Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2011 г. N 10АП-7674/2010
Москва |
Дело N А41-20002/10 |
09 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Прошина И.А. - удостоверение N 099031,
от ответчиков:
администрация Рузского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
Администрация городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области - Панфилова Е.Н. - доверенность от 14.04.2010 N 664/01-12;
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс" (ИНН: 5075031774, ОГРН: 1065075009053) не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, Заместителя прокурора Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2010
по делу N А41-20002/10, принятое судьей Бирюковой Е.В.,
по заявлению Заместителя Прокурора Московской области
к администрации Рузского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Рузского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс" (далее - ООО "Торговый Альянс") о признании недействительным постановления Главы Рузского муниципального района Московской области от 03.09.2009 N 2396 "О предоставлении ООО "Торговый Альянс" в аренду земельного участка для строительства магазина, расположенного: Московская область, Рузский р-н, г/пос. Руза, г. Руза, ул. Федеративная".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.11.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, Заместитель прокурора Московской подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились: представитель администрации Рузского муниципального района Московской области, представитель ООО "Торговый Альянс" надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, Заместителя прокурора Московской области поддержали доводы апелляционных жалоб.
От ООО "Торговый Альянс" поступил отзыв на апелляционную жалобу администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, в которой общество против удовлетворения жалобы возражало по основаниям, изложенным в судебном акте, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Торговый Альянс" обратилось в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением от 27.08.2009 о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков в г. Рузе, в том числе, земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по ул. Федеративной.
Постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области от 27.08.2009 N 2215 предварительно согласовано ООО "Торговый Альянс" место размещения магазина на земельном участке площадью 600 кв.м., из земель государственной не разграниченной собственности, расположенном: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение Руза, г. Руза, ул. Федеративная, категория земель - земли населенных пунктов, а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгового центра (т.2, л.д. 1).
В соответствии с кадастровым паспортом от 02.09.2009 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0010201:743 поставлен на государственный кадастровый учет 02.09.2009 (т.1, л.д. 17).
Постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области от 03.09.2009 N 2396 ООО "Торговый Альянс" в аренду сроком на сорок девять лет предоставлен земельный участок, с кадастровым номером 50:19:0010201:743, площадью 600 кв.м., из земель государственной не разграниченной собственности, для строительства торгового центра, расположенного: Московская область, Рузский р-н, г/пос Руза, г. Руза, ул. Федеративная, категория земельного участка - земли населенных пунктов (т.1, л.д. 12).
Между муниципальным образованием "Рузский муниципальный район" Московской области (арендодателем) и ООО "Торговый Альянс" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 03.09.2009 N 63, по которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной неразграниченной собственности, общей площадью 600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:19:0010201:743, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемой к настоящему договору и являющийся его неотъемлемой частью, расположенный: Московская область, Рузский район, г/пос Руза, г. Руза, ул. Федеративна, разрешенное использование (назначение): - для строительства магазина (т.1, л.д. 20-23).
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства могут быть предоставлены в аренду.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию участка;
3) государственный кадастровый учет участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
В силу правила п. 1 ст. 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
На стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления, на основании указанного заявления, отвечающему требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ, обеспечивает выбор участка, учитывая при этом данные документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный ЗК РФ срок (абз. 2 п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Таким образом, законодатель исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Только после процесса анализа указанной информации соответствующий муниципальный орган в силу п.п. 5 и 6 ст. 31 ЗК РФ оформляет результаты актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Названный акт является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества (ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Именно на этой стадии населением и юридическими лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов (в случае их наличия), это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры представления земельных участков для строительства. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость процедуры предоставления земельного участка конкурентному лицу.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При этом в силу п. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления именно на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной нему кадастровой карте (плану) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для строительства являются два самостоятельных заявления: первое - заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; второе - заявление заинтересованного лица о предоставлении земельного участка под строительство с приложением кадастровой карты (плана) испрашиваемого участка.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается нарушение положений указанных выше норм закона.
В нарушение п. 1 ст. 31 ЗК РФ заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Торговый Альянс" на момент составления акта выбора земельного участка от 26.08.2009 N 95 (далее - Акт выбора - т.1, л.д. 15-18) не подавалось. Акт выбора для строительства магазина в нарушение п. 2 ст. 31 ЗК РФ подготовлен и составлен комиссией, сформированной администрацией Рузского муниципального района Московской области, до обращения в администрацию ООО "Торговый альянс".
В нарушение положений ст.ст. 31, 32 ЗК РФ в Акте выбора уже решен вопрос об обладателе представленного к выбору земельного участка - ООО "Торговый Альянс".
Акт выбора спорного земельного участка содержит недостоверные сведения о земельном участке, в нем не указано, что имеются обременения и ограничения правами третьих лиц, противоречит схеме дислокации объектов мелкорозничной торговли на территории городского поселения Руза, утвержденной решением Совета депутатов от 28.08.2008 N 165/29.
Из Акта выбора не следует, что при его составлении комиссией администрации Рузского муниципального района запрашивалась, получалась и исследовалась информация, указанная в абз. 2 п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
Следовательно подготовленный на начальном этапе администрацией муниципального района Акт выбора подготовлен с нарушением процедуры формирования испрашиваемого земельного участка, в связи с чем он не мог являться основанием для принятия главой Рузского муниципального района постановления от 27.08.2009 N 2215 "О предварительном согласовании ООО "Торговый Альянс" места размещения магазина и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории" и, в дальнейшем, постановления от 03.09.2009 N 2396 "О предоставлении ООО "Торговый Альянс" в аренду земельного участка для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, г. Руза, ул. Федеративная".
Суд апелляционной инстанции поддерживает доводы апелляционных жалоб о необходимости подписания Акта выбора главой городского поселения Руза Рузского муниципального района, который одновременно являлся членом комиссии по выбору оспариваемого земельного участка, в связи со следующим.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 11 действующего на дату принятия оспариваемого постановления Уставу городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области от 27.01.2006 N 12/5, к вопросам местного значения городского поселения Руза относится, в том числе, утверждение генерального плана городского поселения Руза, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского поселения Руза документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения Руза, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения Руза для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения Руза.
Из положений указанного пункта Устава, в системном толковании его с положениями ст. 11, п. 2 ст. 31, 72 ЗК РФ, ст. 8, п. 3 ст. 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 6 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует вывод о необходимости обязательного согласования между органами местного самоуправления района и городского поселения вопроса о возможности предоставлении заинтересованным лицам земельных участков под строительство, находящихся на территории городского поседения, поскольку решение данного вопроса связано с решением указанных выше вопросов местного значения городского поселения и физической возможностью строительства нежилого помещения на испрашиваемом участке, с учетом технико-экономического обоснования проекта строительства, и имеющимися объектами инженерно, транспортной и социальной инфраструктур.
Отсутствие информирования администрации городского поселения Руза о распоряжении земельным участком, находящимся на территории поселения, затрагивает и нарушает права всех органов местного самоуправления, в том числе администрации городского поселения Руза.
Согласно распоряжению Короткова А.В. - Главы Администрации городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области от 26.08.2009 N 129-к в период с 27.08.2009 он убывал в отпуске без сохранения заработной платы, однако на период его отсутствия (46 календарных дней) исполнительно-распорядительные функции указанным распоряжением были возложены на заместителя Главы Администрации городского поселения Руза - Марфутова В.А. (т.3, л.д. 9).
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии факта нарушения ч. 3 ст. 31 ЗК РФ, ввиду опубликования администраций Рузского муниципального района объявления в газете "Красное знамя Муниципальный вестник" от 10.09.2009 N 35 о предоставлении оспариваемого земельного участка.
Как указано выше, законодатель императивно обязал органы местного самоуправления городских поселений публично информировать население о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков. Отсутствие информационного ресурса о возможном и или предстоящем предоставлении земельного участка по ул. Федеративной в г. Рузе, во-первых, лишило заинтересованных лиц возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии претендентов, во-вторых, лишило население (неопределенный круг лиц) возможности обеспечить реализацию принципа участия в решении вопросов местного значения, касающихся прав на землю (ст. 1 ЗК РФ, гл. 5 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1,3 Устава городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области).
Кроме того, в силу подп. 21 п. 4 ст. 6 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" информационное сообщение, предусмотренное п. 3 ст. 31 ЗК, включено в перечень документов, наличие которых является обязательным для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка под строительство.
При этом следует учитывать, что положения п. 3 ст. 31 ЗК РФ необходимо применять в системном толковании с положением п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому вышеуказанной специальной нормой предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Следовательно, поскольку указанное положение ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ действовало на момент принятия оспариваемого постановления и является специальной нормой по отношению к п. 3 ст. 31 ЗК РФ, учитывая, что право на оспариваемый земельный участок не разграничено, распоряжение земельным участком и информирование населения о возможном или предстоящем его предоставлении являлось обязанностью именно администрации Рузского муниципального района, а не городского поселения Руза.
Таким образом, принятие оспариваемого постановления главы Рузского муниципального района от 03.09.2001 N 2396 вынесено с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц (населения г. Руза).
Наличие размещенной в газете "Красное знамя Муниципальный вестник" (т.1, л.д. 57-58) от 10.09.2009 N 35 по инициативе администрации Рузского муниципального района информации о предоставлении оспариваемого земельного участка после вынесения оспариваемого постановления о предоставления земельного участка ООО "Торговый Альянс" и заключения с ним договора аренды земельного участка от 03.09.2009 N 63 не может иметь юридического значения, поскольку законность данного ненормативного правового акта проверяется на момент его вынесения.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято с нарушением указанных выше положений закона, нарушает права неопределенного круга лиц и органов местного самоуправления городского поселения Руза, которым не предоставлена возможность высказать мнение о невозможности (возможности) выделения указанного земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2010 по делу N А41-20002/10 подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п.2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2010 по делу N А41-20002/10 отменить.
Удовлетворить заявление Заместителя прокурора Московской области и признать недействительным постановление Главы Рузского муниципального района Московской области от 03.09.2009 N 2396 "О предоставлении ООО "Торговый Альянс" в аренду земельного участка для строительства магазина, расположенного: обл. Московская, р-н Рузский, г/пос Руза, г. Руза, ул. Федеративная".
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20002/2010
Истец: Заместитель прокурора Московской области, Прокуратура МО
Ответчик: Администрация городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, Администрация Рузского муниципального района Московской области, ООО "Торговый Альянс"
Третье лицо: Администрация городского поселения Руза, Администрация Рузского района, ООО "Торговый Альянс"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10226/11
08.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10226/11
26.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10226/11
31.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/4850-11-2
09.03.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7674/2010
03.11.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-20002/10