Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2011 г. N 17АП-13638/2010
г. Пермь |
|
09 февраля 2011 г. |
Дело N А50-20319/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С.Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя (Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердынском районе Пермского края ИНН: 5956004947, ОГРН: 1025902267940): не явился,
от заинтересованного лица (Отделения по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю): Корсиков К.А., удостоверение, доверенность от 11.01.2011,
от третьего лица (Федерального бюджетного учреждения "Объединение исправительных колоний N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, ИНН 5956004062): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Отделение по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 ноября 2010 года
по делу N А50-20319/2010,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердынском районе Пермского края
к Отделению по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю,
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Объединение исправительных колоний N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю,
о признании действий незаконными,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердынском районе Пермского края (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Отделение), выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов - постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов N 76 от 20.10.2008 г. на сумму 20 984,08 руб. и постановления б/н от 16.07.2009 г. на взыскание 12 993,24 руб. в отношении ФБУ "Объединение исправительных колоний N 11 ГУФСИН по Пермскому краю", и возвращении исполнительных документов без исполнения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 ноября 2010 года требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Отделения по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, выразившиеся в отказе в принятии исполнительных документов - постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 76 от 20.10.2008г. на взыскание 20 984, 08 рублей и б/н от 16.07.2009г. на взыскание 12 993,24 рублей в отношении Федерального бюджетного учреждения "Объединение исправительных колоний N 11 ГУФСИН по Пермскому краю" и возвращении исполнительных документов без исполнения. Отделение по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заинтересованное лицо с принятым решением не согласилось, обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что с учетом положений Федерального закона Российской Федерации N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" взыскание образовавшейся недоимки с должника-организации возможно только в судебном порядке, выводы суда о невозможности применения данного закона к рассматриваемым правоотношениям является необоснованным, поскольку спорные правоотношения между Управлением и Отделением возникли в 2010 году, когда Федеральный закон от 15.12.2001 N 167 не действовал. При этом по мнению заинтересованного лица, то обстоятельство, что первоначально постановления Управления предъявлены в Отделение 21.12.2009 не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 31 от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", положения ст.ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом в порядке ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) извещенные судом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, в заседание суда не явились. В силу ч. 3 ст.156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Федеральное бюджетное учреждение "Объединение исправительных колоний N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" - плательщик страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является бюджетным учреждением, имеющим открытый лицевой счет в органах федерального казначейства.
В связи с тем, что у ФБУ "ОИК N 11 ГУФСИН по Пермскому краю имелась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пней и штрафов, Управлением были вынесены постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя от 20.10.2008 N 76 на сумму 20 984,08 рублей и от 16.07.2009 б/н на сумму 12 993,24 рублей (л.д.6-7).
Данные постановления были направлены в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
10.12.2009г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю Рисаненковой Н.Н. в отношении каждого из указанных исполнительных документов вынесены постановления о возвращении взыскателю неисполненного исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ и окончании исполнительного производства (л.д. 8-9).
При этом основанием для возвращения спорных постановлений и окончания исполнительных производств послужило то обстоятельство, что исполнение по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производятся по месту открытия должнику-бюджетополучателю лицевого счета.
21.12.2009 заявитель направил постановления о взыскании недоимки, пеней и штрафов от 20.10.2008г. и 16.07.2009г. в отделение по Чердынскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю для исполнения (л.д.10-11).
Отделение по Чердынскому району УФК по Пермскому краю письмами от 24.12.2009 возвратило заявителю без исполнения направленные исполнительные документы (постановления о взыскании недоимки, пеней и штрафов от 20.10.2008 и 16.07.2009) в связи с тем, что такие постановления не подлежат исполнению в порядке, предусмотренном гл. 24.1 БК РФ, а исполняются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (л.д.12, 13).
Письмом от 11.05.2010г. Отделение просило Управление считать недействительными письма от 24.12.2009 и повторно направить на исполнение постановления о взыскании недоимки, пеней и штрафов от 20.10.2008 и 16.07.2009 (л.д.14).
Вместе с тем, 02.07.2010г. Отделение вновь возвратило без исполнения постановления Управления от 20.10.2008 г. и 16.07.2009г., ссылаясь на то, что в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) взыскание недоимки с организации, которой открыт лицевой счет, возможно только в судебном порядке (л.д.16).
Не согласившись с данными действиями Отделения по возврату постановлений о взыскании недоимки, пеней и штрафов, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что процедура взыскания была начата в 2009 году, то есть до вступления в силу Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, следовательно, при исполнении спорных постановлений данный Закон применению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.
Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ, осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
В силу ст. 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с п. 12 ст. 242.4 БК РФ в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 17 мая 2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 БК РФ.
Данная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом РФ 11.02.2010 в определении по делу N ВАС-460/10.
Поскольку, как указано ранее, должник является федеральным учреждением и финансируется за счет средств бюджета, имеет лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, а доказательства, подтверждающие наличие у должника иных счетов, в деле отсутствуют, заинтересованное лицо было обязано принять и исполнить постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя N 76 от 20.10.2008 г. и б/н. N от 16.07.2009 г., возврат указанных постановлений заявителю противоречит ст. 239, 242.4 БК РФ и является незаконным.
С учетом установленных обстоятельств, правомерными являются выводы суда о том, что действия Отделения по возврату Управлению постановлений о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование являются незаконными.
Доводы заинтересованного лица о том, что после 01.01.2010 года недоимка по страховым взносам по состоянию на 31.12.2009 года подлежит взысканию с должника в судебном порядке, как это предусмотрено п. 2 ст. 60 ФЗ РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, отклоняется.
Согласно ст. 18 п. 4 пп. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ действительно предусмотрен судебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам с организаций, которой открыт лицевой счет.
В силу п. 2 ст. 60 того же Закона, недоимка, сложившаяся на 31.12.2009г., с бюджетной организации, которой открыт лицевой счет, взыскивается с 01.01.2010г. только в судебном порядке.
Из обстоятельств дела следует, что по настоящему делу процедура взыскания (выставление требований, вынесения решений о взыскании, вынесение постановлений, направление их судебному приставу-исполнителю) начата в 2009 году, то есть до вступления в силу Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, взыскание произведено Пенсионным Фондом в 2008 и 2009 гг., тогда как в 2010 году производится непосредственно исполнение исполнительных документов.
Следовательно, при исполнении постановлений N 76 от 20.10.2008г. и б/N от 16.07.2009г. данный Закон применению не подлежит, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка указанным доводам Отделения.
В связи с этим подлежат отклонению как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела довод заинтересованного лица о том, что правоотношения между Управлением и Отделением возникли в 2010 года.
Ссылка заинтересованного лица на то, что факт возврата спорных постановлений в декабре 2009 года был предметом рассмотрения по делу А50-6766/2010 и Определением от 18.05.2010 года производство по делу прекращено в связи с отказом Управления от заявленных требований, во внимание не принимается, поскольку из материалов дела не следует, что в рамках настоящего дела обжалуется возврат согласно письму от 24.12.2010 года.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку заинтересованное лицо в соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2010 по делу N А50-20319/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.Н. Полевщикова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20319/2010
Истец: УПФР в Чердынском р-не ПК
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Пермскому краю Отделение по Чердынскому району
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11667/11
26.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11667/11
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2500/11
09.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13638/10
03.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13638/2010