г. Москва |
Дело N А40-90132/10-84-425 |
25 февраля 2011 г. |
N 09АП-1061/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Голобородько В.Я., Окуловой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селивестровым А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2010
по делу N А40-90132/10-84-425, принятое судьёй Бородуля Т.С.,
по заявлению Малазония Сурена Джинджикоевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (ИНН 7733506810)
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Форте"
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Колкановой Е.И. по дов. б/н от 10.09.2010;
от заинтересованного лица - Каракешишевой Е.Н. по дов. N 07-17/081887 от 20.07.2010;
от третьего лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Малазония Сурен Джинджикоевич обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (ИНН 7733506810) от 09.06.2010 N 226249А, государственный регистрационный номер записи 6107747804257 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; от 24.06.2010 N 255407А, государственный регистрационный номер записи 7107747742282 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных в ЕГРЮЛ, связанных с приведением Устава ООО "Альянс-Форте" в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2008 N 312-ФЗ; решения инспекции о внесении в ЕГРЮЛ регистрационной записи от 24.06.2010, государственный регистрационный номер записи 7107747753183 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о поступлении регистрационного дела из другого регистрирующего органа (с учетом уточнения заявленного требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2010 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования, указывая на то, что при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, представитель в суд апелляционной инстанции не явился.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что инспекцией вынесены: решение о государственной регистрации от 03.06.2010 N 226249А, в соответствии с которым налоговым органом принято решение о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ N 6107747804257 от 03.06.2010; решение о государственной регистрации от 24.06.2010 N 255407А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, включая приведение Устава ООО в соответствие с положениями Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2008 N 312-ФЗ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ N 7107747742282.
Из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, также следует, что налоговым органом внесена запись в ЕГРЮЛ N 7107747753183 от 25.06.2010 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции принял судебный акт на основании всесторонне исследованных обстоятельств, которым дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела Арбитражным судом г. Москвы не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения.
Решение суда не подлежит отмене, а доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, - удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1.2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии со ст. 12 указанного Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст 17 названного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
В соответствии с распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 27.05.2010 ООО "Альянс-Форте" в регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве представлено заявление об изменении сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании которого инспекцией вынесено оспариваемое решение от 03.06.2010 N 226249А, в соответствии с которым налоговым органом внесена запись в ЕГРЮЛ N 6107747804257 от 03.06.2010.
Как следует из материалов регистрационного дела, в соответствии с представленными инспекции документами (заявлением о внесении изменений, вносимых в учредительные документы, Уставом юридического лица - ООО "Альянс-Форте", протоколом N 3/2010 Внеочередного общего собрания Участников ООО "Альянс-Форте" от 10.06.2010), так как данный факт подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 25.06.2010, налоговым органом вынесено решение о государственной регистрации от 24.06.2010 N 255407А, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.
Кроме того, из представленных суду доказательств в соответствии с принятым ООО "Альянс-Форте" решением об изменении места нахождения следует, что налоговым органом в ЕГРЮЛ также внесена запись о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган. Данный факт документально не опровергнут инспекцией в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы инспекции со ссылками на соблюдение при принятии оспариваемых решений и внесении записей в ЕГРЮЛ требований указанных нормативных правовых актов Российской Федерации являются несостоятельными.
Так, судом установлено, что на дату обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с указанными требованиями, заявитель не принимал каких-либо решений о внесении изменений в учредительные документы ООО "Альянс-Форте", а именно: о назначении на должность генерального директора ООО вместо гр. Лачашвили Г.М. иного лица, с связи с чем заявителем не представлялось инспекции и заявления в порядкеподп. 1.2 ч. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с соблюдением, в том числе требований ч. 2 ст. 17 данного Закона.
Кроме того, из представленных суду доказательств, содержащихся в материалах регистрационного дела ООО "Альянс-Форте", а также пояснений заявителя, не следует факта принятия им решений о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Альянс-Форте" в нарушение требований п. 5.2 Устава ООО "Альянс-Форте", ст. 33 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Данный факт не опровергнут налоговым органом.
В связи с этим ссылки инспекции на отсутствие оснований для вынесения решения об отказе в регистрации изменений в сведения о юридическом лице, как не связанных с внесением изменений в учредительные документы, так и связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Альянс-Форте", правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах несостоятельными являются и ссылки налогового органа на положения ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Также подлежит отклонению ссылка налогового органа на не соблюдение заявителем требований п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в связи с не обжалованием в рамках данного спора решения общего собрания ООО "Альянс-Форте", поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, суд при принятии решения оценивает решение общего собрания ООО наряду с иными доказательствами по спору на предмет его соответствия требованиям ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В связи с чем ссылки инспекции на факт оспаривания заявителем в рамках данного спора зарегистрированного права также являются несостоятельными.
Вместе с тем с учетом не соблюдения налоговым органом требований подп. 1.2 ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд первой инстанции правомерно указал, что факт не вынесения инспекцией решения об отказе в регистрации указанных изменений в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на даты обращения ООО "Альянс-Форте" с указанными заявлениями несостоятелен.
Следовательно, ссылки налогового органа на положения ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также являются несостоятельными.
Как правильно указал суд первой инстанции, налоговым органом в связи с вынесением оспариваемых решений и внесением оспариваемых записей в ЕГРЮЛ были нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель является участником данного общества, что следует из сведений, содержащихся в Учредительном договоре ООО "Альянс-Форте", а также подтверждается самим фактом их вынесения и постановлением о возбуждении уголовного дела N 19082 и принятии его к производству от 04.11.2010.
Кроме того, из материалов регистрационного дела ООО "Альянс-Форте" следует, что инспекцией также внесена оспариваемая запись в ЕГРЮЛ N 7107747753183 от 25.06.2010 о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган, на основании указанного решения ООО "Альянс-Форте", которое, как указано судом выше, в действительности обществом не принималось.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым органом при внесении оспариваемой записи в ЕГРЮЛ не соблюдены требования п.5 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438.
Таким образом, с внесением налоговым органом в ЕГРЮЛ спорной записи имел место факт нарушения прав и законных интересов заявителя по аналогичным основаниям.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2010 по делу N А40-90132/10-84-425 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90132/10-84-425
Истец: Малазония С.Д.
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве, ООО "Альянс-Форте"
Третье лицо: ООО "Альянс-Форте"
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1061/2011