Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2011 г. N 14АП-7141/2010
г. Вологда |
N 14АП-7141/2010 |
12 января 2011 г. |
Дело N А44-3513/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Виноградовой Т.В.,
судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области
на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 августа 2010 года
по делу N А44-3513/2010 (судья Духнов В.П.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Алкон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся во включении в справку N 18888 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций данных о наличии у Общества по состоянию на 12.07.2010 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций.
Решением суда требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что отсрочка уплаты налогов, пеней, штрафов была предоставлена Обществу решением арбитражного суда в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а не нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), как указано в приказе Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/2006@ "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению"; отсрочка по налогу на прибыль, пеням и штрафам в общей сумме 2 177 005, 64 руб. вообще не предоставлялась.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности Общества являются производство и реализация алкогольной продукции.
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган в числе документов справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.
Общество 12.07.2010 обратилось в налоговый орган с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по состоянию на текущую дату 2010 года.
Инспекцией выданы две справки: справка от 14.07.2010 N 18888, согласно которой Общество по состоянию на 12.07.2010 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а также справка N 24503 по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.07.2010.
Не согласившись со справкой Инспекции от 14.07.2010 N 18888, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись следующего содержания: "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись: "Не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации.
Согласно справке N 24503 по форме N 39-1 у Общества по состоянию на 12.07.2010 имеется как переплата по налогам, так и суммы налогов, пеней и штрафов, уплата которых отсрочена, рассрочена, в том числе в порядке реструктуризации, либо взыскание которых в бесспорном порядке приостановлено.
При этом в графах 5 - 6, 8 - 9 и 11 - 12 "Кроме того, отсрочено, рассрочено, в том числе в порядке реструктуризации, приостановлено к взысканию по налогу, пени и налоговым санкциям" справки N 24503 налоговым органом отражены суммы налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций по этим налогам, взысканные арбитражным судом по делу N А44-244/2009 о признании недействительным решения Инспекции от 31.12.2008 N 2.11-16/11 в части доначисления и взыскания 12 946 362 руб. налога на прибыль, 15 934 531 руб. НДС, соответствующих пеней и штрафов. Решением суда взыскано 35 417 023 руб., в том числе 9 510 713 руб. налога на прибыль, 951 153 руб. пеней по налогу на прибыль, 1 902 143 руб. штрафа по налогу на прибыль, 15 934 531 руб. НДС, 4 441 452 руб. пеней по НДС, 2 677 031 руб. штрафа по НДС. На основании определения суда от 05.05.2010 по названному делу Арбитражным судом Новгородской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.12.2010.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2010 по делу N А44-244/2009 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции от 31.12.2008 N 2.11-16/11 в оспариваемой части, включая действия по бесспорному взысканию 35 417 023 руб., в том числе 9 510 713 руб. налога на прибыль, 951 153 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль, 1 902 143 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль, 15 934 531 руб. НДС, 4 441 452 руб. пеней за несвоевременную уплату НДС, 2 677 031 руб. штрафа за неполную уплату НДС, за счет денежных средств и (или) имущества налогоплательщика, до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Кассационная жалоба по данному делу рассмотрена и постановление принято 28.07.2010.
Таким образом, на момент выдачи справок по состоянию на 12.07.2010 в отношении спорной задолженности Обществу была предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу N А44-244/2010, а также действовали обеспечительные меры по данному делу.
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей. При этом суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Налоговый орган не доказал наличие у Общества по состоянию на 12.07.2010 неисполненных обязанностей по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
Таким образом, запись в справке N 18888 "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" является неправильной, поскольку не соответствует реальной возможности исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней и налоговых санкций, что подтверждается содержанием справки по форме N 39-1 от 12.07.2010 N 24503 и определениями судов об отсрочке исполнения судебного акта, а также о принятии обеспечительных мер.
При таких обстоятельствах указание в справке от 12.07.2010 N 18888 сведений о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 12.07.2010 затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд обоснованно признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся во включении в справку от 12.07.2010 N 18888 данных о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 12.07.2010.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 августа 2010 года по делу N А44-3513/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3513/2010
Истец: ОАО "Алкон"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7141/2010