Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 г. N 16АП-2753/2010
г. Ессентуки |
Дело N А22-1187/10 |
03 февраля 2011 г. |
апелляционное производство N 16АП-2753/10 (2) |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белова Д.А.,
судей Марченко О.В., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лутченкова Виктора Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.10 по делу N А22-1187/10
по заявлению индивидуального предпринимателя Лутченкова Виктора Михайловича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия об отмене постановления о назначении административного наказания, (судья Алжеева Л.А.),
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Лутченкова Виктора Михайловича: Лутченков Виктор Михайлович,
представителей Управления Росприроднадзора по РК: не явились, извещены 11.01.2011 (уведомление 595298),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лутченков В.М. (далее - заявитель, предприниматель Лутченков В.М.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) N АД-39/07-2010/8.54 от 26.07.10 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения.
Решением суда от 29.09.10 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприниматель Лутченков В.М. к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен законно и обоснованно. Процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности управлением соблюдена.
Не согласившись с таким решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по делу.
По мнению заявителя, судом первой инстанции сделан неправильный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения, что привело к принятию незаконного решения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании 24.01.2011 предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании 24.01.2011 объявлялся перерыв до 31.01.2011, о чем размещалась информация на официальном сайте суда в сети Интернет.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило. Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, выслушав индивидуального предпринимателя, установил следующее.
Прокуратурой Лаганского района Республики Калмыкия совместно с Управлением проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Лутченкова В.М. на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что предприниматель Лутченков В.М. не представил отчетность об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов за 2009 в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отсутствует отчет по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании использовании транспортировании, использовании, обезвреживания и размещена отходов производства и потребления" за 2009 год.
На основании проведенной проверки составлен акт от 09.07.2010, копия которого вручена предпринимателю Лутченкову В.М. По результатам проверки прокурор Лаганского района Республики Калмыкия вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении предпринимателя Лутченкова В.М. и направил материалы проверки в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия.
Письмом от 15.07.2010 N 10-4/1217 Управление уведомило предпринимателя Лутченкова В.М. о необходимости явки законного представителя общества 26.07.2010 в 15 час. 00 мин. для рассмотрения дела об административном правонарушении. Названное письмо было получено обществом 17.07.2010 года, согласно почтовому уведомлению.
Определением от 06.07.2009 рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Лутченкова В.М. назначено на 07.07.2009, копия указанного определения вручена предпринимателю Лутченкову В.М. 06.07.2009, что подтверждается отметкой о получении на копии определения.
Согласно заявлению предпринимателя Лутченкова В.М. материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Лутченкова В.М. рассмотрены в его отсутствии.
Постановлением от 26.07.2010 N АД-39/07-2010/8.5 предприниматель Лутченков В.М. привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением управления, предприниматель Лутченков В.М. обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей cpeды.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в установленных пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области окружающей среды.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды установлено что, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Внесение платы, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающее среде.
Согласно статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством России Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а размещенных отходов. Порядок учета и области-обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 N 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму N 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных. Факт не включения предпринимателем Лутченковым В.М. в статистическую отчетность информации о всех отходах, находящихся у него в обращении при выполнении муниципальных контрактов, судами установлен и материалами дела подтвержден.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия" и от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом первой инстанции правильно сделан вывод, что предприниматель Лутченков В.М. не имеет лицензию, сведения об образовавших отходах на АЗС "ЮКОС" г. Лагани не представлял, договор с ЗАО "ПК "ЭКО+" по приему и обезвреживанию опасных отходов, заключен предпринимателем Лутченковым В.М. лишь 11.05.2010, то есть до этого времени предприниматель Лутченков В.М. самостоятельно обезвреживал и размещал опасные отходы не имея на то лицензию.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в действиях предпринимателя Лутченкова В.М имеется состав административного правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.06.2010 N 444-ЛС, управление осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов), а также за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных - правонарушениях к органам, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривающих дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится также и Управление Росприроднадзора.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильные выводы, что отсутствуют основания для отмены Постановления Управления и что предприниматель Лутченков В.М. законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив правильность принятого по делу решения суда, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.10 по делу N А22-1187/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов. |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1187/2010
Истец: Лутченков В М
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по РК
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2753/2010
30.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А22-1187/2010
27.10.2010 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2753/10