город Омск |
|
03 февраля 2011 г. |
Дело N А75-8366/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
(регистрационные номера 08АП-10658/2010, 08АП-10749/2010)
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Администрации города Сургута
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.10.2010
по делу N А75-8366/2010 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое
по заявлению Администрации города Сургута
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
о признании недействительным представления от 13.07.2010 N 29
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сургута (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее по тексту - ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре, Управление) от 13.07.2010 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и возврате средств федерального бюджета в сумме 4 549 500 рублей.
Решением от 19.10.2010 по делу N А75-8366/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры частично удовлетворил заявленные требования, признал недействительным представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре от 13.07.2010 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса относительно граждан Рубцова А.В., Рыбак М.А., Рукосуева А.Д., Петрова Н.Б., Бадагова С.С.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.
Суд взыскал с Управления 2000 рублей госпошлины в доход федерального бюджета.
Управление и Администрация, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых: Управление просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований; Администрация просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу в этой части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в отношении Администрация города Сургута проведена проверка использования средств, направленных в 2009 году на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам РФ", в части субвенций, выделенных для предоставления бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 2002-2010 годы, за проверяемый период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Факты нарушений зафиксированы в акте от 25.06.2010 N 64 проверки использования средств, которым установлены нарушения на общую сумму 5 843 700 руб., в том числе случаи нецелевой выплаты средств федерального бюджета в отношении следующих лиц: Рубцов Алексей Владимирович на сумму 657 000 руб.; Дмитриева Виктория Александровна на сумму 647 100 руб.; Дмитриев Александр Владимирович на сумму 647 100 руб.; Рыбак Мария Степановна на сумму 647 100 руб.; Рукосуев Александр Дмитриевич на сумму 657 000 руб.; Петров Николай Барсоновиевич на сумму 647 100 руб.; Бадагов Сергей Сергеевич на сумму 647 100 руб.
По результатам проверки руководителем ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре вынесено представление от 13.07.2010 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и возврате средств федерального бюджета в сумме 4 549 500 руб.
Администрация, полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, признавая недействительным представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в части ненадлежащего исполнения бюджетного процесса относительно граждан: Рубцова А.В., Рыбак М.А., Рукосуева А.Д., Петрова Н.Б., Багадова С.С., исходил из того, что данные граждане были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 (Рубцов А.В. как ветеран боевых действий, остальные граждане - как инвалиды), в период ожидания жилищные условия этих граждан не изменились, предусмотренные законом основания для их снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствовали, в силу чего Администрацией правомерно этим гражданам предоставлены субсидии на приобретение жилья в указанных суммах.
Решение суда в части отказа в признании недействительным представления Управления (в части ненадлежащего исполнения бюджетного процесса относительно граждан: Дмитриева А.В. и Дмитриевой В.А.) мотивировано тем, что предоставление субсидии является целевым и адресным расходованием бюджетных средств, которая предоставляется инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий и вставшему на учет до 01.01.2005, то есть подавшему личное заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В отношении Дмитриева А.В. и Дмитриевой В.А. постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 не подтверждается документально.
ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на то, что основанием для получения субсидий на приобретение жилья являются два условия: факт нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановка на учет в качестве таковых до 01.01.2005. В отношении граждан: Рубцова А.В., Рыбак М.А., Рукосуева А.Д., Петрова Н.Б., Багадова С.С., эти условия не соблюдены, в подтверждение чего суду представлены все необходимые документы, а именно:
- Рубцов А.В. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве нуждающегося как ветеран боевых действий, поскольку Рубцову А.В. с 06.05.1996 принадлежит на праве собственности 1/3 квартиры N 84 в доме по ул.Энергетиков города Сургута, жилой площадью 30,6 кв.м, общей площадью 44,6 кв.м, то есть его собственная обеспеченность жилой площадью с 27.11.2000 по 2005 год составляла 10,2 кв.м, что превышает норму обеспеченности для определения нуждаемости, действовавшую в период с 27.11.2000 по 26.10.2005 - 9 кв.м; удостоверение ветеран боевых действий было получено Рубцовым А.В. только 24.01.2005;
- в отношении Рыбак М.С. не подтверждена постановка на учет в качестве инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, заявление о предоставлении субсидии подано Рыбак М.С. только 08.06.2009; а с 26.04.1886 на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий числится Рыбак Т.А., то есть другое лицо;
- в отношении Рукосуева А.Д. неправомерен учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на дату выдачи субсидии не нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку: в период с 27.11.2000 по 2005 не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу того, что с 22.03.2002 занимал, пользовался и в дальнейшем получил в собственность комнату жилой площадью 11,5 кв.м, общей площадью 15,67 кв.м, находящуюся по адресу: г.Сургут, ул. Ленинградская, д.7, кв.61; его собственная обеспеченность жилой площадью составила 11,5 кв.м, что превышает норму обеспеченности для определения нуждаемости, действовавшую в период с 27.11.2000 по 26.10.2005 - 9 кв.м, в силу чего подлежал снятию с учета в качестве нуждающегося; в 2007 году Рукосуев А.Д. подарил свою комнату брату Рукосуеву Ф.Д., ухудшив тем самым свои жилищные условия, и выехал на постоянное проживание в УСО ХМАО-Югры "Геронтологический центр", где и проживает в настоящее время; отсутствует заявление о предоставлении субсидии;
- в отношении Петрова Н.Б. неправомерен учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поскольку в период с 27.11.2000 по 2005 не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу того, что с 20.06.2000 занимал, пользовался и в дальнейшем получил в собственность часть квартиры жилой площадью 34 кв.м, находящуюся по адресу: г.Сургут, ул. Рабочая, д.31, кв.16; его собственная обеспеченность жилой площадью составила 34 кв.м, что превышает норму обеспеченности для определения нуждаемости, действовавшую в период с 27.11.2000 по 26.10.2005 - 9 кв.м, и в связи с чем подлежал снятию с учета в качестве нуждающегося;
- в отношении Бадагова С.С. неправомерен учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поскольку в период с 27.11.2000 по 2005 не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу того, что с 13.02.2001 занимал, использовал для проживания квартиру жилой площадью 25,7 кв.м (совместно с сыном), находящуюся по адресу: г.Сургут, ул. Чехова, д.6, кв.96; его собственная обеспеченность жилой площадью составила 12,85 кв.м, что превышает норму обеспеченности для определения нуждаемости, действовавшую в период с 27.11.2000 по 26.10.2005 - 9 кв.м, и в связи с чем подлежал снятию с учета в качестве нуждающегося.
Администрация в своей апелляционной жалобе указывает на необоснованность выводов суда в отношении предоставления субсидий для приобретения жилья гражданам Дмитриеву А.В. и Дмитриевой В.А., полагая, что суд не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и допустил неправильное толкование закона.
Администрация полагает, что материалы дела подтверждают наличие предусмотренных законом оснований для предоставления Дмитриеву А.В. и Дмитриевой В.А. субсидий на приобретение жилья, а именно: данные лица являются инвалидами, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, и на момент предоставления субсидий относятся к категории нуждающихся, то есть имеют обеспеченность на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Также Администрация считает, что суд не учел, что Дмитриев А.В. и Дмитриева В.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи Дмитриевой Н.В. до 01.01.2005 и состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до момента получения субсидий.
ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре и Администрация города Сургута, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционные жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим частичной отмене, апелляционную жалобу - Администрации - подлежащей удовлетворению, апелляционную жалобу ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемого представления Управление, вменяя Администрации расходование бюджетных денежных средств не по целевому назначению, указано на нарушение Администрацией пункта 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статей 38, 74, 84, 133, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сумма нарушений по целевой статье расходования 5053402 составила 4 549 500 рублей.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Правила предоставления субвенций), которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (пункт 1 Правил).
Категории граждан, относящиеся к ветеранам боевых действий, определены статьей 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Закон о ветеранах). Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, в виде обеспечения их за счет федеральных средств субсидией на строительство или приобретение жилья предусмотрены статьями 16, 23.2 указанного Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", действующим до 06.03.2006, определены порядок и условия признания лица инвалидом в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о социальной защите инвалидов). Меры социальной поддержки инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, в виде обеспечения их за счет федеральных средств субсидией на строительство или приобретение жилья предусмотрены статьями 17, 28.2 указанного Закона социальной защите инвалидов.
В соответствии с Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов в части обеспечения ветеранов боевых действий, инвалидов, а также семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями на территории автономного округа постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10.10.2006 N 237-п утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры (далее по тексту - Положение ХМАО-Югры).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения ХМАО-Югры жилищная субсидия предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005 и включенным в Единый список. Единый список граждан на получение субсидии из федерального бюджета формируется органом местного самоуправления путем извлечения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, в силу приведенных норм, для получения ветеранам боевых действий и инвалидам субсидий на приобретение жилья необходимо соблюдение следующих условий:
- наличие у физического лица статуса ветерана боевых действий или инвалида;
- постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- отнесение на момент предоставления субсидии лица к категории нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также предоставление жилых помещений до 01.01.2005 согласно Жилищному кодексу РСФСР осуществлялось в рамках утвержденных Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР (утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, с изменениями от 28.02.1996, далее по тексту - Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Согласно пункту 7 этих Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
- имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
- проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
- проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению) учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
- проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
- проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
- проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих, гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.
Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи рассчитывалась согласно установленной учетной норме:
-с 20.04.1986 по 08.06.1998 - 8 кв.м жилой площади (постановление Тюменского облисполкома от 20.04.1986 N 140);
-с 08.06.1998 по 27.11.2000 - менее 16 кв.м общей площади (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.1998 N 38-оз "О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты -Мансийском автономном округе - Югре");
-с 27.11.2000 по 26.10.2005 - 9 кв.м жилой площади (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.1998 N 38-оз "О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре").
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
Аналогичные положения закреплены в пункте 20 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, из подпункта "а" пункта 20 этих Правила следует, что улучшение жилищных условий имеет место, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нуждаемости в обеспечении жилой площадью на одного члена семьи рассчитывалась согласно установленной учетной норме. А для снятия учета в связи с улучшением жилищных условий во внимание принимается норма предоставления жилого помещения на каждого члена семьи.
Нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма:
-с 20.04.1986 по 08.06.1998 - от 9 до 12 кв.м жилой площади (постановление Тюменского облисполкома от 20.04.1986 N 140);
-с 08.06.1998 по 27.11.2000 - от 16 до 22 кв.м общей площади (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.1998 N 38-оз "О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре");
-с 27.11.2000 по 26.10.2005 - от 18 (но не менее 12 кв.м жилой площади на одного человека) до 22 кв.м общей площади на одного человека (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.1998 N 38-оз "О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре").
Как следует из материалов дела, Рубцову Алексею Владимировичу постановлением Администрации от 04.09.2009 N 3390 предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения на сумму 657 000 рублей.
Рубцов А.В. является ветераном боевых действий, как лицо, проходившее военную службу на территории Чеченской республики с 17.01.1995 по 12.05.1995, что подтверждается справкой военного комиссариата города Сургута ХМАО-Югры от 13.08.1999 N 4/616 (л.д.68 т.1) и от 18.05.2004 N 841, удостоверением от 24.01.2005.
В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 24.05.2000 Рубцов А.В. на основании его заявления от 22.05.2000 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет составом семьи 3 человека (заявитель - Рубцов А.В., отец заявителя - Рубцов В.А., мать заявителя - Рубцова Н.И.) по месту жительства в первоочередной список как участник боевых действий.
Семья Рубцова А.В. (три человека) проживала в двухкомнатной квартире по адресу: г.Сургут, ул.Энергетиков, д.53 кв.84, общей площадью 44,6 кв.м, жилой - 30,6 кв.м. Рубцову принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру.
Таким образом, на момент постановки Рубцова А.В. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий - на 24.05.2000, при учетной норме, действовавшей в период с 08.06.1998 по 27.11.2000 - менее 16 кв.м общей площади (Закон ХМАО-Югры от 08.06.1998 N 38-оз), фактическая обеспеченность одного члена семьи Рубцова А.В. составляла 14,8 кв.м, то есть меньше учетной нормы.
То обстоятельство, что в последующем - с 27.11.2000 по 26.10.2005 учетная норма изменилась и составила 9 кв.м жилой площади (Закон ХМАО-Югры от 08.06.1998 N 38-оз), не влияет на обоснованность постановки Рубцова А.В. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и не является основанием для снятия его с учета.
В период с момента постановки на учет и до принятия решения о предоставлении субсидии на приобретение жилья жилищные условий Рубцова А.В. не улучшились, жилая площадь на каждого члена семьи составляла менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, действовавшего в этот период (в период с 27.11.2000 по 26.10.2005 - от 18 (но не менее 12 кв.м жилой площади на одного человека) до 22 кв.м общей площади на одного человека).
Таким образом, изложенных выше оснований для снятия Рубцова А.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период ожидания не имелось.
То обстоятельство, что удостоверение ветерана боевых действий было получено Рубцовым А.В. только в январе 2005 года, также не влияет на обоснованность постановки его на учет и на наличие права на получение субсидии в силу следующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 и части 3 статьи 3 Закона о ветеранах, с учетом Приложения к этому закону в ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 закона о ветеранах ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.1998 N 38-оз "О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" военнослужащим, проходившим военную службу на территории, в том числе Чеченской Республики, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляется первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий (в пределах социальной нормы).
Из приведенных норм следует, что гражданин должен иметь статус ветерана боевых действий и встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. То есть закон не говорит, что гражданин должен встать на учет именно как ветеран боевых действий. Приведенные выше Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, определяя основания для признания граждан нуждающимися, не связывают их со статусом граждан, в частности в качестве ветерана боевых действий или инвалида.
Кроме того, и на момент постановки на учет в качестве нуждающегося, Рубцов А.В. уже являлся ветераном боевых действий, что подтверждается военным билетом и справкой военного комиссариата, свидетельствующих о прохождении Рубцовым А.В. военной службы в Чеченской республике в период с 17.01.1995 по 12.05.1995. Закон о ветеранах не связывает наличие этого статуса с наличием удостоверения, в связи с чем само по себе отсутствие в 2000 году удостоверения ветерана боевых действий, не свидетельствует о том, что Рубцов А.В. таковым не является, а военный билет и справка военного комиссариата, напротив, подтверждают таковой статус Рубцова А.В.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отношении Рубцова А.В. соблюдены установленные законом условия для получения субсидии на приобретения жилья, а именно: Рубцов А.В. является ветераном боевых действий; поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005; и на момент предоставления субсидии продолжает относиться к категории нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Рубцову А.В. правомерно предоставлена субсидия на приобретение жилья, представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в этой части является незаконным.
Рыбак Марии Степановне постановлением Администрации от 10.08.2009 N 3049 предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения на сумму 647 100 рублей.
Рыбак М.С. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой-заключением ВКК от 24.01.1997 N 158.
В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 11.02.1998 (л.д.54 т.2) Рубак Т.А на основании ее заявления принята на учет как одинокая мать для получения жилой площади составом семьи 3 человека (заявитель - Рыбак Т.А., мать заявительницы - Рыбак М.С., дочь заявительницы - Рыбак М.Ю.).
Семья Рыбак Т.А. на момент постановки проживала в общежитии.
Проживание граждан в общежитии в силу пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий вне зависимости от размера занимаемого жилого помещения (в данном случае уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи не подлежит применению).
То обстоятельство, что заявление о постановке на учет подано Рыбак Т.А., а субсидия предоставлена Рыбак М.С., не противоречит законодательству.
В соответствии со статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
При этом исходя из положений Приложения N 3 к Порядку учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, граждане, входящие в состав семьи заявителя в обязательном порядке указываются в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий принимается в отношении всех граждан, указанных в заявлении в качестве членов его семьи.
Соответственно, постановка 18.02.1998 Рыбак Т.А составом семьи 3 человека (заявитель - Рыбак Т.А., мать заявительницы - Рыбак М.С., дочь заявительницы - Рыбак М.Ю.) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, свидетельствует о том, что на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий поставлены и все члены семьи, в том числе мать заявительницы - Рыбак М.С.
Кроме того, из нормы статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов следует, что гражданин должен иметь статус инвалида и встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. То есть закон не говорит, что гражданин должен встать на учет именно как инвалид. Приведенные выше Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, определяя основания для признания граждан нуждающимися, не связывает их со статусом граждан, в частности в качестве инвалида.
Таким образом, каждый из членов семьи: заявитель - Рыбак Т.А., мать заявительницы - Рыбак М.С., дочь заявительницы - Рыбак М.Ю., поставлены на учет 18.02.1998 в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализовать же право на получение жилья в соответствии с Законом о социальной защите ветеранов может лицо, поставленное на учет как нуждающееся в улучшении жилищных условий, и имеющееся статус инвалида.
Статус Рыбак М.С. - матери заявительницы, как инвалида подтвержден справкой-заключением ВКК от 24.01.1997 N 158.
Таким образом, каждый из указанных членов семьи, в том числе Рыбак М.С., являются нуждающимся в улучшении жилищных, поставлены на учет в качестве таковых до 01.01.2005, Рыбак М.С. является инвалидом, что свидетельствует о соблюдении в отношении Рыбак М.С. установленных законом условий для получения субсидии на приобретения жилья.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Рыбак М.С. правомерно предоставлена субсидия на приобретение жилья, представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в этой части является незаконным.
Рукосуеву Александру Дмитриевичу постановлением Администрации от 19.08.2009 N 3163 (л.д.147 т.2) предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения на сумму 657 000 рублей.
Рукосуев А.Д. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой сер. МСЭ015 N 477957 (л.д. 125 т.2).
В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 28.03.1990 (л.д. 114 т. 2) Рукосуев А.Д. на основании его заявления от 22.03.1990 принят на учет для получения жилой площади.
На момент постановки на учет в качестве нуждающегося Рукосуев А.Д. проживал по адресу: г.Сургут, ул.Дачная, балок N 5 (л.д.119-120 т. 2).
В 1999 году Рукосуев А.Д. переехал в муниципальное общежитие по адресу: г.Сургут, ул. Ленинградская, д.7 ком. 405.
Предоставление в дальнейшем комнаты в общежитии не влияет на статус Рукосуева А.Д. как нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку данное обстоятельство, не является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося. Кроме того, как указано выше проживание граждан в общежитии в силу пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий вне зависимости от размера занимаемого жилого помещения (в данном случае уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи не подлежит применению).
В дальнейшем постановлением Администрации города Сургута от 02.06.2006 N 1094 общежитие по адресу: г.Сургут, ул. Ленинградская, д.7, исключено из состава специализированного жилищного фонда и 30.01.2007 Рукосуев А.Д. получил в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: г.Сургут, ул. Ленинградская, д.7 кв. 61, комната 2, площадью 11,5 кв.м.
Однако, данное обстоятельство не является основанием для снятия Рукосуева А.Д. с учета в качестве нуждающегося в силу следующего.
На момент получения жилого помещения в собственность - январь 2007 года уже действовал Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающий в статье 56 основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали Рукосуеву А.Д. право на получение жилых помещений по договорам социального найма (статья 29 Жилищного кодекса РФСФР), не отпали.
Пункты 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают следующие основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- подача ими по месту учета заявления о снятии с учета (п.1);
- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п.3);
- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (п.4);
- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (п.5);
- выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п.6).
Указанных оснований для снятия Рукосуева А.Д. с учета не имелось.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закон ХМАО-Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в редакции, действовавшей в 2007 году (на момент получения Рукосуевым А.Д. в собственность жилого помещения) норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере:
1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек;
2) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека.
Таким образом, площадь предоставленного Рукосуеву А.Д. жилого помещения меньше нормы предоставления жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для снятия Рукосуева А.Д. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период ожидания не имелось. Факт получения в собственность жилого помещения площадью 11,5 кв.м таковым основанием не является.
Соответственно тот факт, что Рукосуев А.Д. подарил квартиру своему брату не влияет на вывод о законности постановки Рукосуева А.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также на вывод об отсутствии оснований для снятия его с учета.
Не влияет на данные вывод и факт нахождения Рукосуева А.Д. в специализированном учреждении УСО ХМАО-Югры "Геронтологический центр", поскольку данный факт не является основанием для снятия Рукосуева А.Д. с учета в качестве нуждающегося, проживание в центре носит временный характер.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отношении Рукосуева А.Д. соблюдены установленные законом условия для получения субсидии на приобретения жилья, а именно: Рукосуев А.Д. является инвалидом; поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005; и на момент предоставления субсидии продолжает относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре об отсутствии в материалах дела заявления Рукосуева А.Д. на предоставление субсидии, суд апелляционной инстанции отклоняет как не соответствующий материалам дела.
В материалах дела имеется заявление Рукосуева А.Д. от 19.06.2009 в Администрацию города Сургута о предоставлении жилищной субсидии, подписанное Рукосуевым Ф.Д. (л.д.124 т.2), действующим на основании нотариально заверенной доверенности от 18.06.2009 (зарегистрирован в реестре за N 3-2535, нотариус Титаренко Людмила Григорьевна) (л.д. 132 т.2).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что Рукосуеву А.Д. правомерно предоставлена субсидия на приобретение жилья, представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в этой части является незаконным.
Петрову Николаю Барсоновиевичу постановлением Администрации от 31.07.2009 N 2985 (л.д. 46-47 т.3) предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения на сумму 647 100 рублей.
Петров Н.Б. является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой сер. МСЭ-002 N 315717 от 16.02.1999 (л.д. 30 т.3).
В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 16.06.1993 Петров Н.Б. на основании его заявления от 16.06.1993 (л.д.16 т.3) принят на учет для получения жилой площади составом семьи из 4 человека (заявитель - Петров Н.Б., жена заявителя - Петрова Л.Х., двое детей: Петров В.Н. и Петров В.Н.).
Семья Петрова Н.Б. на момент постановки проживала в общежитии.
Проживание граждан в общежитии в силу пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий вне зависимости от размера занимаемого жилого помещения (в данном случае уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи не подлежит применению).
Таким образом, Петров Н.Б. в 1993 правомерно встал на учет составом семьи 4 человека как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В дальнейшем постановлением Администрации города Сургута от 02.06.2006 N 1094 общежитие по адресу: г.Сургут, ул. Рабочая, д.31, исключено из состава специализированного жилищного фонда и в 2008 году Петров Н.Б. получил в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: г.Сургут, ул. Рабочая, д.31, кв.16, общая площадь 34 кв.м.
Однако, данное обстоятельство не является основанием для снятия Петрова Н.Б. с учета в качестве нуждающегося в силу следующего.
Как указано выше, на момент получения жилого помещения в собственность - январь 2007 года уже действовал Жилищный кодекс Российской Федерации, в статье 56 основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали Петрову Н.Б. право на получение жилых помещений по договорам социального найма (статья 29 Жилищного кодекса РФСФР) не отпали.
Оснований указанных в пунктах 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия Петрова Н.Б. с учета не имелось.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закон ХМАО-Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в редакции, действовавшей в 2007 году (на момент получения Петровым Н.Б. в собственность жилого помещения) норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере:
1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек;
2) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека.
После получения Петровым Н.Б. в собственность жилого помещения площадью 34 кв.м обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составила 8,5 кв.м, что меньше действовавшей в этот период нормы предоставления жилого помещения.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что собственная обеспеченность жилой площадью Петрова Н.Б. в период с 27.11.2002 по 2005 год составляла 34 кв.м, является неверным, поскольку в силу пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспеченность жилой площадью определяется на одного члена семьи, а не на одного собственника помещения. Поскольку семья Петрова Н.Б. составляет 4 человека, Петров Н.Б. поставлен на учет в качестве нуждающегося таким составом семьи, изменения в составе семьи не произошло, то, несмотря на то, что собственником жилого помещения является Петров Н.Б., обеспеченность жилой площадью определяется исходя из всех четырех членов семьи.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для снятия Петрова Н.Б. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период ожидания не имелось.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отношении Петрова Н.Б. соблюдены установленные законом условия для получения субсидии на приобретения жилья, а именно: Петров Н.Б. является инвалидом; поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005; и на момент предоставления субсидии продолжает относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В такой ситуации, Петрову Н.Б. правомерно предоставлена субсидия на приобретение жилья, представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в этой части является незаконным.
Бадагову Сергею Сергеевичу постановлением Администрации от 30.07.2009 N 2947 (л.д. 101-102 т.3) предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения на сумму 647 100 рублей.
Бадагов С.С. является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой ВТЭК (л.д. 65 т.3).
В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 31.05.1991 на основании его заявления Бадагов С.С. принят на учет для получения жилой площади.
Бадагов С.С. на момент постановки проживал в общежитии.
Проживание граждан в общежитии в силу пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий вне зависимости от размера занимаемого жилого помещения (в данном случае уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи не подлежит применению).
Таким образом, Бадагов С.С. в 1991 правомерно поставлен на учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В 1992 году Бадагов С.С. вступил в брак, а в 1997 у него родился сын, в связи с чем с 1997 года у Бадагова С.С. семья состоит из 3 человек.
В 2001 году семье Бадагова С.С. предоставлена жилая комната в коммунальной квартире по адресу: город Сургут, ул. Чехова, д.6, кв.96, размером 10 кв.м/45,3 кв.м (ордер на жилое помещение - л.д. 66 т.3).
20.12.2004 с Бадаговым С.С. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: город Сургут, ул. Чехова , д.6, кв.96, по которому Бадагову С.С. и членам его семьи предоставлено жилое помещение общей площадью 45,3 кв.м, в том числе жилой - 25,7 кв.м.
Между тем, данные обстоятельства не являются основанием для снятия Бадагова С.С. и членов его семьи с учета нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку жилищные условий Бадагова С.С. и членов его семьи не улучшились.
Как указано выше, в силу пункта 20 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, улучшение жилищных условий имеет место, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В данном случае жилая площадь на одного члена семьи Бадагова С.С. (3 человека) составляет 8,56 кв.м, что меньше размера, установленного для предоставления жилого помещения, действовавшего в этот период (в период с 27.11.2000 по 26.10.2005 - от 18 (но не менее 12 кв.м жилой площади на одного человека) до 22 кв.м общей площади на одного человека).
Таким образом, оснований для снятия Бадагова С.С. и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в отношении Бадагова С.С. соблюдены установленные законом условия для получения субсидии на приобретения жилья, а именно: Бадагов С.С. является инвалидом; поставлен на учет в составе семьи из трех человек в качестве нуждающегося улучшении жилищных условий до 01.01.2005; и на момент предоставления субсидии продолжает относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу изложенного, Бадагову С.С. правомерно предоставлена субсидия на приобретение жилья, представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в этой части является незаконным.
Дмитриеву Александру Владимировичу (отец) и Дмитриевой Виктории Александровне (дочь) постановлением Администрации от 17.08.2009 N 2313 (л.д.29-30 т.2) предоставлены субсидии на приобретение жилого помещения по 647 100 рублей каждому.
Дмитриев А.В. и Дмитриева В.А. являются инвалидами, что подтверждается соответственно справкой ВТЭ-54 " 021724 от 28.08.1990, справкой ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО" N 0004204006 от 02.04.2009 (справка выдана повторно).
В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 06.03.1996 (л.д.123 т.1) Малюдина Н.В. (фамилия после вступления в брак - Дмитриева Н.В.) составом семьи пять человек (заявительница - Милюдина Н.В., отец - Милюдин В.Б., мать - Милюдина Е.В., сестра - Исакова Л.М., племянник - Егоров В.В.) на основании ее заявления (л.д. 124 т.1) принята на учет для получения жилой площади.
На момент постановки на учет семья проживала в квартире по адресу: город Сургут, ул. Просвещения, д.35 кв.34, жилой площадью 29 кв.м.
Таким образом, на момент постановки Милюдиной Н.В. в составе семьи из пяти человек на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий - на 06.03.1996 при учетной норме, действовавшей в период с 20.04.1986 по 08.06.1998 - 8 кв.м жилой площади (постановление Тюменского облисполкома от 20.04.1986 N 140), фактическая обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи составляла 5,8 кв.м, то есть менее действовавший в этот период учетной нормы, в силу чего Милюдина Н.А. правомерно поставлена на учет.
В сентябре 1996 года Милюдина Н.В. вступила в брак с Дмитриевым А.В. (свидетельство о заключении брака от 14.09.1996 I-ФР N 309959 - л.д.127 т.1), в феврале 1997 года родилась дочь - Дмитриева Виктория (свидетельство о рождении от 14.02.1997 I-ФР N 363304).
В 2002 году семье Дмитриевой Н.В. в количестве трех человек предоставлено жилое помещение (комната) в общежитии по адресу: ул. Мелик-Крамова, д.48/2, сек.10, площадью 15 кв.м.
Таким образом, состав семьи Дмитриевой Н.В. изменился, однако постановка Дмитриевой Н.В. вместе с семьей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранилась, поскольку обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи, состоящей из трех человек, составил 5 кв.м, что меньше действовавший в этот период нормы предоставления жилого помещения - от 18 (но не менее 12 кв.м жилой площади на одного человека) до 22 кв.м общей площади на одного человека.
В соответствии со статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
При этом исходя из положений Приложения N 3 к Порядку учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, граждане, входящие в состав семьи заявителя в обязательном порядке указываются в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как указано выше, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий принимается в отношении всех граждан, указанных в заявлении в качестве членов его семьи. При этом наличия отдельных заявлений от членов семьи заявителя не требуется.
Таким образом, по заявлению Дмитриевой Н.В. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после получения Дмитриевой Н.В. комнаты в общежитии состояла вся семья из трех человек: Дмитриева Н.В., Дмитриев А.В. (муж), Дмитриева В.А. (дочь).
Кроме того, из нормы статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов следует, что гражданин должен иметь статус инвалида и встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. То есть закон не говорит, что гражданин должен встать на учет именно как инвалид. Приведенные выше Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335, определяя основания для признания граждан нуждающимися, не связывает их со статусом граждан, в частности в качестве инвалида.
Таким образом, каждый из членов семьи: заявительница - Дмитриева Н.В., муж заявительницы - Дмитриев А.В., дочь заявительницы - Дмитриева В.А., поставлены на учет с 2002 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть до 01.01.2005.
Реализовать же право на получение жилья в соответствии с Законом о социальной защите ветеранов может лицо, поставленное на учет как нуждающееся в улучшении жилищных условий, и имеющее статус инвалида.
Поскольку и Дмитриев А.В. и Дмитриева В.А. являются инвалидами, поставлены на учет как члены семьи Дмитриевой Н.В., то каждый из них имеет право на получения субсидии на приобретения жилья в соответствии с Законом о социальной защите ветеранов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что в отношении Дмитриева А.В. и Дмитриевой В.А. соблюдены, установленные законом основания для получения субсидий на приобретения жилья, а именно: данные граждане являются нуждающимся в улучшении жилищных, поставлены на учет в качестве таковых до 01.01.2005; являются инвалидами, и на момент предоставления субсидии продолжают относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Дмитриеву А.В. и Дмитриевой В.А. правомерно предоставлена субсидия на приобретение жилья, представление ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в этой части является незаконным, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности представления ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре от 13.07.2010 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в полном объеме, в связи с чем удовлетворяет апелляционную жалобу Администрации, жалобу Управления оставляет без удовлетворения, решение суда первой инстанции отменяет в части отказа в признания недействительным представления ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и за подачу апелляционных жалоб, поскольку Администрация и Управление не платили государственную пошлину в силу их освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении апелляционной жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отказать. Апелляционную жалобу Администрации города Сургута удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.10.2010 по делу N А75-8366/2010 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В этой части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В остальной решение суда оставить без изменения.
В связи с частичной отменой решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.10.2010 по делу N А75-8366/2010 изложить в следующей редакции:
"Требования Администрации города Сургута удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 13.07.2010 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в полном объеме.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8366/2010
Истец: Администрация города Сургута
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Территориальное управление в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре Федеральной службы финансово-бюджетного надзора