Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 ноября 2004 г. N КГ-А40/10676-04
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.04 по делу N А40-56340/03-23-564, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.04, с Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруд России) в пользу ОАО "Уралсвязьинформ" за счет казны Российской Федерации взыскано 4.729.168 руб. 88 коп. убытков в связи с невозмещением расходов, возникших при предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг связи в 2002 году.
При этом суд исходил из того, что Минтрудом России не принято надлежащих мер к компенсации произведенных ОАО "Уралсвязьинформ" в 2002 году затрат, связанных с применением Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В кассационной жалобе Минфина России ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность.
Заявителем указывается, что вина государственных органов в причинении убытков недоказана, требования ОАО "Уралсвязьинформ" не подтверждены доказательствами по факту и объему понесенных расходов. У ГУ социальной защиты населения Курганской области отсутствовали полномочия на заключение договора от 30.01.02 N 1, в связи с чем акты сверки не подтверждают объем оказанных услуг.
ОАО "Уралсвязьинформ" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, полагая, что убытки понесены вследствие невыполнения обязанностей Минтрудом России.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители ОАО "Уралсвязьинформ" возражали против удовлетворения кассационной жалобы и просили оставить судебные акты без изменения.
Надлежаще извещенные о времени и месте проведения судебного заседания Минтруд России, ГУ социальной защиты населения Курганской области своих представителей в суд не направили.
Изучив материалы дела, кассационную жалобу Минфина России и обсудив доводы представителей ОАО "Уралсвязьинформ" и Минфина России, суд кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Льготы по оплате услуг телефонной связи установлены для ветеранов и инвалидов Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно Правилам возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.03 N 963, финансирование операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением ветеранам услуг связи на льготных условиях производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2002 году Минтруду России на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее именуются - ветераны и инвалиды).
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что Минтруд РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации.
Судом установлено, что между ОАО "Уралсвязьинформ" и ГУ социальной защиты населения Курганской области заключен договор от 30.01.02 N 1 о возмещении расходов предприятию связи, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
ОАО "Уралсвязьинформ" в 2002 году понесло расходы в связи с предоставлением льгот в виде 50% скидки по абонентской плате за пользование квартирными телефонами и его бесплатной установке отдельной категории граждан в соответствии с федеральными законами.
Вследствие финансирования расходов не в полном объеме сумма невозмещенных расходов составила 4.729.168 руб. 88 коп., о чем оформлен акт от 01.01.03, подписанный представителями ГУ социальной защиты населения Курганской области и ОАО "Уралсвязьинформ".
Полагая, что в результате бездействия Минтруда России причинены убытки, ОАО "Уралсвязьинформ" обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки в таком случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. В соответствии со ст. 1071 и п. 3 ст. 125 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что убытки ОАО "Уралсвязьинформ" причинены вследствие невыполнения предусмотренных Бюджетным кодексом РФ обязанностей Минтрудом России, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, и правомерно удовлетворил иск.
Довод Минфина России относительно того, что у ГУ социальной защиты населения Курганской области отсутствовали полномочия на заключение договора от 30.01.02 N 1, отклоняются.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации заключают договоры с организациями, осуществляющими предоставление услуг связи, в рамках полномочий, определенных постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963.
Доводы Минфина России относительно того, что требования ОАО "Уралсвязьинформ" не подтверждены доказательствами по факту и объему понесенных расходов, отклоняются.
В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов, являющихся абонентами соответствующих операторов связи. По результатам сверки операторами связи и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги - сумму, подлежащую компенсации.
Суду представлен акт сверки расчетов с ГУ социальной защиты населения Курганской области, оформленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963, который являются надлежащим подтверждением размера понесенных расходов.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты законны и обоснованны.
Обстоятельства дела установлены на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, представленных сторонами.
К установленным обстоятельствам нормы материального права применены правильно.
Порядок рассмотрения дела не нарушен.
Оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, постановил:
решение от 10.03.04 и постановление от 10.08.04 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-56340/03-23-564 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2004 г. N КГ-А40/10676-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании