Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2011 г. N 03АП-5206/2010
г. Красноярск |
|
"04" февраля 2011 г. |
Дело N А33-11333/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" февраля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Петровской О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (ответчика) - Фролова Н.М., представителя по доверенности от 24 декабря 2010 года;
от Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (истца) - Коробкина А.В., представителя по доверенности от 6 июля 2010 года N 11-07/10, Сташкевич Е.А., представителя по доверенности от 21 декабря 2010 года N 27-12/10;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" октября 2010 года
по делу N А33-11333/2010, принятое судьей Дорониной Н.В.,
установил:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ОГРН 1052466189071, ИНН 2466133610, далее также истец) в интересах Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (ОГРН 102240059279, ИНН 2407010542, далее по тексту также ответчик) о взыскании 97 846 рублей ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, спора привлечены краевое государственное учреждение "Хребтовское лесничество", Агентство лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2010 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" взыскано в доход федерального бюджета 97 846 рублей ущерба, причиненного государственному лесному фонду, а также в доход федерального бюджета 3 913 рублей 84 копейки государственной пошлины.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из доказанности факта допущения ответчиком неочистки мест рубок, несоблюдения установленных санитарных и противопожарных правил, условий проведения лесоразработки, и причинения этим ущерба государственному лесному фонду.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2010 года по делу N А33-11333/2010 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ответчика обжалуемое им решение незаконно и необоснованно.
В деле отсутствуют доказательства причинения вреда и его размера. В соответствии с действующей Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, установленной постановлением Госкомлесхоза СССР от 22 апреля 1986 года N 1, допустимыми доказательствами лесонарушения являются протокол о лесонарушении и акт освидетельствовании мест рубок.
Иск основывается на составленных лесничеством документах, в то время последнее не было уполномочено на проведение проверок и составления актов осмотра, что следует из положений пункта 36 статьи 81, статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4, 7 положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394. Лесной надзор и контроль в Красноярском крае может осуществляться только Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края и подведомственными ей учреждениями, только служба вправе утверждать перечень должностных лиц органов исполнительной власти Красноярского края и государственных учреждений, которые вправе осуществлять лесной надзор и контроль. Лесничество не может осуществлять государственный лесной контроль, поскольку оно подведомственно не Службе по надзору, а Агентству лесной отрасли, которое таких полномочий не имеет. Согласно подпункту 11 пункта 3 Порядка деятельности лесничих в лесничествах, расположенных на лесных участках, находящихся в государственной собственности, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 45-п, лесничий вправе принимать участие в проверке, но не вправе сам проводить данные проверки.
Из документов проверки невозможно установить кем именно она была проведена, указанные в акте данные противоречат данным, указанным в сообщении о нарушениях требований лесного законодательства от 20 мая 2009 года. Акт не содержит площади участка, на котором по мнению лесничества имелась неочистка, нет инструментальных замеров границ и площади неочистки лесосеки. Ведомость учёта нарушений и расчёт ущерба ссылаются на Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утратившие силу с 1 апреля 2008 года.
Площади неудовлетворительно очищенных лесосек определяются путём натурного их обмера. Порядок освидетельствования лесосек (мест рубок) установлен указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, пунктом 72 которых предусмотрено установление площади неудовлетворительно очищенных лесосек путем натурного их обмера. Натурный обмер произведен не был. Лесничество неправомерно включило в площадь неочистки лесосеки площадь, занимаемую волоками, поскольку именно на последние должны были собираться порубочные остатки.
Истцом не доказан размер вреда. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" не определяет такого вида нарушения, как неудовлетворительная очистка мест рубок (неочистка мест рубок от порубочных остатков), в пункте 7 Такс для исчисления размера ущерба данного постановления предусмотрена ответственность за загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором.
Кроме того, отсутствуют установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые необходимы для расчёта ущерба по таксам в соответствии с пунктом 4 Приложения N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Расчётно-технологическая карта, являясь по своей природе нормативным документом, не была опубликована и не может применяться. Более того, расчетно-технологическая карта утверждена Агентством лесной отрасли Красноярского края с выходом за пределы полномочий. Положение об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденное Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 18-п, не наделяет агентство полномочиями по нормативному регулированию в области лесных отношений, указанные полномочия являются прерогативой Министерства природных ресурсов Красноярского края, что следует из Положения о Министерстве природных ресурсов Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2008 года N 12-п. Ссылка суда на часть 1 статьи 78 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и на статью 24 Закона Красноярского края от 10 июля 2008 года N6-1930 "О Правительстве Красноярского края" несостоятельна, поскольку данные нормы не устанавливают полномочий именно Агентства лесной отрасли Красноярского края.
В действиях ответчика отсутствует противоправность. Суд ошибочно отнес порубочные остатки к категории "промышленные отходы", пункт 7 Приложения 4 к Постановлению Правительства от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" применен неправомерно. Загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором является самостоятельным видом нарушения лесного законодательства и не включает неочистку лесосеки от порубочных остатков.
Понятия "отходы производства и потребления" и "промышленные отходы" не совпадают. Термин "промышленные отходы" раскрыт в тексте ГОСТ 25100-95 следующим образом: промышленные отходы - твердые отходы производства, полученные в результате химических и термических преобразований материалов природного происхождения. Порубочные остатки являются материалами природного происхождения, не подвергались термическим либо химическим воздействиям, в отношении них не установлены никакие нормативы предельно допустимых концентраций. В соответствии с действующим законодательством порубочные остатки могут быть квалифицированы по ГОСТу 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения" как древесные отходы и по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786, как отходы от лесоразработок - код 17300101005, которые относятся к классу отходов органических природного происхождения, а не к промышленным отходам. Порубочные остатки используются и утилизируются иными способами и методами, нежели промышленные отходы, к ним не применимы нормы Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Из материалов дела не следует наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением какого-либо ущерба лесам. Загрязнение лесов порубочными остатками невозможно. Сбор порубочных остатков на волока - это способ очистки лесосеки от порубочных остатков, а не нарушение. Из пунктов 61 Правил заготовки древесины, пунктов 8.6, 8.9 Правил рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири следует, что порубочные остатки могут не только не причинять лесам ущерб, но и способствовать их восстановлению и защите, улучшать лесорастительные условия и служить кормом для диких животных. Судом не установлено какое именно действие (бездействие) ответчика вызвало ущерб, в чём это выразилось и какой ущерб лесам был причинен данным действием (бездействием).
Поскольку истцом не доказан факт наступления ущерба и его размер, противоправность каких-либо действий ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением какого-либо ущерба лесам, отсутствуют основания говорить о вине ответчика в причинении ущерба лесам.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2010 года апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 13 января 2011 года.
В судебное заседание представители краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" и Агентства лесной отрасли Красноярского края не прибыли, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (т.1, л.д. 5, 161), представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края участвовал в судебных заседаниях.
Копии определения о принятии апелляционной жалобы направлялись краевому государственному учреждению "Хребтовское лесничество" и Агентству лесной отрасли Красноярского края судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда 14 декабря 2010 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статьи 121, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Указал, что статья 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает обязанность юридических и физических лиц возместить в полном объеме наступивший вред, являющийся последствием нарушения природоохранного законодательства. Истцом не доказан факт причинения вреда.
Представители истца отклонили доводы ответчика по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу.
По мнению истца, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, ответчиком нарушены нормы лесного законодательства.
Правовым основанием для утверждения Агентством лесной отрасли Красноярского края расчётно-технологических карт, содержащих нормативы затрат, является нормативно-правовой акт Правительства Российской Федерации - Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не относящимся к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273, предусматривающей применение установленных управомоченными органами исполнительной власти цены и нормативов затрат. В силу требований статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 18-п, агентство является органом, уполномоченным на реализацию переданных Российской Федерацией государственных полномочий в сфере лесных отношений.
Приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 2 июня 2008 года N 777 был принят в целях установления порядка приемки лесных участков у лесопользователей по окончании его использования, полномочия на издание данного приказа были определены статьей 18 Закона Красноярского края от 9 июня 2005 года N 14-3510 "О системе исполнительных органов государственной власти Красноярского края". Согласно требованиям Устава края и Указа Губернатора Красноярского края от 1 марта 2006 года N 24-уг "О порядке подготовки и издания правовых актов органов исполнительной власти Красноярского края", публикации подлежат лишь те нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые распространяют свое действие на неопределенный круг лиц. Приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 2 июня 2008 года N 777 распространял свое действие на ограниченный круг лиц - сотрудников подведомственных агентству краевых учреждений. Названный приказ до настоящего времени не отменен как противоречащий порядку его издания и не подлежащий применению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка деятельности лесничих в лесничествах, расположенных на лесных участках, находящихся в государственной собственности, утвержденным Постановлением Совета администрации края от 7 февраля 2008 года N 45-п, для выполнения возложенных функций по обеспечению лесохозяйственного регламента лесничий вправе принимать участие в проверке соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах при проведении работ, а также правил заготовки древесины, правил ухода за лесом, правил отпуска древесины на корню и ведения технической документации.
Расчёт за ущерб осуществлен за захламление промышленными и бытовыми отходами, указание вида лесонарушения "неудовлетворительная очистка мест рубок" является технической ошибкой, связанной с тем, что ранее данный термин использовался лесничими в силу требований подпункта "н" пункта 72 Правил отпуска древесины на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551, утративших силу с 31 марта 2008 года. Понятия "неочистка" и "захламление" тождественны.
Порубочные остатки являются отходами производства, которые обладают пожароопасными свойствами и повышают уровень природной пожарной опасности в лесах, а также захламляют леса. Отходы классифицируются по происхождению на отходы производства (промышленные отходы) и отходы потребления (коммунально-бытовые). Согласно межгосударственному стандарту "Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения" (ГОСТ 17462-84), устанавливающему термины и определения на продукцию лесозаготовительной промышленности, к отходам лесозаготовок относятся древесные остатки, образующиеся при валке деревьев, очистки их от сучьев, раскряжевке хлыстов, разделке долготья и окорке сориментов. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786), Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 301, Общероссийским классификатором видом экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года N 17, порубочные остатки (сучья, ветки, вершины срубленных деревьев, хворост, коротье) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства. Ссылка ответчика на ГОСТ 25100-95 "Грунты. Классификация" неверна, поскольку указанный стандарт распространяется на грунты и применяется при производстве инженерно-геологических изысканий, проектировании и строительстве.
Захламление лесов порубочными остатками, то есть отходами лесозаготовок, представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственными требованием. Допущенный факт захламления лесного участка порубочными остатками сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное. Доказательств отсутствия вреда спорным объектам лесного фонда в результате допущенных нарушений лесного законодательства ответчиком в материалы дела не представлено. Нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273).
Сообщением о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов рубок зафиксировано допущенное обществом с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" нарушение - загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, приведено подробное описание лесонарушения, согласно которому в данном случае имеется ввиду неочистка, захламление мест рубок, пасек и границ, а также прилегающих стен леса. Факт захламления мест рубок подтверждается актом осмотра лесосеки от 29 мая 2009 года с отражением абриса лесосеки, планом приемки лесного участка с выделением площади захламления, ведомостью учета нарушений, согласно которых составлен расчет ущерба.
Приёмка лесосеки производится в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 184, в соответствии с пунктом 19 которых съемка границ и привязка лесосек производится с помощью геодезических инструментов. В ходе проведения промеров лесничий определяет место начала и окончания площади захламленной порубочными остатками, записывая расстояние от точек. Зная точки расположения мест захламления и соединив их, получают геометрическую фигуру, площадь захламления определяется исходя из расстояния между точками. Ответчик был извещен о времени и месте проведения приёмки лесного участка. Каких-либо замечаний или возражений со стороны представителя ответчика при составлении акта и сообщения, а также доказательств недостоверности сведений, указанных в документах, ответчиком в материалы дела не представлены.
Вина лица, причинившего вред, предполагается, то есть закон исходит из презумпции его вины и освобождает потерпевшего от доказывания вины причинителя вреда. Поскольку ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что оно приняло все меры для предотвращения причинения вреда, считаем факт вины ответчика доказанным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с дополнительным соглашением от 3 июля 2003 года к договору аренды участков лесного фонда от 4 февраля 1997 года N 16 (т.1, л.д. 95), заключенным между федеральным государственным учреждением "Хребтовский лесхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ", последнее приняло обязательства соблюдать условия лесорубочного билета, лесного билета (пункт 4.36), выполнять все предписания органов лесного хозяйства по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства, Правил отпуска древесины на корню и условий договора (пункт 4.39); сдавать арендодателю лесосеки при завершении на них работ в состоянии, определенном договором, лесорубочным билетом (пункт 4.44).
На основании договора аренды лесного участка от 8 сентября 2008 года N 79-з (т.1, л.д. 77), заключенного между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (арендатор), обществу с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" передан во временное пользование лесной участок, сроком на 38 лет, находящийся в государственной собственности. Лесной участок площадью 170 062 га расположен, в том числе в кварталах N N 39-47 Заледеевского участкового лесничества КГУ "Хребтовское лесничество", предназначен для заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 13 договора арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдать требования "Правил пожарной безопасности", "Санитарные правила в лесах Российской Федерации"; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств.
Обществу с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" выдан лесорубочный билет от 23 мая 2008 года N 25. (т.1, л.д. 19), согласно которому обществу разрешена заготовка древесины в квартале 41 лесосеки N10 Заледеевского участкового лесничества краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество". Срок окончания заготовки и вывозки определен лесорубочным билетом до 31 декабря 2008 года.
В лесорубочном билете отражены следующие условия проведения рубок:
- в графе "мероприятия по охране и защите леса и сроки их проведения" - соблюдать "Правила пожарной безопасности", "Санитарные правила в лесах Российской Федерации";
- очистку лесосек произвести одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку- сбор порубочных остатков на волока с последующим измельчением и уплотнением ходом трактора.
Приведенный выше способ очистки отражен также в технологической карте на разработку лесосеки от 21 декабря 2007 года, составленной Колпаковым С.Е. и согласованной лесничим Заледеевского лесничества Барышовым В.Г. (т.1, л.д. 20).
8 мая 2009 года в адрес общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" направлено извещение от 6 мая 2009 года N 442 (т.1, л.д. 21) о направлении 29 мая 2009 года к 9 часам в контору лесничества представителя для проведения приемки лесных участков, пройденных рубкой в Заледеевском участковом лесничестве по лесорубочному билету от 23 марта 2008 года N 25, квартал 41, лесосека N 10. Согласно почтовому уведомлению N 66346801009979 отправление вручено 14 мая 2009 года (т.1, л.д. 72).
Согласно акту осмотра лесосеки от 29 мая 2009 года (т.1, л.д. 17), составленному мастером леса Заледеевского участкового лесничества, Хребтовского лесничества Барышовым В.Г., при участии старшего мастера верхнего склада общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" Колпакова С.Е., действующего на основании доверенности от 2 марта 2009 года N 8 (т.1, л.д. 26), в результате проверки лесосеки N 10 в квартале N 41 Заледеевского участкового лесничества Хребтовского лесхоза установлено следующее: площадь лесосеки 30,3 га, на момент проведения проверки рубка произведена на площади 24,5 га; сохранен подрост на пасеках; фактически способ очистки соответствует технологической карте. При этом в акте приведен абрис лесосеки с отметкой участка неочистки мест рубок по точкам 2 - 10. В акте приведены данные привязки отмеченных в акте сведений на местности от квартального столба, ссылка на пограничные визиры. Мастер верхнего склада общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" Колпаков С.Е. от подписи акта отказался.
В ведомости учета нарушений "Правил отпуска древесины на корню" (т.1, л.д. 18), составленной лесничим Белановым Ю.Н. лесосеки N 10 обществом с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" зафиксированы показатели: площадь лесосеки 30,3 га, неочистка лесосеки от порубочных остатков способом - сбор на волока, измельчение трактором- 8 га. Мастер верхнего склада общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" Колпаков С.Е. от подписи ведомости отказался.
В плане приемки лесного участка зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь неочистки лесосеки (т.1, л.д. 24).
29 мая 2009 года составлено сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов (т.1, л.д. 15), согласно которому при проведении осмотра лесного участка, переданного в пользование, на предмет соблюдения требований лесного законодательства при проведении работ в квартале N 41 лесосека N10 допущено нарушение (позиция N3): загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором (подробное описание лесонарушения по неочистке от порубочных остатков, нарушение способов очистки, нарушение требований по хранению древесины приведено) на площади 8 га, сумма ущерба 97 846 рублей. Согласно отметке на сообщении представитель общества Колпаков С.Е. от подписи отказался.
19 августа 2009 года составлен акт, при участии от краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" лесничего Заледеевского участкового лесничества Беланова Ю.Н., мастера леса Заледеевского участкового лесничества Рыбиной Е.В., инженера ОЗЛ Тихонова Е.Ю. о том, что представитель общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" Колпаков С.Е., имеющий доверенность от 2 марта 2009 года N 8, отказался от подписи в сообщении о нарушениях при проведении рубок, в ведомости правил нарушений, акте осмотра лесосеки, без объяснения причин (т.1, л.д. 27).
Истцом произведен расчет суммы ущерба, с применением расчетно-технологической карты, утвержденной Агентством лесной отрасли края, ущерб в соответствии с расчётом истца составил 97 846 рублей (т.1, л.д. 23).
Претензией от 15 февраля 2010 года N 41 (т.1, л.д. 12) Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края потребовала от общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" уплатить 97 846 рублей в возмещение ущерба в десятидневный срок со дня получения претензии. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления N 66000910258412 претензия получена ответчиком 25 февраля 2010 года (т.1, л.д. 13).
Указывая на то, что обществом с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" претензия не исполнена, и руководствуясь статьями 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении положения об осуществлении государственного контроля и надзора", Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 19-п, Приказом Службы по контролю в сфере природопользования красноярского края от 24 июня 2010 года N 348-ос "Об утверждении перечня должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, уполномоченных осуществлять государственный лесной контроль и надзор, за исключением протоколов об административных правонарушениях", Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, выступающая в качестве исполнительного органа государственной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, лесных отношений, обратилась в арбитражный суд с требованием в интересах Российской Федерации о взыскании суммы ущерба, причиненного объекту окружающей среды - участку лесного фонда.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В настоящем деле истец просит о взыскании с ответчика 97 846 рублей ущерба, причиненного ответчиком в связи с нарушением норм лесного законодательства.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Следовательно, возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.
Таким образом, по своей правовой природе, предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из смысла приведенных выше норм следует, что для возникновения права на возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность обстоятельств, являющихся элементами гражданского правонарушения, то есть: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда. Недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности истцом всех подлежащих доказыванию по настоящему делу обстоятельств в виду следующего.
Ответчиком не оспорено в суде апелляционной инстанции то обстоятельство, что в период с 23 мая по 31 декабря 2008 года ответчиком производилась заготовка древесины в квартале 41 лесосеки N 10 Заледеевского участкового лесничества краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" на основании лесорубочного билета от 23 мая 2008 года N 25.
Статья 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Министерства природных ресурсов от 16 июля 2007 года N 184 утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 60 которых установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 184 очистка мест рубок от порубочных остатков производится одновременно с заготовкой древесины.
Несоблюдение указанных выше норм влечет нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде ее захламления, и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям.
Согласно акту осмотра лесосеки от 29 мая 2009 года, составленному мастером леса Заледеевского участкового лесничества, Хребтовского лесничества Барышовым В.Г., при участии старшего мастера верхнего склада общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" Колпакова С.Е., действующего на основании доверенности от 2 марта 2009 года N 8 (т.1, л.д. 26), по окончании срока действия лесорубочного билета от 23 мая 2008 года N 25, проведена проверка качества разработки лесосеки N 10 в квартале N 41 Заледеевского участкового лесничества Хребтовского лесхоза, в ходе чего установлено, что при осуществлении лесопользования обществом с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в неудовлетворительной очистке мест рубок по точкам 2 - 10. В акте приведен абрис лесосеки с отметкой штриховкой участка неочистки мест рубок.
В связи с указанным 29 мая 2009 года составлены ведомость учета нарушений "Правил отпуска древесины на корню" и сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов, согласно которым ответчиком при проведении работ в квартале N 41 лесосека N10 допущено нарушение (позиция N3): загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором на площади 8 га, сумма ущерба 97 846 рублей. При этом, в пункте 3 сообщения о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок дана ссылка и подробное описание лесонарушения - неочистка мест рубок от порубочных остатков, нарушение способов очистки, нарушение требований по хранению древесины, данная ссылка указывается ниже и поясняет, что в данном случае имеется ввиду неочистка, захламление мест рубок, просек и границ, а также прилегающих стен леса, указывается также площадь нарушения - 8 га. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о невозможности установить вид вменяемого ему лесонарушения.
Истец согласился при рассмотрении дела с тем обстоятельством, что вменяемое ответчику лесонарушение было допущено последним не в пределах точек со 2 по 10, как это указано в акте осмотра лесосеки от 29 мая 2009 года, а в пределах точек со 2 по 8, указанного в акте от 29 мая 2009 года абриса лесосеки. В представленном в деле плане приемки лесного участка зафиксированы аналогичные результаты замеров, произведенных на местности, а кроме того направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь неочистки лесосеки в точках со 2 по 8. Истец пояснил, что указанная в ведомости учета нарушений "Правил отпуска древесины на корню" и сообщении о нарушениях требований лесного законодательства от 29 мая 2009 года площадь лесоотвода, на котором допущено нарушение, определена сходя из точек со 2 по 8. Доказательства обратного суда апелляционной инстанции не представлены.
Ссылка ответчика на непроведение натурного обмера отклоняется судом апелляционной инстанции. Заявляя данный довод ответчик ссылается на пункт 72 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 1 ноября 1983 года N 130, между тем Правила отпуска древесины на корню, в соответствии с которыми были разработаны данные Указания, утратили силу. Согласно пункту 19 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 184, съемка границ и привязка лесосек производится с помощью геодезических инструментов.
Доказательства недостоверности представленных истцом сведений ответчиком суду апелляционной инстанции не представлены, также как и доказательства того, что после составления данных документов в данном квартале лесного фонда осуществлялась иная лесозаготовительная деятельность.
Как следует из представленных истцом документов, общество с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" было извещено о времени и месте проведения осмотра и при проведении осмотра присутствовал представитель ответчика - старший мастер в/склада Колпаков С.Е., действующий на основании доверенности от 2 марта 2009 года N 8. Доверенность общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" на имя ст. мастера в/склада Колпакова С.Е. от 2 марта 2009 года N 8 представлена истцом в материалы дела. Замечаний относительно площади неочистки представитель ответчика в акте не отразил.
Довод ответчика о составлении представленных истцом документов, подтверждающих факт допущения нарушения требований по очистке участка, неуполномоченными на то лицами отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно части 4 Лесного кодекса Российской Федерации реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии с пунктом 3 Порядка деятельности лесничих в лесничествах, расположенных на лесных участках, находящихся в государственной собственности, утвержденным Постановлением Совета администрации края от 7 февраля 2008 года N 45-п, для выполнения возложенных функций по обеспечению лесохозяйственного регламента лесничий вправе принимать участие в проверке соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах при проведении работ, а также правил заготовки древесины, правил ухода за лесом, правил отпуска древесины на корню и ведения технической документации.
В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о недоказанности факта допущения им нарушений лесного законодательства и неверном применении Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В силу части 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно пункту 7 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случае загрязнения или захламления лесов, в том числе промышленными отходами, размер ущерба составляет 5- кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Расчет убытков, произведен истцом исходя из приведенного выше пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", площади неочищенного места рубок - 8 га, и утвержденного расчетно-технологической картой на очистку лесосек размера затрат на очистку территории в размере - 2 446 рублей 15 копеек за 1 га (т.2, л.д. 7) (2 446 рублей 15 копеек х 5 х 8га = 97 846 рублей). Арифметика представленного истцом расчёта ответчиком в суде апелляционной инстанции не оспорена.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчика о том, что порубочные остатки не относятся к промышленным отходам и неправомерности применения истцом пункта 7 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с отходами, предусматривает классификацию отходов на отходы производства и отходы потребления. Такого понятия как "промышленные отходы", отдельного от понятия "отходы производства" данный нормативный акт не содержит.
ГОСТ 25100-95, на который ссылается ответчик, введен в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 20 февраля 1996 года N 18-10, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и основываться на приведенную в нём терминологию ответчик не вправе. Кроме того, данный стандарт применяется при производстве инженерно-геологических изысканиях, проектировании и строительстве.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.
Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок отнесены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 к отходам лесозаготовок и вырубок.
Следовательно, осуществляемая ответчиком деятельность является деятельностью предприятия и возникающие при осуществлении данной деятельности отходы (в том числе порубочные остатки) относятся к отходам производства (или иначе промышленным отходам). Факт неочистки мест рубок площадью 8 га, подтверждается актом осмотра лесосеки от 29 мая 2009 года, абрисом лесосеки с местом расположения порубочных остатков и ведомостью учета нарушений согласно которых составлен расчет ущерба.
В соответствии с пунктом 4 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, также утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273, в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Затраты на производство работ в сумме 2 446 рублей 15 копеек на 1 гектар определены расчетно-технологической картой на очистку лесосек, утвержденной Агентством лесной отрасли Красноярского края.
Согласно статье 24 Закона Красноярского края от 10 июля 2008 года N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" Агентство края в определенной области (сфере) государственного управления оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении.
Согласно Положению об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 18-п, Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края
Агентство края в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской федерации, может осуществлять нормативное правовое регулирование в определенной области (сфере) государственного управления.
Данные положения позволяют сделать вывод о том, что Агентство лесной отрасли Красноярского края, как орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области лесных отношений вправе утверждать цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства").
Доводы ответчика о невозможности применения утвержденной Агентством лесной отрасли Красноярского края расчетно-технологической карты на очистку лесосек, в виду того, что она не была опубликована, также отклоняется судом апелляционной инстанции. Указанный документ не отвечает признакам нормативно-правого акта.
Таким образом, из анализа представленных в материалы дела документов, судом установлена противоправность (вина) в поведении общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ", а также наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, что является основанием для наступления ответственности. Кроме того, ответчиком материалы дела не представлено доказательств того, что им были предприняты меры для предотвращения причинения вреда.
Довод ответчика об отсутствии фактического вреда окружающей среде отклоняется судом апелляционной инстанции. Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от негативного воздействия. По смыслу статьи 1, части 2 статьи 16, части 1 статьи 77 Федерального закона Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение, захламление окружающей среды, в том числе путём размещения отходов производства, само по себе влечёт негативное изменение окружающей среды, деградацию естественных экологических систем. Следовательно, неисполнение ответчиком обязанности по своевременной очистке лесосек от порубочных остатков как таковое ведет к нарушению надлежащего состояния территории лесосеки, естественного экологического баланса, в частности к угнетению почвы лесного участка, к заселению её вредителями.
Исходя из положения части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 19-п "Об утверждении Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края" - Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее -Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы, в сфере регулирования отношений недропользования на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и правительства края, а также правовых актов Министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.
Согласно пункту 3.17 к компетенции Службы относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о недрах, выявленного Службой.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Учитывая, что лесной фонд, которому был причинен вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" октября 2010 года по делу N А33-11333/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11333/2010
Истец: Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах Российской Федерации
Ответчик: ООО "Пашутинский ЛПХ", ООО Пашутинский ЛПХ
Третье лицо: Агентство лесной отрасли Красноярского края, Агентство лесной отрасли Красноярского края, КГУ "Хребтовское лесничество"