Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2011 г. N 16АП-3236/2010
г. Ессентуки |
Дело N А77-832/2010 |
24 января 2011 г. |
Апелляционное производство N 16АП-3236/2010 (1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.10.10 по делу N А77-832/2010
по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республике, Парламенту Чеченской Республики о признании ненормативного правового акта недействительным, (судья Хаджиев Т.А.),
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике: не явились, извещены 24.12.2010 (уведомление 543664),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республике: не явились, извещены 24.12.2010 (уведомление 543695),
от Парламента Чеченской Республики: не явились, извещены 27.12.2010 (уведомление 543671),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - фонд социального страхования, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике (далее - налоговый орган, инспекция), Парламенту Чеченской Республики (далее - Парламент) о признании незаконными действий по внесению записи от 21.01.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - Аппарата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики (далее - Аппарат Парламента) и аннулировании указанной записи.
Заявленные требования мотивированы тем, что восстановление положения, существовавшего до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц спорной записи необходимо для проведения ликвидационной комиссией Парламента Чеченской Республики расчетов капитализированных платежей и включения их в сумму, предъявляемую в Министерство финансов Чеченской Республики для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской первого созыва.
Решением суда от 28.10.10 в удовлетворении заявленных требований фонду социального страхования отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избранный заявителем способ не повлечет реальную защиту права, поскольку возможность восстановления правоспособности юридического лица путем признания незаконным решения регистрирующего органа о регистрации сведения о ликвидации юридического лица не предусмотрена Законом о регистрации.
Не согласившись с таким решением суда, фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Заявитель указывает, что судебные заседания проведены судом первой инстанции в отсутствие представителя Парламента Чеченской Республики. Кроме того, заинтересованными лицами, в нарушение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в адрес фонда социального страхования не направлены отзывы на заявление. По мнению апеллянта, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что согласно части 2 и 3 статьи 270 Кодекса является основанием для отмены судебного акта.
Отзывы не поступали.
Фонд социального страхования, налоговый орган и Аппарат Парламента Чеченской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, фонд социального страхования ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.
Из материалов дела следует, что 21.01.2010 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республике внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации в связи с ликвидацией Аппарата Парламента Чеченской Республики.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 21.01.2010, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 78 Закона Чеченской Республики от 23.03.2003 "Конституция Чеченской Республики", парламент является постоянно действующим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики и состоит из двух палат - Совета Республики и Народного Собрания. В связи с принятием 02.12.2007 на референдуме поправок в конституцию республики парламент является однопалатным. На совместном заседании палат 27.06.2008 принято постановление о досрочном прекращении полномочий парламента в связи с принятием депутатами палат решения о самороспуске. Руководителям аппаратов палат парламента рекомендовано произвести в установленном порядке сокращение должностей государственной службы и технического персонала.
В пункте 3 постановления Парламента Чеченской Республики от 31.10.2008 N 5-2П "О создании аппарата Парламента Чеченской Республики второго созыва и о ликвидации аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва" указано о ликвидации аппаратов Совета Республики и Народного Собрания Парламента Чеченской Республики. Руководителям аппаратов палат надлежало уволить работников в связи с ликвидацией аппаратов. Для исполнения указанного постановления создана ликвидационная комиссия.
Фондом было предложено ликвидационной комиссии рассчитать размер капитализируемых платежей, согласовать их с фондом и перечислить на расчетный счет фонда в связи с ликвидацией юридических лиц. Парламент расчет капитализированных платежей не произвел, от согласования расчета уклонился.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном страховании) при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 17.11.2000 N 863 Правительство Российской Федерации установило и утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми юридическими лицами страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставление обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что страховщик в 2-недельный срок от даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, ликвидация Аппарата Парламента Чеченской Республики завершена, а юридическое лицо прекратило существование.
Суд первой инстанции указывает что, заявитель, зная о рассмотрении дела N А77-297/2009, имел возможность обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по запрету регистрирующему органу внесения записи о ликвидации юридического лица до рассмотрения дела N A77-297/2009 Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа, что им сделано не было. При этом заявитель подтвердил, что не уведомил Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республике об обжаловании Парламентом судебного акта в кассационном порядке и необходимости приостановления внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Аппарата Парламента Чеченской Республики до рассмотрения дела кассационной инстанцией.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что регистрирующим органом при государственной регистрации ликвидации юридического лица должен соблюдаться порядок, предусмотренный статьями 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и надлежало проверить, имелись ли у регистрирующего органа правовые основания для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно статье 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 22 названного Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов.
Однако из материалов дела не усматривается, что в регистрационный орган представлялось соответствующее действительности заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
Так, в частности, инициатору данного заявления при должной осмотрительности следовало указать, что расчеты с кредиторами не завершены в силу наличия судебного акта - постановления апелляционного суда от 26.10.2009, которым решение от 14.07.2009 отменено, требования фонда удовлетворены частично. Суд обязал парламент произвести расчет капитализированных платежей Магомедовой Р.Т. и Бердукаевой А.Р. и включить их в сумму, предъявляемую в министерство для расчетов с кредиторами аппаратов палат парламента первого созыва.
Следует отметить, что данный судебный акт вступил в законную силу 26.10.2009, и соответственно, представленные в регистрирующий орган заявление и ликвидационный баланс, не учитывающие существо данного судебного акта, являлись недостоверными, то есть не соответствующими положениям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Безусловно, в компетенцию регистрирующего органа не входит обязанность требовать представления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов, при этом акт о государственной регистрации, составленный на недостоверных документах, то есть несоответствующих положениям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" может быть оспорен заинтересованными лицами.
Правильны выводы суда первой инстанции, что согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2004 N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Законом о регистрации.
Как следует из материалов дела, 21.01.2010 налоговым органом в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации Аппарата Парламента Чеченской Республики в связи с его ликвидацией на основании документов, несоответствующих действительности, то есть не удовлетворяющих требованиям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах заявление фонда о признании недействительной записи о государственной регистрации Аппарата Парламента Чеченской Республики в связи с его ликвидацией подлежит удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции следует отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.10.10 по делу N А77-832/2010 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными и несоответствующими статьям 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике по внесению записи от 21.01.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - Аппарата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике аннулировать запись от 21.01.2010 в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица - Аппарата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А.Белов |
Судьи |
Л.В Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-832/2010
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЧР, ГУ РО ФСС РФ по ЧР
Ответчик: МРИ ФНС N1России по ЧР
Третье лицо: Парламент ЧР, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Чеченской Республике, Парламент Чеченской Республики