г. Москва |
Дело N А40-108813/10-146-616 |
07 февраля 2011 г. |
N 09АП-31072/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Веклича Б.С., Пронниковой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2010
по делу N А40-108813/10-146-616 судьи Ласкина Л.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области (далее - заявитель, Управление) о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ответчик, Предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В обоснование принятого решения суд указал на доказанность факта совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также соблюдение заявителем процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что заявителем нарушен Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.03.2005, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, ввиду отсутствия у заявителя полномочий на проведение проверки. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Управлением Роскомнадзора по Пензенской области протокол о совершении ФГУП "Почта России" административного правонарушения составлен в нарушение срока (двух суток с момента выявления правонарушении) по истечении шести дней с момента обнаружения правонарушения. Указал на то, что Предприятие не было вовремя ознакомлено с приказом о проведении в отношении него плановой проверки согласно пунктов 19, 20 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, а также согласно п. 22 Порядка не участвовало в проведении мероприятия.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области поддержало решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает ее необоснованной, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложило свои доводы.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, со сроком действия до 11.04.2013 (л.д.37, т.1).
В период с 01.07.2010 по 30.08.2010 сотрудниками Управления на основании приказов от 18.06.2010 N 1/222 (л.д.44, т.1) и от 22.07.2010 N 1/276 (л.д. 47 т. 1) осуществлен дистанционный контроль за деятельностью ФГУП "Почта России" в области связи в части соблюдения сроков пересылки письменной корреспонденции.
При проведении анализа контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (контрольных почтовых отправлений и почтовой корреспонденции, поступившей непосредственно в Управление) установлено, что получено в контрольные сроки по межобластному потоку 733, из них с нарушением контрольных сроков - 309. Результаты мероприятия показали, что процент письменной корреспонденции, прошедшей в контрольные сроки по межобластному потоку составил 42,16%.
В ходе проверки установлен факт нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", что отражено в акте проверки от 28.08.2010 N 25577-58т-04/0059 (л.д.11, т.1).
На основании выявленных фактов административный орган пришел к выводу, что ответчик нарушил обязательные требования по соблюдению установленных сроков пересылки почтовых отправлений, предусмотренные п.47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, п. 6 "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, что образует, по мнению административного органа, состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) по Пензенской области Чечетиной Н.И. 06.09.2010 в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол N П-04-28/24 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании указанного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт совершения ФГУП "Почта России" административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ доказан, процедура привлечения Предприятия к административной ответственности не нарушена.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ запрещается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п.4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В частности, лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно п.п. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
На основании ст. 34 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Факт нарушения Предприятием условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 31.08.2009 N 25577-43Т-09/1554 и протоколом об административном правонарушении.
Рассматривая вопрос вины Общества в совершении правонарушения, суд первой инстанции учел положения ст.2.1 КоАП РФ, и правомерно признав наличие вины, указал на то, что на Общество, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП "Почта России" признаков вмененного ему административного правонарушения.
Установленный ст.4.5. КоАП РФ срок, а также процедура привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ соблюдены.
Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении Управлением ч. 2 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора", в соответствии с которой плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, в то время как в настоящем случае административный орган осуществил плановую проверку контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции ФГУП "Почта России" повторно в течение трех лет, отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1 указанного закона положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования.
В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, статьей 28.5 КоАП РФ в части 1 установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а согласно части 2 следует, что при отсутствии сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.
Ссылаясь на приведенные положения Кодекса, ФГУП "Почта России" в апелляционной жалобе приведен довод о том, что протокол о привлечении его к административной ответственности составлен Управлением Роскомнадзора по Республике Коми 04.06.2010 в нарушение указанного срока.
Установленный статьей 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. В настоящем деле протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в связи с чем, нарушение данного срока нельзя отнести к существенным недостаткам протокола, являющимися основанием, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что предприятие не было вовремя ознакомлено с приказом о проведении в отношении него плановой проверки согласно пунктов 19, 20 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, а также согласно п. 22 Порядка не участвовало в проведении мероприятия.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными доводами по следующим основаниям.
Управлением Роскомнадзора по Пензенской области на основании приказа руководителя Управления от 18.06.2010 N 1/222 "О проведении государственного контроля и надзора в отношении субъекта надзора Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Пензенской области от 22.07.2010 N 1/276 "О продлении срока проведения государственного контроля и надзора в отношении субъекта надзора Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" проведено мероприятие по контролю за соблюдением лицензионных условий осуществления деятельности и обязательных требований и норм в области связи в части соблюдения нормативов частоты сбора и сроков пересылки почтовых отправлений в отношении ФГУП "Почта России".
Порядок организации и проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм в области почтовой связи определен "Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи", утвержденной Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75, зарегистрированным в Министерстве Юстиции Российской Федерации 04.07.2006 N 8000 (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 11.5 Методики мероприятия по контролю за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции осуществляется методом дистанционного контроля, путем рассылки контрольных писем и путем анализа письменной корреспонденции, поступающей непосредственно в адрес территориального органа Роскомнадзора.
Таким образом, утверждение в апелляционной жалобе о том, что предприятие не было вовремя ознакомлено с приказом о проведении в отношении него плановой проверки согласно пунктов 19, 20 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, а также согласно п. 22 Порядка не участвовало в проведении мероприятия является ошибочным, поскольку данное требование, согласно п. 30 Порядка относится только к проверкам, которые проводятся во взаимодействии с операторами связи, а мероприятие по контролю за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции осуществлено методом дистанционного контроля без взаимодействия с проверяемым лицом (п. 24 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи).
Нарушений норм процессуального права при установлении факта административного правонарушения и привлечения Почты России к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол составлен полномочным лицом при наличии к тому законных оснований. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2010 по делу N А40-108813/10-146-616 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108813/10-146-616
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пензенской области
Ответчик: ФГУП "Почта России "
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31072/2010