Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. N 11АП-13810/2010
07 февраля 2011 г. |
Дело N А55-15191/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:
от ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" - представителя Сигаева Р.Н., доверенность от 31 декабря 2010 года N 12,
от Главного управления МЧС России по Самарской области - представителя Неверовой Н.А., доверенность от 14 января 2011 года N 102-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2011 года апелляционную жалобу ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2010 года по делу N А55-15191/2010, судья Мешкова О.В., принятое по заявлению ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК", ИНН 6382025887, ОГРН 1026303952388, Самарская область, г.Тольятти, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 июня 2010 года N 1713 о назначении административного наказания по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" (далее - ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела государственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору (далее - ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, административный орган) от 24 июня 2010 года N 1713 о назначении административного наказания по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решением суда от 12 ноября 2010 года в удовлетворении заявления общества отказано на том основании, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина общества в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
В апелляционной жалобе ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18 мая 2010 года N 568 временно исполняющего обязанности начальника ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский (главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору) Мельникова Ю.Н. 10 июня 2010 года в отношении ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" инспектором ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский (государственным инспектором городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору) Неверовой Н.А. проведена внеплановая выездная проверка исполнения заявителем предписаний N 283/1/1-N 283/1/16 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 18 марта 2010 года.
По результатам проверки установлен факт невыполнения в установленный срок предписаний N 283/1/1, 3/1/2, 283/1/3, 283/1/4, 283/1/5, 283/1/6, 283/1/7, 283/1/8, 283/1/9, 283/1/10, 283/1/11, 3/1/12, 283/1/13, 283/1/14, 283/1/15, 283/1/16 от 18 марта 2010 года, в связи с чем в отношении ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" был составлен протокол N 1711 от 10 июня 2010 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности постановлением мэра городского округа Тольятти от 12 мая 2010 года N 1217-пЛ на территории городского округа Тольятти с момента опубликования данного постановления (13 мая 2010 года) до особого распоряжения установлен особый противопожарный режим. В связи с этим в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 1713 от 10 июня 2010 года. В вину обществу вменено: 09 июня 2010 года в 10 час 40 мин на территории, в зданиях, помещениях гипермаркета "Хозяйский" по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, д.12В, стр.1, общество нарушило требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (зарегистрированы в Минюсте России 27 июня 2003 года, регистрационный N 4838, утверждены приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, введены в действие с 30 июня 2003 года). Наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленные пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.7* СНиП 21-01-97*, пунктами 3.14,3.15, 3.22 НПБ 104-2003 - в торговых залах и в южной части 2-го этажа здания во всех помещениях временного или постоянного пребывания людей количество звуковых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивает требуемый общий уровень звука, производимый оповещателями, не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.7*, 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктами 1,3, 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), пунктом 3.1 НПБ 104-2003- помещение для проведения погрузочно-разгрузочных работ, хранения тары и упаковочного материала не защищено автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований норма документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.9*, 6.10* 21-01-97*- из помещения для проведения погрузочно-разгрузочных работ, хранения тары и упаковочного материала отсутствуют эвакуационные выходы, вследствие установленных в проемах наружных ограждающих конструкций подъемно-опускных ворот; станция пожаротушения не обеспечена схемой обвязки и инструкцией по управлению кой при пожаре. У узла управления не вывешена табличка с указанием защищаемых помещений типа и количества оросителей в секции установки; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.7* СНиП 21-01-97*, пунктами 1.2, 4.1, 5.1 таб. 2 п. 5 НПБ 104-2003- здание гипермаркета площадью пожарного отсека 3557,7 м(2) не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 3-го типа; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований норм документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.9*, 6.10*, 6.13* СНиП 21-01-97*, пунктом 1.102, 1.109 Строительных норм и правил "Общественные здания и сооружения" (СНиП 2.08.02-89*) - отсутствует второй эвакуационный выход с части 2-го южной стороне здания гипермаркета, которая не отделена от других частей этажа противопожарными преградами; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 8.8 СНиП 21-01-97*- в местах перепада высот кровель более 1 м (кровля здания, кровли вентиляционных камер) не установлены пожарные лестницы типа П1; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований норм документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.9*, 6.10*, 6.13* СНиП 21-01-97*, пунктами 1.110, 1.111, 1.112 СНиП 2.08.02-89*-из здания гипермаркета выполнен один эвакуационный выход, вследствие установленных в проёмах наружных ограждающих конструкций вестибюля здания автоматических раздвижных дверей, наличия проходов. турникетами и расчетными узлами по направлению к выходам из торгового зала (помещение N 6) и отсутствия требуемой суммарной ширины эвакуационных выходов из торговых залов при площади основных эвакуационных проходов менее 25% площади в каждом из торговых залов; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 7.1 СНиП 21-01-97*, пунктом 1.14* СНиП 2.08.02-89* - площадь 1-го этажа 2-х этажного здания гипермаркета II степени огнестойкости составляет более 3000 м(2)( ); наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной б безопасности установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 8.11 СНиП 21-01-97*- ограждение эксплуатируемой плоской кровли здания выполнено не в соответствии с требованиями ГОСТ 25772-83* "Ограждение лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия" менее 600 мм; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 8.3* СНиП 21-01-97*- на кровлю здания с бесчердачным покрытием площадью 2896,6 м кв. выполнен один выход по вертикальной пожарной лестнице типа П1 при нормативном количестве не мене 3-х выходов; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктом 12.16 НПБ 88-2001 часть балкона с ограждающими конструкциями с дверями перед выходом во внутреннюю лестничную клетку типа Л1 с северо-восточной стороне здания защищена одним дымовым пожарным извещателем; наряду с ППБ 01-03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленные пунктами 1.1 1.4*, 1.7*. 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктом 12.42 НПБ 88-2001- в здании гипермаркета ручные пожарные извещатели установлены на расстоянии более 50 м друг от друга; не производится очистка от горючих отходов вентиляционных камер и воздуховодов систем приточной и вытяжной вентиляции здания; при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 6.30* СНиП 21-01-97* - наружная открытая лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 м от оконного проема; наряду с ППБ 01 -03 нарушены требования нормативных документов по пожарной безопасности, установленных пунктами 1.1, 1.4*, 1.7*, 7.29 СНиП 21-01-97*, пунктами 1, 3, 14 таб. 2 п. 11 НПБ 110-2003 - в торговых залах (помещение N 1 и помещение N 6) пространство за подвесными потолками -высотой от покрытия до подвесного потолка более 0,4 м при прокладке в них кабелей и не защищено автоматической пожарной сигнализацией.
Административным органом согласно протоколу также установлено, что в представленном в ОГПН "Определении расчетного значения уровня пожарного риска", выполненном ООО "НПО СТ" содержится следующий вывод: для обеспечения расчетного значения пожарного риска (не более одной миллионной в год) необходимо обеспечить выполнение комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий: одновременное нахождение в здании не более 259 людей (200 человек посетители и 59 человек обслуживающего персонала; устройство системы оповещения и управления эвакуацией людей III типа; устройство автоматической пожарной сигнализации; устройство автоматического пожаротушения; обеспечение технической надежности элементов пожарной сигнализации, при которой вероятность эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации Rобн = 0,98; обеспечение технической надежности элементов системы оповещения людей о пожаре и эвакуации, при которой вероятность эффективного срабатывания системы СОУЭ Rобн = 0,98; обеспечение свободного открывания дверей на путях эвакуации и по направлению выхода из задания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; сохранение ширины эвакуационных путей и выходов; не превышение установленной пожарной нагрузки для помещений.
Однако на момент проверки 09 июня 2010 года и на момент составления протокола вышеуказанный комплекс инженерно-технических мероприятий в целях обеспечения уровня заявленного в пожарной декларации пожарного риска и направленный на обеспечение требований пожарной безопасности в здании гипермаркета "Хозяйский" по адресу: по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, д. 12В, стр. 1, не выполнен обществом.
Согласно ч.2 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ, совершённое в условиях особого противопожарного режима, влечёт наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский - главным государственным инспектором городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору в пределах своих полномочий в отношении ООО "ТОЛЬЯТТИ - ПЛАСТИК" оспариваемого постановления N 1713 от 24 июня 2010 года о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Ссылка ООО "ТОЛЬЯТТИ - ПЛАСТИК" на нарушение административным органом Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что выразилось в том, что административным органом нарушены сроки проведения проверки (что подтверждается, в частности, актом проверки от 10 июня 2010 года N 568, согласно которому периодом проведения проверки является 04.05.2010- 10.05.2010 года, в то время как акт составлен 10 июня 2010 года, а согласно журналу учета мероприятий по контролю не имеется отметки о дате проведения проверки инспектором), судом первой инстанции обоснованно отклонена.
Судом первой инстанции установлено, что материалами арбитражного дела подтверждены факт несоблюдения обществом перечисленных требований Правил пожарной безопасности, а также вина ООО "ТОЛЬЯТТИ - ПЛАСТИК" в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Установлено, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности (иного заявителем не обосновано и не доказано), не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. общество не предприняло достаточных мер ни организационных, ни технических для выполнения правил и норм, а также не провело мероприятий, которые само запланировало согласно пожарной декларации в целях минимизации степени пожарного риска на объекте, посещающем значительное количество людей.
Между тем суд первой инстанции не учел, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, выявленное административным органом еще 18 марта 2010 года, истек 18 мая 2010 года.
Нарушения правил пожарной безопасности, допущенные заявителем, являются по своей сути длящимся правонарушением, в связи с чем срок давности привлечения организации за данное нарушение следует исчислять с момента его обнаружения.
Как видно из материалов дела, нарушения обществом правил пожарной безопасности административным органом были выявлены в ходе проверки 18 марта 2010 года, каких-либо новых нарушений в ходе повторной проверки, проведенной в июне 2010 года, не было выявлено. Следовательно, моментом обнаружения правонарушений в данном случае будет считаться день, когда административном органу впервые стало известно о допущенных обществом нарушениях, то есть 18 марта 2010 года. В результате проверки в июне 2010 года административным органом был установлен факт неисполнения ранее выданных предписаний, то есть неустранение заявителем ранее выявленных нарушений правил пожарной безопасности, а не обнаружение собственно нарушений правил пожарной безопасности.
Кроме того, за те же самые нарушения правил пожарной безопасности заявитель был привлечен к административной ответственности постановлением от 19 марта 2009 года N 762 к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (т.1, 121, 122).
В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
На основании п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 12 ноября 2010 года следует отменить. Принять новый судебный акт, которым заявление ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" удовлетворить. Признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 ноября 2010 года по делу N А55-15191/2010 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление начальника отдела ГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, главного государственного инспектора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский по пожарному надзору от 24 июня 2010 года N 1713 о назначении административного наказания по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15191/2010
Истец: ООО "ТОЛЬЯТТИ-ПЛАСТИК"
Ответчик: Главное Управление МЧС России по Самарской области
Третье лицо: Отдел нгосудаственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13810/2010