г. Ессентуки |
Дело N А20-3291/10 |
|
Рег. N 16АП-164/11(1) |
15 февраля 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
22 февраля 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Цигельников И.А.,
судьи: Марченко О.В., Белов Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.12.2010
по делу N А20-3291/10 (судья Браева Э.Х.),
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу - не явились;
от ООО "Русь" (ИНН:0707009150, ОГРН: 1020700650101) - не явились,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) от 02.09.2010 N 487/1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и от 02.09.2010 N 486/1 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ.
Определением суда от 14.10.2010 требование общества об оспаривании постановления управления от 02.09.2010 N 486/1 выделено в отдельное производство и присвоен номер А20-3457/2010.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции рассмотрено требование общества об оспаривании постановления от 02.09.2010 N 487/1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.
Решением от 06.12.2010 суд удовлетворил требование общества, признав незаконным и отменив постановление управления от 02.09.2010 N 487/1.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своих требований управление указывает, что пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не допускается искажение данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; состав правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ является формальным. Управление, ссылаясь на пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", считает ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности умысла общества на внесение в декларации заведомо искаженных данных.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Управлением была проведена плановая документарная проверка деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поставленной обществом во втором квартале 2010 года.
В ходе проверки управлением установлено искажение данных в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6) указана отгрузка алкогольной продукции по коду 410 ("вина за исключением, игристых и шампанских") в общем объеме 2,7 тыс. дал, тогда как согласно данным Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) общество осуществило поставку указанной продукции в количестве 4,43199 тыс. дал.
По результатам проверки управлением составлен акт от 03.08.2010 N 782 и протокол об административном правонарушении от 17.08.2010 N 487/1.
По итогам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено постановление от 02.09.2010 N 487/1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота в порядке и по форме, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций, пунктом 3 которого установлено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.
Согласно статье 26 Закона N 171-ФЗ запрещено искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ включение в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или в декларацию об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Как установлено материалами дела, общество представило в управление декларацию (приложение N 6) с искаженными данными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что привлечение к административной ответственности по названной статье КоАП РФ возможно лишь при доказанности факта заведомого искажения данных, указанных в декларации, в связи с чем в рассматриваемом случае управление должно доказать умышленную вину общества в совершении вменяемого ему правонарушения (ст. 2.2 КоАП РФ).
Апелляционный суд признает ошибочными ссылку суда первой инстанции на ст. 2.2 КоАП РФ и указание на необходимость доказывания формы вины общества, так как согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 16.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридического лица раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
При решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает, что доказательств принятия обществом достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции не представлено.
Не принимаются апелляционным судом доводы общества о том, что искажение данных в декларации возникло в связи с ошибочным внесением оператором в ЕГАИС информации об отгрузке в адрес ООО "РусьЕКБ" продукции "вино 0,3л" в количестве 57733 бутылок, вместо продукции "водка 0,11л" в количестве 57733 бутылок, что составляет 0,635 тыс. дал.
В соответствии с пунктом 10 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила) при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной информации организация направляет в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, заявку с уточненными данными о фиксации.
Пунктом 10.1 Правил предусмотрено, что к заявлению прилагаются документы или заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке их копии, подтверждающие обоснованность уточнения организацией информации, содержащейся в единой информационной системе. Заявление подается организацией в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения. В случае подачи заявления через представителя организации Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ставит на копии заявления отметку о принятии и дату его подачи. При отправке заявления по почте датой его подачи считается дата отправки почтового отправления.
Согласно пункту 10.2 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка рассматривает заявление и принимает решение о возможности или невозможности уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, в течение 30 дней с даты получения заявления.
Из материалов дела не усматривается, что общество в установленном порядке обращалось с заявлениями об уточнении информации внесенной оператором в ЕГАИС об отгрузке продукции в адрес ООО "РусьЕКБ".
Таким образом, является ошибочным вывод суда первой инстанции об уточнении обществом данных об отгрузке 12.06.2010, то есть до выявления правонарушения административным органом.
При таких обстоятельствах, вывод управления о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, является обоснованным.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции надлежит отменить, в удовлетворении требования общества отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.12.2010 по делу N А20-3291/10 отменить.
Отказать ООО "Русь" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 02.09.2010 N 487/1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3291/2010
Истец: ООО "Русь"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО
Третье лицо: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирование по ЮФО
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-164/2011