г. Москва |
Дело N А40-121680/10-152-720 |
31 января 2011 г. |
N 09АП-33617/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей:
Лепихина Д.Е., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Дутовой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2010
по делу N А40-121680/10-152-720, судьи Рогова А.Н.,
по заявлению Управления Роскомнадзора по Нижегородской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Нижегородской области (далее- Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее- ФГУП "Почта России", Предприятие, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2010 заявленные Управлением требования удовлетворены. При этом суд исходил из наличия в действиях Предприятия события вменяемого административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и вины ответчика в его совершении.
ФГУП "Почта России" не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального права, и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на нарушение Управлением при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а при составлении протокола об административном правонарушении- положений КоАП РФ. Считает возможным применение ст.2.9 КоАП РФ, в связи с наличием объективных причин нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным, обоснованным, вынесенным без нарушения норм материального и процессуального права, а апелляционную жалобу- без удовлетворения. Ссылается на то, что в отношении Предприятия проводилось плановое мероприятие по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, в связи с чем, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям не могут быть применены. Указывает, что время совершения правонарушения зафиксировано в акте от 24.09.2010 N А-25577-52Т-07/0355, событие правонарушения изложено в протоколе от 28.09.2010 N 169, оснований для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Через канцелярию суда от представителей сторон поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, сроком действия до 11.04.2013.
В период, с 30.08.2010 по 24.10.2010, должностными лицами Управления Роскомнадзора по Нижегородской области на основании приказов руководителя Роскомнадзора от 26.08.2009 N 423 и руководителя Управления от 26.07.2010 N 306-НД и от 17.09.2010 N 343-НД был осуществлен дистанционный контроль за деятельностью ФГУП "Почта России" в области связи.
В ходе проверки выявлено нарушение Предприятием абз. 2, 4, ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; пп. а) п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221; п.п.а) пункта 6 постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 " Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции"; пункта 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией серии А025271 N 25577.
При проведении мероприятия заявителем было разослано 350 контрольных писем в административные центры субъектов Российской Федерации (Таблица N 2 Приложения N 1 к акту N А-25577-52Т-07/0355 от 24.09.2010). Услуги по пересылке письменной корреспонденции пользователем Управлением Роскомнадзора по Нижегородской области оплачены (счет N 5288 от 17.12.2009).
При этом было учтено 312 писем, из которых в контрольные сроки прошло 251 письмо (80,45%), с нарушением установленных контрольных сроков поступило 61 письмо (19,55%).
Замедления в прохождении письменной корреспонденции от Нижнего Новгорода до административных центров: Астрахань, Белгород, Великий Новгород, Волгоград, Екатеринбург, Иваново, Калининград, Курган, Липецк, Москва, Нальчик, Оренбург, Пермь, Ростов, Саранск, Саратов, Ставрополь, составляют от 1 до 8 дней.
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что обязательства по оказанию услуг оператором почтовой связи- ФГУП "Почта России" исполнены ненадлежащим образом, поскольку нарушены контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции, в результате чего качество услуг почтовой связи не соответствует предоставляемой оператором почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
По результатам проверки заявителем был составлен акт планового мероприятия систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России" от 24.09.2010 N А-25577-52Т-07/0355, в котором зафиксированы обнаруженные нарушения.
По данному факту должностным лицом Управления Роскомнадзора по Нижегородской области в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении от 28.09.2010 N 169, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
13.10.2010 в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст.205 АПК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции, привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, принял законное и обоснованное решение, правомерно исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
В силу пунктов 5.3, 5.3.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 N 354, указанный орган осуществляет контроль и надзор, лицензирование деятельности, в том числе, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области услуг связи.
Полномочия на составление протокола об административном правонарушении предоставлены должностному лицу заявителя в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 05.08.2008 N 22, постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст.29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий, устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, согласно п.5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ "О связи", ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, предусмотрено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации определяются согласно приложению.
Вместе с тем, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.06.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом РФ "О связи", Федеральным законом РФ "О почтовой связи", другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, международными договорами РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ "О почтовой связи".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях Предприятия события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Рассматривая вопрос вины Предприятия в совершении правонарушения, суд первой инстанции с учетом положения ст. 2.1 КоАП РФ правомерно признал наличие вины, указав на то, что ответчиком не приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения согласно ст.2.9 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, в данном случае не имеется.
Арбитражным судом при привлечении к административной ответственности ФГУП "Почта России" были в совокупности учтены все обстоятельства совершения правонарушения, в связи с чем, административный штраф, предусмотренный санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначен в минимальном размере.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований является законным и обоснованным.
Доводы Предприятия о том, что протокол об административном правонарушении не содержит всех обязательных сведений, предусмотренных ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в частности, указания времени и события правонарушения, являются несостоятельными.
Следует учесть, что время совершения вменяемого Предприятию правонарушения, которое является длящимся, определяется временем его выявления, которое зафиксировано в акте от 24.09.2010 N А-25577-52Т-07/0355. При этом событие правонарушения изложено в протоколе в полном объеме.
Доводы подателя жалобы о нарушении заявителем требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ коллегией не принимаются с учетом того, что в отношении Предприятия проводилось плановое мероприятие по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом (дистанционный контроль), порядок осуществления которого установлен постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, порядок и срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности соблюдены.
Учитывая вышесказанное, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2010 по делу N А40-121680/10-152-720 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, с учетом положений ч.51 ст.211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121680/10-152-720
Истец: Управление Роскомнадзора по Нижегородской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33617/2010