Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 11АП-1529/2011
г. Самара |
|
03 марта 2011 г. |
Дело N А55-20379/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 марта 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Артюшин Н.В., доверенность от 30.08.10 г.; N 02-269/3580;
от ответчика - Обоимов П.Н., доверенность от 24.12.2010 г.;
от третьих лиц:
ТУ Росимущества в Самарской области - не явился, извещен;
Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды - не явился, извещен;
Администрации муниципального района Шигонский Самарской области - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Сызрань
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 января 2011 года
по делу N А55-20379/2010 (судья Бойко С.А.),
по заявлению администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара,
Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области, г. Самара,
Администрация муниципального района Шигонский Самарской области, Самарская область, с. Шигоны,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - дом щитовой N 13 турбазы "Дубовая роща" и обязании произвести государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: дом щитовой N 13 турбазы "Дубовая роща", расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, Муранский бор, турбаза "Дубовая роща" незаконным и о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 января 2011 года по делу N А55-20379/2010в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что представил достаточные доказательства для регистрации права.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.04.2010 года Администрация городского округа Сызрань обратилась в УФРС по Самарской области (ныне - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Сызрань на следующий объект недвижимого имущества - дом щитовой N 13, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, Муранский бор, турбаза "Дубовая роща".
Сообщением от 10.06.2010 г. N 63-63-37/006/2010-376 в государственной регистрации было отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: выписка из реестра муниципальной собственности от 04.03.2010 г., Справка ГУП ЦТИ N 520 от 19.11.2007 г., выписка из постановления Администрации г. Сызрань от 07.12.1995 N 1144, акт приема-передачи объектов соцкультбыта и горного цеха АОЗТ "Сызранский комбинат стройматериалов" в муниципальную собственность от 28.12.1995 г., постановление Администрации городского округа Сызрань Самарской области N 2310 от 10.10.2008 г.
Из содержания постановления Администрации г. Сызрань N 1144 от 07.12.1995 г. следует, что арбитражному управляющему АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" было указано по актам приема-передачи передать в муниципальную собственность, в том числе турбазу "Дубовая Роща".
Из представленного Перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность от АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" следует, что передан объект - турбаза "Дубовая Роща" по адресу: р. Уса.
В соответствии с Актом приема-передачи от 28.12.1995 года АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" передало, а администрация г. Сызрань приняла имущество согласно приложению.
Согласно Приложению в муниципальную собственность передан объект недвижимого имущества - Турбаза "Дубовая Роща" по адресу: река Уса.
Из акта приема-передачи следует, что в нем не отражен пообъектный состав имущественного комплекса турбазы "Дубовая Роща"; в акте приема-передачи отсутствуют сведения о точном местонахождении, площади либо иных технических характеристиках позволяющих идентифицировать спорный объект.
Впоследствии в 2007 году объект турбазы - дом щитовой N 13 был проинвентаризирован и на него составлен технический паспорт, определена стоимость, присвоен инвентарный номер.
По результатам инвентаризации 10.10.2008 г. постановлением Администрации городского округа Сызрань N 2310 были внесены изменения в Постановление N 1144 от 07.12.1995 года, согласно которым указаны конкретные объекты, передаваемые в муниципальную собственность, в том числе и дом щитовой N 13.
Материалами дела подтверждается, что передающая сторона - АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" в настоящее время ликвидирована и исключена из ЕГРЮЛ.
Анализ представленных на регистрацию документов свидетельствует, что на момент передачи в муниципальную собственность в перечне объектов, подлежащих передаче, дом щитовой N 13 не был указан, а из утвержденного перечня невозможно идентифицировать факт передачи именно данного объекта, доказательств обратного суду не представлено.
Арбитражный суд первой инстанции исследовав доказательства непосредственно в судебном заседании сделал правильный вывод о том, что документы, представленные на регистрацию, не свидетельствуют о передаче в 1995 году в муниципальную собственность конкретного объекта - дома щитового N 13. Более того, в материалы дела не представлены доказательства, что именно дом щитовой N 13 находился на балансе акционерного общества: ни Постановление N 1144, ни акт приема-передачи не позволяют сделать указанный вывод. Из представленного технического паспорта следует, что только в 2007 году была осуществлена техническая инвентаризация объектов, расположенных на территории турбазы "Дубовая роща", по результатам которой 10.10.2008 были внесены изменения в Постановление N 1144 (то есть уже после введения в действие Закона о регистрации).
Представленная выписка из реестра муниципальной собственности сама по себе не является достаточным доказательством наличия права муниципальной собственности: в качестве основания возникновения права указано Постановление N 1144, из которого не следует, что дом щитовой N 13 передан в муниципальную собственность. Более того, дата внесения данного объекта в реестр - 01.01.1999. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что право муниципальной собственности в данной конкретной ситуации не является ранее возникшим.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику этого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 218 Кодекса право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В соответствии со ст. 8 Кодекса гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также договоров и иных сделок, хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По смыслу названых норм Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель, подтверждая факт возникновения права муниципальной собственности до введения в действие Закона о регистрации должен подтвердить наличие права собственности у лица, передавшего ему спорный объект недвижимости, т.е. АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов". Доказательств наличия права собственности АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" по состоянию на 28.12.1995 года регистрирующему органу заявителем представлено не было.
Пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Учитывая, что в реестр муниципальной собственности спорное недвижимое имущество внесено после введения в действие Закона о регистрации, доказательством наличия права может является выписка из ЕГРП, которая в материалы дела представлена не была.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии прав у заявителя на указанный объект недвижимости, не представлено.
При таких обстоятельствах, представленные в регистрирующий орган документы не соответствовали требованиям статей 17,18 Закона о регистрации, не подтверждали права муниципальной собственности на заявленный объект, а поэтому ответчик правомерно отказал заявителю в регистрации права.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 января 2011 года по делу N А55-20379/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20379/2010
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Шигонский, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области