г.Москва |
N 09АП-32729/2010-АК |
07.02.2011 |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2011
Дело N А40-39825/10-153-158, А40-106847/10-111-633
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
судей: Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
при участии:
от заявителей: 1) Кузьминой Е.В. по доверенности от 25.05.2010, паспорт 45 02 028553; Ипп С.Л. паспорт 45 10 595671; 2) Косаревой Н.И. по доверенности от 30.12.2010 N 14-7/251, удостоверение N 0724;
от заинтересованного лица: Гринченко Е.В. по доверенности от 17.08.2010 N Д-358, удостоверение N 272;
от третьего лица: Каплина Л.А. по доверенности от 25.12.2010, паспорт 64N 2806840,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2010 по делу N А40-39825/10-153-158, А40-106847/10-111-633 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ФГУ "Российский центр стандартизации и метрологии", Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве,
третье лицо: ГОУ высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса",
о признании недействительным распоряжения от 02.04.2009 N 418, признании недействительными действий по проведению 02.04.2009 проверки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Российский центр стандартизации и метрологии" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, с учетом изменения предмета требований в порядке ст.49 АПК РФ, о признании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 02.04.2009 N 418 недействительным, а действий по проведению 02.04.2009 проверки фактического использования административного здания, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д. 7А - незаконными.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании Распоряжения ТУ Росимущества по г.Москве от 02.04.2009 N 418 недействительным.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 15.09.2010 дела по заявлениям ФГУ "Росагропромстандарт" и Минсельхоз России объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение является незаконным, вынесено с превышением полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, нарушает права и законные интересы заявителя. Кроме того, суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика по проведению проверки фактического использования административного здания, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д. 7А, а, следовательно, и результатов такой проверки.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФГУ "Российский центр стандартизации и метрологии" в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы не согласился. Считает, что оспариваемые распоряжение и действия по проведению проверки являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, с доводами апелляционной жалобы не согласился. Представил письменные объяснения по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 02.04.2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве проведена проверка фактического использования недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.7А.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 02.04.2009 N 418 "О дальнейшем использовании объекта федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский просп., д.7а" из оперативного управления ФГУ "Российский центр стандартизации и метрологии" изъят объект недвижимого имущества - здание, расположенное по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.7а.
Пунктом 2 распоряжения указанное здание закреплено на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса".
Не согласившись с действиями по проведению проверки и указанным распоряжением, заявители обратились в арбитражный суд.
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно ст.2 указанного закона государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2007 N 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" применимы к спорным правоотношениям.
Порядок проведения плановых проверок закреплен в статье 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Такие проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Согласно п.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Пунктом 16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Документов, подтверждающих уведомление о проведении проверки ФГУ "Росагропромстандарт" ответчиком не представлено, факт получения уведомлений ФГУ "Росагропромстандарт" отрицает.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий ТУ Росимущества по г.Москве по проведению 02.04.2009 проверки фактического использования административного здания, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д. 7А.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом" в его компетенцию входит осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), а также полномочий по изъятию у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества и его передача юридическим лицам.
В соответствии с Положением "О министерстве сельского хозяйства Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства России от 12.06.2009 N 450, Министерство сельского хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях (п.1); осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству (п. 5.4).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.1997 N 1355 "О полномочиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по управлению подведомственным объектами федеральной собственности в агропромышленном комплексе", Минсельхоз России осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных юридических лиц, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом или его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФГУ "Росагропромстандарт" является правопреемником Учебно-методического кабинета по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода России, за которым спорное здание закреплено на праве оперативного управления согласно договору с Мингосимуществом России от 22.12.1997 N 01-3/86, то есть до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с уставом ФГУ "Росагропромстандарт", утвержденным приказом Минсельхоза России от 29.11.2006 N 696-У, его учредителем является Минсельхоз России (п. 1.3), ФГУ "Росагропромстандарт" находится в ведении Минсельхоза России (1.4); ФГУ "Росагропромстандарт" осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (Минсельхоз России, Росимущество) и назначением имущества (п. 4.2); место нахождения ФГУ "Росагропромстандарт": 117049, г. Москва, Ленинский пр., д. 7а, почтовый адрес тот же (п. 1.7); все изменения и дополнения в устав вносятся по решению Минсельхоза России, утверждаются этим органом исполнительной власти (п. 9).
Помимо этого, ФГУ "Росагропромстандарт" включено в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России, утвержденный Правительством России от 22.07.2006 N 1041 (п. 7 приложения N 2).
Согласно п.5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе проводить проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, только в пределах своей компетенции.
В пункте 1 указанного Положения закреплено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В свою очередь, к иным федеральным органам исполнительной власти относится Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое согласно п.5.4. Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного, подведомственным ему, федеральным государственным учреждениям.
На основании Перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 22.07.2006 N 1041-р, а также п.1.4. Устава ФГУ "Росагропромстандарт", данное учреждение находится в ведении Минсельхоза России.
Таким образом, поскольку вопрос изъятия у ФГУ "Росагропромстандарт" спорного здания был решен ТУ Росимущества по г.Москве без участия Минсельхоза России, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что оспариваемое распоряжение об изъятии здания у ФГУ "Росагропромстандарт" не соответствует указанным выше нормативным актам, определяющим компетенцию Минсельхоза России в этой сфере правоотношений.
Кроме того, полномочия собственника в отношении здания осуществляет Минсельхоз России, следовательно, проведение проверки использования федерального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления ФГУ "Росагропромстандарт" без согласования и уведомления Минсельхоза России не входит в компетенцию Росимущества.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что у ФГУ "Росагропромстандарт" не возникло право оперативного управления на спорное здание, не принимается судом апелляционной инстанции как необоснованная.
Как усматривается из материалов дела, спорное здание передано предшественнику ФГУ "Росагропромстандарт" Учебно-методическому кабинету Главного управления по кадровому обеспечению на основании приказа Госагропрома РСФСР от 19.09.1989 N 164 и Акта от 29.09.1989 "О передаче УХО и МТО Госагропрома РСФСР административного здания по адресу: Ленинский проспект, 7а".
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 08.10.1990 N 87 на базе Учебно-методического кабинета по подготовке и повышению квалификации кадров Госагропрома РСФСР и Учебно-методического кабинета Нечерноземной зоны РСФСР был организован "Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода РСФСР" с местом нахождения: г.Москва, Ленинский проспект, д. 7А.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.09.2001 N 914 Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода РСФСР переименован в Федеральное государственное учреждение "Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров". В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.12.2003 N 1570 Федеральное государственное учреждение "Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров" переименовано в Федеральное государственное учреждение "Консультационно-методологический центр по вопросам эффективного использования федеральной собственности Минсельхоза России".
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в законную силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Указанный федеральный закон вступил в силу 30.01.1998 года.
Таким образом, спорное здание на праве оперативного управления принадлежало ФГУ "КМЦ" независимо от отсутствия регистрации права.
На основании распоряжения Правительства РФ от 06.07.2007 N 888-р и Приказа Минсельхоза России от 03.08.2007 N 387 ФГУ "КМЦ" и ФГУ "Росагропромстандарт" реорганизованы в форме присоединения первого учреждения ко второму. Указанным распоряжением Правительства РФ Минсельхозу России поручено осуществить необходимые юридические действия по реорганизации учреждений, а Росимуществу - оформить в установленном порядке закрепление за ФГУ "Росагропромстандарт" относящееся к федеральной собственности имущество ФГУ "КМЦ".
В исполнение распоряжения Правительства Минсельхозом России издан Приказ от 03.08.2007 N 387, которым в том числе утверждены комиссии по проведению реорганизации ФГУ "КМЦ" и ФГУ "Росагропромстандарт", которым было поручено провести мероприятия по реорганизации учреждений и представить на утверждение Минсельхозу передаточный акт.
Согласно п.2 ст.58 Гражданского кодекса РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточным актом от 12.05.2008 от ФГУ "КМЦ" к ФГУ "Росагропромстандарт" переданы имущество и обязательства, в том числе Административное здание, по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д.7А.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам-правопреемникам юридического лица.
Пунктом 11 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно п.2 ст.299 ГК РФ имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Таким образом, согласно п.2 ст.218 и п.2 ст. 299 ГК РФ с учетом толкования, данного в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения с момента завершения реорганизации юридического лица независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
07.07.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности ФГУ "КМЦ" в связи с реорганизацией и внесении изменений в учредительные документы ФГУ "Росагропромстандарт".
Таким образом судебная коллегия считает, что право оперативного управления на спорное здание возникло у ФГУ "Росагропромстандарт" 07.07.2008.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о том, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не доказан факт соответствия оспариваемого распоряжения и действий по проведению проверки действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, так как они не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.11.2010 по делу N А40-39825/10-153-158, А40-106847/10-111-633 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39825/10-153-158,А40-106847/10-111-633
Истец: ФГУ "Российский центр стандартизации и метрологии", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
Третье лицо: ГОУ ВПО "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса"
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32729/2010