом разделения функций коммерческой деятельности от некоммерческой деятельности.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, какими доказательствами, имеющимися на момент принятия налоговым органом решения и представленными в дело, заявитель подтвердил, что вступительные и членские взносы использованы по целевому назначению, на ведение некоммерческой деятельности, учтены отдельно; использовал ли заявитель эти целевые взносы для оказания платных услуг; является ли деятельность, осуществляемая НП "АТС" по своим целям и задачам некоммерческой; установить подтвердил ли заявитель представленными доказательствами свое право на использование льготы, установленной статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом установленных фактических обстоятельств, принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 сентября 2006 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2006 г. N 09АП-15878/2006-АК по делу N А40-46557/06-75-229 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2007 г. N КА-А40/1741-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании