Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 10 марта 2011 г. N 16АП-2660/10
г. Ессентуки |
Дело N А63-3006/2010 |
|
Регистрационный номер |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2010
по делу N А63-3006/2010
по иску индивидуального предпринимателя Негрибода А.И.
к администрации города Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя г.Ставрополь,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" г.Ставрополь, муниципальное унитарное автотранспортное предприятие города Ставрополя, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" г.Ставрополь, индивидуальный предприниматель Крон В.В. г.Ставрополь, индивидуальный предприниматель Негрибода И.В. г.Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Такси плюс" г.Ставрополь, открытое акционерное общество "СПАТП N 1" г.Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионавто" г.Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Автолайн Юг" г.Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "ДЭУ-2" г.Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Экспресс" г.Ставрополь, Ставропольское муниципальное унитарное предприятие "Автоколонна N 2" г.Ставрополь, индивидуальный предприниматель Романов Е.А. г. Михайловск, индивидуальный предприниматель Акинтьев А.Ю. г.Ставрополь,
индивидуальный предприниматель Лукьянченко С.Н. г.Ставрополь о признании конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах, проведенного на основании постановлений главы города Ставрополя от 26.10.2006 N 3606 и от 11.05.2007 N 1186 недействительным (судья Алиева А.К.),
при участии в заседании представителей: от индивидуального предпринимателя Негрибода А.И. - Негрибода А.И. - лично, по паспорту серии 07 09 N 261992 выдан отделом Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю в Шпаковском районе 17.07.2009,
от Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя: не явились, извещены 16.02.2011 (уведомление 549718),
от администрации города Ставрополя: не явились, извещены 15.02.2011(уведомление 549695), заявлено ходатайство о рассмотрении без участия представителя,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь: не явились, извещены 15.02.2011 (уведомление 549848),
от общества с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" г.Ставрополь: не явились, извещены 16.02.2011 (уведомление 549831),
от муниципального унитарного автотранспортного предприятия города Ставрополя: не явились, извещены 25.02.2011 (уведомление 549961),
от общества с ограниченной ответственностью "Ставлайн" г.Ставрополь: не явились, извещены 17.02.2011 (уведомление 549879),
от индивидуального предпринимателя Крон В.В. г. Ставрополь: не явились, извещены конверт 549770),
от индивидуального предпринимателя Негрибода И.В. г.Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549817),
от общества с ограниченной ответственностью "Такси плюс" г.Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549800),
от открытого акционерного общества "СПАТП N 1" г.Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549787),
от общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионавто" г.Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549886),
от общества с ограниченной ответственностью "Автолайн Юг" г. Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549756),
от обществ а с ограниченной отв етственностью "ДЭ У-2" г. Ставрополь: н е явились, извещены (конверт 549916),
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" г. Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549824),
от Ставропольского муниципального унитарного предприятия "Автоколонна N 2" г.Ставрополь: не явились, извещены 17.02.2011 (уведомление 549930),
от индивидуального предпринимателя Романова Е.А. г. Михайловск: не явились, извещены (конверт 549909),
от индивидуального предпринимателя Акинтьева А.Ю. г. Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549732),
от индивидуального предпринимателя Лукьянченко С.Н. г. Ставрополь: не явились, извещены (конверт 549954),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Негрибода А.И. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации города Ставрополя и комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о признании результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах, проведенного на основании постановлений главы города Ставрополя от 26.10.2006 N 3606 и от 11.05.2007 N 1186, недействительными.
Определениями суда от 20.04.2010, 20.05.2010 и 21.06.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" г. Ставрополь, муниципальное унитарное автотранспортное предприятие города Ставрополя г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" г.Ставрополь, индивидуальный предприниматель Крон В.В. г.Ставрополь, индивидуальный предприниматель Негрибода И. В. г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Такси Плюс" г. Ставрополь, открытое акционерное общество "СПАТП N 1" г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионавто" г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Автолайн Юг" г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "ДЭУ-2" г. Ставрополь, общество с ограниченной ответственностью "Экспресс" г. Ставрополь, специализированное муниципальное унитарное предприятие "Автоколонна N 2" г.Ставрополь, индивидуальный предприниматель Романов Е.А. г. Михайловск, индивидуальный предприниматель Акинтьев А.Ю. г. Ставрополь, индивидуальный предприниматель Лукьянченко С. Н. г. Ставрополь.
В заявлении от 27.07.2010 предприниматель уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил суд признать недействительными результаты конкурса по лотам N 16-21М, N 00-31М, N 27-46М, N 00-05М, N 00-09М, N 00-15М, N 00-29М, N 00-32М, N 00-43М, 00-51М, в которых принимал участие. Определением от 16.08.2010 в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнения, спор рассматривается в уточненной редакции.
В заявлении от 06.09.2010 предприниматель отказался от заявленных требований в части признания недействительными результатов конкурса по лотам N 16-21М, N 00-31М, N 00-51М, в остальной части требования поддержал.
Решением суда от 10.09.2010 требования предпринимателя удовлетворены в части. С уд признал недействительными результаты конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лотам N 27-46М, N 00-05М, N 00-09М, N 00-15М, N 00-29М, N 00-32М, N 00-43М, проведенного на основании постановления главы города Ставрополя от 26.10.2006 N 3606 "О некоторых вопросах транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" и постановления главы города Ставрополя от 11.05.2007 N 1186 "О проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах". Производство по делу в части признания недействительными результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лотам N 16-21М, N 00-31М, N 00-15М прекращено. С Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя взыскано в пользу предпринимателя 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда, комитет обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 10.09.2010, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
По утверждению апеллянта, конкурс проведен администрацией и комитетом в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах и заключения администрацией города Ставрополя договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах, утвержденным постановлением главы города Ставрополя от 26.10.2006 N 3606 "О проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах". Заявитель жалобы полагает, что положение о проведении конкурса содержит лишь требования к претендентам иметь в наличии транспортные средства, отвечающие условиям конкурса, но не содержит требования о конкретном количестве транспортных средств, форма договора транспортного обслуживание является примерной и может изменяться по усмотрению сторон.
Из отзыва предпринимателя следует, что оснований для отмены обжалуемого решения нет, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
В представленном отзыве администрация поддерживает позицию комитета, и просит суд требования комитета удовлетворить. Ходатайством от 09.03.2011 администрация просит судебное разбирательство провести в отсутствие её представителя.
В судебное заседание явился предприниматель, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена судом в их отсутствие.
В судебном заседании предприниматель просил суд отказать в удовлетворении требований апеллянта.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 26.10.2006 постановлением главы города Ставрополя N 3606 "О некоторых вопросах транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" было утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах и заключения администрацией города Ставрополя договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" (далее -Положение). В пункте 4 раздела II Положения установлены требования к участникам конкурса. В частности, участник должен иметь в наличии транспортные средства, отвечающие условиям конкурса, принадлежащие ему на праве собственности или ином вещном праве, либо находящиеся у него в аренде или ином обязательственном праве.
В пункте 4 раздела 1 Положения установлено, что перечень выставляемых на конкурс городских автобусных маршрутов с указанием их номеров и наименований, количества графиков движения и автотранспортных средств, их характеристики, режима и времени работы утверждается главой города Ставрополя. Перечень выставляемых на конкурс городских автобусных маршрутов (далее - Перечень) утвержден постановлением главы города Ставрополя от 11.05.2007 N 1186 "О проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" (далее - постановление N 1186) согласно приложению N 2, тем самым определено, что на конкурс выставляется маршрут с установленным количеством транспортных средств. Согласно пункту 6 раздела II Положения в случае установления фактов несоответствия участников конкурса требованиям, установленным пунктом 4 раздела II Положения, конкурсная комиссия отстраняет участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Суд первой инстанции указав, что для участия в конкурсе необходимо наличие определенного количества автотранспортных средств, установил несоответствие участников конкурса по оспариваемым лотам требованиям, установленным пунктом 4 раздела II Положения.
Как видно из представленной в материалы дела документации, заявки на участие в лоте N 27-46М третьего этапа конкурса были поданы муниципальным унитарным автотранспортным предприятием г. Ставрополя (выставлено 49 единиц транспортных средств), обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" (выставлена 1 единица транспортного средства), индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И., индивидуальным предпринимателем Негрибода И. В. (выставлено по 1 единице автотранспортного средства).
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно составлять 31 единицу, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 37 единиц, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 49 единиц.
В соответствии с бюллетенем оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 27-46 М Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие г. Ставрополя набрало 1 823 балла.
Как следует из протокола N 35 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 27-46 М от 24.10.2007, победителем признано муниципальное автотранспортное предприятие г. Ставрополя.
Заявки на участие в лоте N 00-05 М пятого этапа конкурса были поданы муниципальным автотранспортным предприятием г.Ставрополя, открытым акционерным обществом "СПАТП N 1", обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн", индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И., индивидуальным предпринимателем Негрибода И.В.
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно составлять 12 единиц, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 14 единиц, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 19 единиц.
В соответствии с бюллетенями оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-05 М муниципального унитарного автотранспортного предприятия г.Ставрополя набрало 848 баллов, открытое акционерное общество "СПАТП N 1 " - 499 баллов, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 97 баллов, индивидуальный предприниматель Негрибода И. В. - 89 баллов.
Как следует из протокола N 56 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту от 31.07.2008 N 00-05 М победителем признано муниципальное унитарное автотранспортное предприятие г. Ставрополя.
Заявки на участие в лоте N 00-09М пятого этапа конкурса были поданы открытым акционерным обществом "СПАТП N 1" (выставлено 16 единиц транспортной техники), обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн", индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И, индивидуальным предпринимателем Негрибода И. В. ( выставлено по 1 единице транспортной техники).
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно составлять 11 единиц, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 13 единиц, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 17 единиц.
В соответствии с бюллетенями оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-09 М открытое акционерное общество "СПАТП N 1 " набрало 702 балла, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 91 балл, индивидуальный предприниматель Негрибода А.И. - 73 балла.
Как следует из протокола N 57 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту от 31.07.2008 N 00-09 М, победителем признано открытое акционерное общество "СПАТП N 1".
Заявки на участие в лоте N 00-15М пятого этапа конкурса были поданы обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" (выставлено 28 единиц транспортных средств), обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн", индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И., индивидуальным предпринимателем Негрибода И.В. (выставлено по 1 единице транспортных средств).
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно составлять 27 единиц, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 32 единиц, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 42 единицы.
В соответствии с бюллетенями оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-15 М общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" набрало 1 101 балл, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 104 балла.
Как следует из протокола N 58 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту от 31.07.2008 N 00-15 М, победителем признано общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс".
Заявки на участие в лоте N 00-29М пятого этапа конкурса были поданы обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн", обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И., индивидуальным предпринимателем Негрибода И.В.
Участниками конкурса было выставлено следующее количество транспортных средств: 2 единицы, 32 единицы, 1, 1 соответственно.
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно составлять 26 единиц, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 31 единицы, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 41 единицу.
В соответствии с бюллетенями оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-29 М общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" набрало 1 266 баллов, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 146 баллов.
Как следует из протокола N 59 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту от 31.07.2008 N 00-29 М, победителем признано общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс".
Заявки на участие в лоте N 00-32М пятого этапа конкурса были поданы: обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн", обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", индивидуальным предпринимателем Негрибодой А.И., индивидуальным предпринимателем Негрибода И.В.
Участниками конкурса было выставлено следующее количество транспортных средств: ООО "Ставлайн" - 2 единицы, ООО "Объединение Ставропольавтотранс" - 41 единица, индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И. - 1, индивидуальным предпринимателем Негрибодой И. В. - 1.
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно составлять 30 единиц, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 36 единиц, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 47 единиц.
В соответствии с бюллетенями оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-32 М общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" набрало 1 608 баллов, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 137 баллов.
Как следует из протокола N 61 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту от 31.07.2008 N 00-32 М, победителем по лоту признано общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс".
Заявки на участие в лоте N 00-43М пятого этапа конкурса были поданы обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн", обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И., индивидуальным предпринимателем Негрибода И. В.
Участниками конкурса было выставлено следующее количество транспортных средств: обществом с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 1 единица, обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" - 28 единиц, индивидуальным предпринимателем Негрибода А.И. - 1, индивидуальным предпринимателем Негрибода И. В. - 1.
В соответствии с постановлением N 1186 по указанному лоту число транспортных средств на линии в час пик должно было составлять 18 единиц, число транспортных средств с учетом технической готовности - не менее 22 единиц, число транспортных средств с учетом стандартного режима работы должно составлять 28 единиц.
В соответствии с бюллетенями оценки участников конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-43 М общества с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс" набрало 1 025 баллов, общество с ограниченной ответственностью "Ставлайн" - 110 баллов.
Как следует из протокола N 62 результатов конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах по лоту N 00-43 М от 31.07.2008, победителем по лоту признано общество с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии победителей конкурса по лотам N 00-09М, N 00-15М, N 00-29М, N N 00-32М требованиям, установленным пунктом 4 раздела II Положения, так как они принимали участие в конкурсе, и одержали победу, не имея по указанным лотам необходимого количество транспортных средств. Суд отметил, что заключенные открытым акционерным обществом "СПАТП N 1" по лоту N 00-09М пятого этапа договоры аренды автобусов с экипажем в пункте 6.1 предусматривают вступление его в силу только в случае победы арендатора в конкурсе. Аналогичные условия (пункт 6.1 договора) включены в договоры аренды автобусов с экипажем открытого акционерного общества "СПАТП N 1" по лоту N 00-05М пятого этапа. Таким образом, на момент подачи заявки на участие в конкурсе открытое акционерное общество "СПАТП N 1" не имело автобусов на праве аренды.
Суд указал, что о нарушениях требований подпункта 1 пункта 4 раздела II Положения, допущенных при проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах по всем оспариваемым лотам, выразившихся в отсутствии у победителей конкурса транспортных средств, отвечающих условиям конкурса и принадлежащих участнику конкурса, также свидетельствуют следующие обстоятельства.
Постановлением главы города Ставрополя от 26.10.2006 N 3606 утвержден типовой договор транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах, заключаемый администрацией города с победителями конкурса.
При заключении договоров транспортного обслуживания с победителями конкурса Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя внес изменения в пункт 3.4 договора, в соответствии с которыми исполнитель по договору принял на себя обязательство в течение месяца со дня заключения договора обеспечить привлечение для исполнения договора необходимое для данного маршрута количество автотранспортных средств, установленное постановлением главы города Ставрополя от 11.05.2007 N 1186 "О проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах".
В соответствии с пунктом б подпункта 2 пункта 3 раздела IV Положения при подаче заявки на участие в конкурсе необходимо представить перечень автотранспортных средств, заявляемых к осуществлению пассажирских перевозок по объектам конкурса, свидетельства о регистрации данных автотранспортных средств, их технические паспорта и действующие талоны технического осмотра. Данная норма предусматривает, что в договор транспортного обслуживания, заключаемый с участником, который впоследствии будет признан победителем по конкретному маршруту будут включаться именно те транспортные средства, которые указаны в перечне и которые прошли конкурсный отбор.
Как видно из материалов дела, с победителем лота N 27-46М, муниципальным унитарным автотранспортным предприятием г. Ставрополя, выставившим на участие в конкурсе 49 единиц транспорта, 24.10.2007 заключен договор N 28/1510/07 транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 28 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городских автобусных маршрутах N 27М и N 46М. При этом перечень транспортных средств, включенных в договор, не соответствует перечню транспортных средств, заявленных победителем для участия в лоте (строка N 20). Вместе с тем указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 06.10.2008, 28.11.2008, 15.04.2009, 21.04.2009, 29.04.2009 и в последующем. В соответствии с прилагаемыми к дополнительным соглашениям перечнями автотранспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городских автобусных маршрутах N 27м и N 46м, часть транспортных средств исключалась из первоначально утвержденного к договору N 28 перечня, часть включалась, изменялось количество транспортных средств, обслуживающих маршруты.
С победителем лота N 00-05М, муниципальным унитарным автотранспортным предприятием г. Ставрополя, выставившим на участие в конкурсе 19 единиц транспорта, 01.08.2008 заключен договор N 49/193/08-рз транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 49 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городском автобусном маршруте N 5 М. Указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 09.10.2008, 15.05.2009, 24.06.2009, 05.08.2009, 25.09.2009 и в последующем. При этом из приложений к дополнительным соглашениям видно, что 09.10.2008 количество обслуживающих маршрут транспортных средств уменьшено до 15 единиц, список транспортных средств изменился полностью, 15.05.2009 - количество обслуживающих маршрут транспортных средств увеличено до 32 единиц, тем самым список транспортных средств добавлен новыми единицами.
С победителем лота N 00-09М, открытым акционерным обществом "СПАТП N 1 ", выставившим на участие в конкурсе16 единиц транспорта, 01.08.2008 заключен договор N 50/192/08-рз транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 50 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городском автобусном маршруте N 9 М, в котором указано количество транспортных средств - 15 единиц. Указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 11.09.2008, 15.10.2008, 19.12.2008, 02.11.2008 и в последующем.
С победителем лота N 00-15М, обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", выставившим на участие в конкурсе 28 единиц транспорта, 01.08.2008 заключен договор N 51 /188/08-рз транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 51 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городском автобусном маршруте N 15 М. Указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 23.09.2008, 26.09.2008, 03.12.2008, 21.01.2009. и в последующем.
С победителем лота N 00-29М, обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", выставившим на участие в конкурсе 32 единицы транспорта, 01.08.2008 заключен договор N 52/190/08-рз транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 52 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городском автобусном маршруте N 29 М. Указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 10.09.2008, 26.09.2008, 09.10.2008, 10.04.2009, 15.05.2009 и в последующем.
С победителем лота N 00-32М, обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", выставившим на участие в конкурсе 41 единицу транспорта, 01.08.2008 заключен договор N 54/189/08-рз транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 54 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городском автобусном маршруте N 32 М. Указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 23.09.2008 02.10.2008, 15.10.2008, 02.12.2008, 19.02.2009 и в последующем.
С победителем лота N 00-43М, обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Ставропольавтотранс", выставившим на участие в конкурсе 28 единиц транспорта, 01.08.2008 заключен договор N 55/191/08-рз транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах. В приложении к договору N 55 утвержден перечень транспортных средств, допущенных к обслуживанию населения на городском автобусном маршруте N 43 М, в котором указано 26 единиц транспорта. Указанный перечень изменялся дополнительными соглашениями от 08.10.2008, 16.10.2008, 30.10.2008, 17.02.2009 и в последующем.
Из изложенного следует, что транспортные средства, прошедшие конкурсный отбор, после заключения договора транспортного обслуживания заменялись другими, и в случае такой замены процедуры конкурсного отбора повторно не проходили.
Таким образом, победители конкурсов по оспариваемым лотам представляли на конкурс либо недостаточное количество транспортных средств, либо не находящиеся у них в пользовании транспортные средства, которые реально не могут осуществлять городские пассажирские перевозки. В свою очередь, такие транспортные средства включались в договоры транспортного обслуживания маршрутов. Обстоятельство предъявления победителями в конкурсе транспортных средств и водителей из других городов и районов, которые после подведения итогов конкурса и заключения договоров транспортного обслуживания заменялись путем внесения изменений в пункт 3.4 договора транспортного обслуживания, подтвердил в суде представитель Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя.
В качестве объекта конкурса выступает "лот" в виде единого и неделимого маршрута, обязанность обслуживать который в полном объеме берет на себя победитель конкурса по данному маршруту.
При указанных обстоятельствах требования о том, чтобы участник конкурса предъявил на конкурс количество транспортных средств, которое установлено постановлением N 1186 для обслуживания данного маршрута, и именно предъявленные на конкурс в определенном количестве транспортные средства, должны быть указаны в договоре, заключаемом с победителем конкурса на транспортное обслуживание населения по маршруту.
Вместе с тем, внесение изменений в пункт 3.4 договора транспортного обслуживания населения г. Ставрополя на городских автобусных маршрутах, заключаемого администрацией города с победителями конкурса, осуществлено с нарушением порядка утверждения и опубликования ранее принятого нормативного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Устава города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 N 81 порядок внесения проектов постановлений и распоряжений главы города Ставрополя, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются главой города Ставрополя.
Пунктом 2 статьи 64 Устава города Ставрополя предусмотрено, что муниципальные правовые акты города Ставрополя, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Пункт 4 той же статьи Устава регламентирует, что официальное опубликование муниципальных правовых актов города Ставрополя осуществляется в газете "Вечерний Ставрополь", Официальным опубликованием муниципального правового акта города Ставрополя считается публикация его полного текста в газете "Вечерний Ставрополь". Договор транспортного обслуживания и Приложение N 4, которые являются неотъемлемой частью Положения о порядке проведения конкурса, были опубликованы в газете "Вечерний Ставрополь" в целях их доведения для всеобщего сведения жителей города Ставрополя.
Форма изменений, вносимых в постановление города Ставрополя N 3606, должна соответствовать форме опубликования и утверждения самого постановления.
Самовольное внесение изменения в договор транспортного обслуживания не соответствует действующему законодательству, так как Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя не уполномочен совершать данные действия.
Не опубликовав изменения, внесенные в постановление главы города Ставрополя N 3606, администрация города Ставрополя создала преимущественные условия одним лицам по сравнению с другими при проведении конкурса, что недопустимо согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Объявив победителями конкурса участников, которые представили недостаточное количество транспортных средств и впоследствии привлекали для исполнения договора транспортного обслуживания необходимое для конкретного маршрута количество автотранспортных средств, установленное постановлением главы города Ставрополя от 11.05.2007 N 1186, осуществляли замену прошедших конкурсный отбор транспортных средств, администрация города Ставрополя и Комитет городского хозяйства города Ставрополя создали им преимущественные условия.
Такими действиями нарушены основополагающие принципы проведения конкурса, а также не соблюдена основная цель конкурса - выявление хозяйствующих субъектов, способных обеспечить наиболее безопасные и комфортные условия транспортного обслуживания населения города Ставрополя.
В соответствии со статьей 4 Закона Ставропольского края "Об организации пассажирских перевозок автомобильным, пригородным железнодорожным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае" N 69-кз от 30.11.2001 одним из основных оценочных показателей определения победителей конкурса является обеспечение безопасности перевозок пассажиров (оценка уровня технического состояния транспортных средств и организация пассажирских перевозок).
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, организация которого осуществляется, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Статьей 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Автотранспортные средства, привлеченные вместо прошедших конкурсный отбор, и включенные в Приложение к договору транспортного обслуживания, могут и не проходить должной проверки и осмотра членами конкурсной комиссии, что является нарушением условий безопасности.
Тем самым администрация города Ставрополя путем создания неравных условий при проведении конкурса нарушила положения статью 17 Федерального закона от 26.07.2006, N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением Федеральной антимонопольной службы было рассмотрено дело и вынесено решение от 19.08.2008 N 50 в связи с обращениями предпринимателей с жалобами на проведение четвертого этапа конкурса. Указанным решением действия администрации города Ставрополя признаны нарушившими пункты 2,3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006, N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Третий и пятый этапы конкурса не нашли своего отражения в принятом решении. Решение управления от 19.08.2008 N 50 было оспорено Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя, администрацией г. Ставрополя в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.07.2009 по делу N А63-17149/2008-С6-39, постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2009 заявленное требование было удовлетворено. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 решение суда первой инстанции по указанному делу и постановление суда апелляционной инстанции от 28.09.2009 были отменены. в удовлетворении заявления отказано.
В оспариваемом решении суд указал, что в соответствии с критериями оценки участников конкурса, приведенным в приложении 2 к Положению после оценки баллов каждого транспортного средства по сроку эксплуатации, по внешнему и внутреннему виду транспортного средства, по стажу водителей производится суммирование баллов, полученных каждым транспортным средством и водителем. Итог конкурса определяется тем, что каждое транспортное средство и его водитель оцениваются в баллах, а затем присвоенные баллы суммируются. Следовательно, победа участника в конкурсе напрямую зависит от количества транспортных средств, выставленных для участия в конкурсе. Только при выставлении на конкурс каждым участником установленного постановлением N 1186 количества транспортных средств могла быть достигнута основная цель конкурса, а именно состязательность и конкуренция участников, а также в последующем обеспечены наиболее безопасные и комфортные условия транспортного обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
На основании изложенного, заявленные предпринимателем Негрибода А.И. судом первой инстанции признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные предпринимателем доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2010 по делу N А63-3006/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи: |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 16АП-2660/10
Истец: Негрибода А.И
Ответчик: Администрация г.Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь, ООО "Объединение Ставропольавтотранс", Муниципальное унитарное автотранспортное предприятие города Ставрополя, ООО "Ставлайн", ИП Крон В.В., ИП Негрибода И.В, ООО "Такси плюс", ООО "СПАТП N 1", ООО "Ставропольрегионавто", ООО "Автолайн Юг", ООО "ДЭУ-2" , ООО "Экспресс", Ставропольское муниципальное унитарное предприятие "Автоколонна N 2", ИП Романов Е.А., ИП Акинтьев А.Ю
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2660/10