Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24 января 2011 г. N 02АП-7057/2010
г. Киров
24 января 2011 г. |
Дело N А29-4677/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Пуртовой Т.Е., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
при участии в судебном заседании:
представителей истца - Слабикова Э.В., руководитель (в судебном заседании 13.01.2011); Колесниковой М.В., действующей на основании доверенности от 10.08.2010,
представителей ответчика - Белых Л.И., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 (в судебном заседании 19.01.2011), Гудковой Н.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011(в судебном заседании 19.01.2011),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Северный лес"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2010 по делу N А29-4677/2010, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,
по иску Дорожного агентства Республики Коми
к обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес",
о взыскании 1.629 руб. 38 коп.,
установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - Дорожное агентство Республики Коми, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес" (далее - ООО "Северный лес", ответчик) о взыскании 1.629 руб. 38 коп. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2010 исковые требования Дорожного агентства Республики Коми удовлетворены в полном объеме, с ответчика в доход бюджета Республики Коми взыскано 1.629 руб. 38 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов.
Общество с ограниченной ответственностью "Северный лес" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 27.09.2010 отменить, в иске отказать.
По мнению общества с ограниченной ответственностью "Северный лес", суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права; не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Действующим законодательством не было предоставлено право Министерству транспорта РФ принимать нормативно-правовой акт, устанавливающий предельно допустимые массы транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства. Кроме того, на дату рассмотрения спора в суде первой инстанции Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ являлась недействующей в связи с тем, что нормативно-правовой акт, на основании которого она была разработана утратил силу в ноябре 2009. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1079 с изменениями от 02.08.2007 N 495 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. Осуществление контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, не предусмотренного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовым актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в настоящем Постановлении, не допускается. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" увеличены весовые параметры автотранспортных средств, в том числе разрешенная масса автопоезда - с 38 до 40 тонн и разрешенная максимальная осевая нагрузка - с 10 до 11,5 тонн. При данных показателях, фактическая величина полной массы транспортного средства КАМАЗ 53215-15 с прицепом МАЗ 83781 (акт N 1 от 28.01.2010) находится в пределах допустимой погрешности. Истец незаконно использовал два прогнозных индекса-дефлятора, применение которых Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ" не предусмотрено.
Дорожное агентство Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласно, считает решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменения. Пунктом 11 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда. В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона об автомобильных дорогах со дня вступления в силу данного Федерального закона и до приведения в соответствие с данным федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей данному федеральному закону. Поскольку до настоящего времени предельно допустимые массы транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства Правительством Российской Федерации или иным органом государственной власти РФ не установлены, истец правомерно применил предельно допустимые массы транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства, установленные в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной приказом Министра транспорта РФ от 27.05.1996 (зарегистрированной в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146). Действующее законодательство не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 технический регламент о безопасности колесных транспортных средств вступает в силу по истечение 12 месяцев со дня официального опубликования. Вышеуказанный регламент впервые был опубликован 21.09.2009, следовательно, вступил в силу 21.09.2010. Нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов ответчиком были допущены 11 и 28 января 2010, т.е. когда технический регламент не вступил в действие. Кроме того, действие данного регламента на отношения, связанные с перевозкой тяжеловесных грузов не распространяется. Дорожным агентством Республики Коми при рассмотрении дела в суде первой инстанции было представлено письмо Министерства экономического развития РФ от 08.10.2009 N 16847-АК/Д14, направленное органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором указан индекс-дефлятор по строке "капитальные вложения (инвестиции)" Прогноза показателей инфляции и системы цен до 2012, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 596. При расчете базового компенсационного индекса истцом был применен данный индекс-дефлятор.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 13.01.2011 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 19.01.2011.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 11.01.2010 в ходе осуществления весового контроля на передвижном посту весового контроля на 9-м километре автодороги обход г.Сыктывкара выявлено превышение осевой нагрузки и полной массы транспортного средства на 4,82 тн (допустимая полная масса транспортного средства - 38 тн, фактическая 42,82 тн) при перевозке груза автомобилем марки Камаз 53229-15 регистрационный знак Н359НМ/11 с прицепом МАЗ 837810-020 регистрационный знак АК1893/11, следовавшего по маршруту Подзь-СЛПК, под управлением водителя Кузиванова А.М., о чем составлен акт контроля параметров транспортного средства (автопоезда) N 2. Компенсация за нанесенный ущерб составила 1.137 руб. 65 коп.
Взвешивание транспортного средства произведено на весах автомобильных переносных ВА-15С N 1335 дата поверки 05.10.2009 и N 1093 дата поверки 01.04.2009 (дата поверки весов подтверждена свидетельствами о поверке N 058529 от 05.10.2009 и N 085173 от 01.04.2009).
Результаты взвешивания транспортного средства отражены в протоколе весового контроля от 11.01.2010.
28.01.2010 в ходе осуществления весового контроля на передвижном посту весового контроля на 9-м километре автодороги обход г.Сыктывкара выявлено превышение осевой нагрузки и полной массы транспортного средства на 0,25 тн (допустимая полная масса транспортного средства - 38 тн, фактическая 38,25 тн) при перевозке груза автомобилем марки Камаз 53215-15 регистрационный знак В696КС/11 с прицепом МАЗ 83781 регистрационный знак АК1932/11, следовавшего по маршруту Подзь-СЛПК, под управлением водителя Кривошеина И.В., о чем составлен акт контроля параметров транспортного средства (автопоезда) N 1. Компенсация за нанесенный ущерб составила 487 руб. 60 коп.
Взвешивание транспортного средства произведено на весах автомобильных переносных ВА-15С N 1335 дата поверки 05.10.2009 и N 1093 дата поверки 01.04.2009 (дата поверки весов подтверждена свидетельствами о поверке N 058529 от 05.10.2009 и N 085173 от 01.04.2009).
Результаты взвешивания транспортного средства отражены в протоколе весового контроля от 28.01.2010.
01.03.2010г. истец направил ответчику (владельцу транспортных средств) претензию о возмещении ущерба, нанесенного автомобильным дорогам Республики Коми от перевозки тяжеловесных грузов.
Ответчик на претензию не ответил, плату за провоз тяжеловесных грузов не перечислил, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В силу части 5 статьи 4 названного Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Министерством транспорта РФ 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146). В приложении N 1 к данной Инструкции утверждены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295 утвержден размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
В соответствии с положением о Дорожном агентстве Республики Коми (утверждено постановлением Правительства РК от 07.02.2005 N 16) Агентство уполномочено на предъявление исков о взыскании возмещения вреда, причиненных транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми N 438-р от 30.11.2009 и включает в себя, в том числе, автомобильные дороги подъезд к п. Подзь, Визинга-Кажим, Обход г.Сыктывкара, подъезд к промышленному узлу "Эжвинский" от автодороги Обход г.Сыктывкара, Сыктывкар-Ухта.
Актами N 2 от 11.01.2010 и N 1 от 28.01.2010 установлен факт осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза по автомобильным договорам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми с превышением полной и осевой нагрузки транспортного средства.
Примененные истцом в расчете исходные данные соответствуют приложению N 1 к постановлению Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
Протяженность маршрута транспортного средства подтверждена документально.
Ответчиком не отрицается факт того, что он является законным владельцем транспортных средств и лицом, эксплуатирующим транспортное средство, использовавшее дорожное полотно.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчиком осуществлена перевозка тяжеловесного груза по автомобильным договорам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми с превышением полной и осевой нагрузки транспортного средства в отсутствие платы за провоз тяжеловесных грузов, установленной действующим законодательством.
При данных обстоятельствах требования истца удовлетворены правомерно.
Доводы ответчика, изложенные в жалобе, не могут служить основанием для отмены судебного акта, исходя из нижеследующего.
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта РФ 27.05.1996, не отменена в установленном порядке, является действующей, поэтому истец правомерно применил к правоотношениям сторон предельно допустимые массы транспортного средства и предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства, установленные в Инструкции .
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" не может быть применено к спорным правоотношениям, поскольку вступило в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования, т.е. после выявления нарушений правил перевозки тяжеловесных грузов.
Действующее законодательство не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля.
Учитывая изложенное, решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом обстоятельств дела и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пунктом 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2010 по делу N А29-4677/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
Т.Е. Пуртова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4677/2010
Истец: Дорожное агентство РК
Ответчик: ООО Северный лес
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N1 по РК