г. Москва |
Дело N А40-95120/10-120-381 |
17 февраля 2011 г. |
N 09АП-34289/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей:
Веклича Б.С., Якутова Э.В.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в южном федеральном округе
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2010
по делу N А40-95120/10-120-381 судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ОАО "Объединенная зерновая компания" (ИНН 7708632345, ОГРН 5077746345540)
к Региональному отделению федеральной службы по Финансовым рынкам в южном федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2010 N 58-09-247/ап
при участии:
от заявителя:
Крижановская Т.А. по дов. от 13.12.2010, паспорт 45 08 008722
от ответчика:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ОАО "Объединенная зерновая компания" о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в южном федеральном округе от 30.07.2010 N 58-09-247/ап о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
В обоснование принятого решения суд указал на то, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения.
Региональное отделение федеральной службы по Финансовым рынкам в южном федеральном округе не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Считает, что у ФСФР России имелись достаточные основания для привлечения заявителя к административной ответственности ввиду наличия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, при этом суд, располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента РФ от 20.03.2009 N 290 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная зерновая компания", по решению Правительства РФ (распоряжение от 25.06.2009 N 873-р) в соответствии со ст. 13, 25 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" находившиеся в федеральной собственности акции ОАО "Ипатовский Элеватор" внесены в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Объединенная зерновая компания" в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением уставного капитала ОАО "Объединенная зерновая компания". Таким образом, право собственности на акции перешло к ОАО "Объединенная зерновая компания" в результате приватизации государственного имущества путем внесения государственного имущества (находящихся в федеральной собственности акций) в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Объединенная зерновая компания" по воле акционера (Российской Федерации в лице Росимущества).
По результатам рассмотрения уведомления ОАО "Объединенная зерновая компания" о приобретении обыкновенных акций ОАО "Ипатовский элеватор" в адрес общества направлено предписание N 58-10-ТА-04/649 от 21.04.2010 об устранении нарушений требований п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995 путем направления акционерам-владельцам остальных акций ОАО "Ипатовский элеватор" обязательного предложения о приобретении у них ценных бумаг общества, в порядке, предусмотренном гл. ХI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ, Положением о дополнительных требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н со сроком исполнения до 28.05.2010. Согласно уведомлению о вручении указанное предписание получено обществом 05.05.2010 (т. 1 л.д. 88).
В срок до 28.05.2010, установленный предписанием ОАО "Объединенная зерновая компания" не направило акционерам-владельцам остальных акций ОАО "Ипатовский элеватор" обязательное предложение о приобретении у них ценных бумаг Общества, в порядке, предусмотренном гл. ХI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ и Положением о дополнительных требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н
Заместителем руководителя РО ФСФР России в ЮФО, на основании протокола об административном правонарушении от 12.07.2010 (т. 1 л.д. 75) вынесено постановление о назначении административного наказания от 30.07.2010 по делу N 58-Ю-250/ин (т. 1 л.д. 62), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Сроки подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, установленные ч. 2 ст. 208 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с п. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Судом первой инстанции верно указано, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ст. 23.47 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам". Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Согласно п.1 ст.84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
В силу п.2 ст.84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
В силу п.8 ст.84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" требования ст.84.2 не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами.
В соответствии со ст.4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к аффилированным лицам относятся, в том числе, лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции общества.
В ст.2 Гражданского кодекса РФ указано, что к отношениям, регулируемым гражданско-правовым законодательством, относятся, в том числе, договорные и иные обязательства.
Согласно п.2. ст.48 ГК РФ акционерное общество относится к юридическим лицам, в отношении которого его участники имеют обязательственные права. Соответственно, правоотношения, возникающие в результате участия субъектов гражданского оборота в уставном капитале акционерного общества, являются гражданско-правовыми.
Пунктом 1 ст.124 ГК РФ предусмотрено, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками. При этом от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК РФ).
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами и п.5.3. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требования, предъявляемые ст.4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к понятию аффилированного лица, применимы к Российской Федерации, поскольку от его имени в отношениях, касающихся приобретения ОАО "Объединенная зерновая компания" акций Обществ, выступает Росимущество.
Следовательно, Российская Федерация в лице Росимущества и ОАО "Объединенная зерновая компания", 100% акций которого находятся в собственности Российской Федерации в лице Росимущества, являются аффилированными лицами, поэтому требования п.1 ст.84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о направлении обязательного предложения в данном случае не применимы.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимной связи свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя события вмененного Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст.19.5 КоАП РФ и о незаконности вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Регионального отделения федеральной службы по Финансовым рынкам в южном федеральном округе от 30.07.2010 N 58-09-247/ап, соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельств, а потому не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2010 по делу N А40-95120/10-120-381 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95120/10-120-381
Истец: ОАО "Объединенная зерновая компания"
Ответчик: Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам в южном федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34289/2010