Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2011 г. N 14АП-204/2011
г. Вологда
09 февраля 2011 г. |
Дело N А05-11657/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2010 года по делу N А05-11657/2010 (судья Полуянова Н.М.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Вельск-Инвест" (далее - общество, ООО "Вельск-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (далее - Учреждение) от 29.06.2010 N 456 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что предъявленная к уплате по требованию N 26 задолженность по страховым взносам и пеням является текущей задолженностью, которая подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Учреждения без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Общество и Учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Учреждение направило обществу требование N 26 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 15.05.2010, которым предложило уплатить страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 39 037 руб. 76 коп. и пени в сумме 211 руб. 27 коп., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 6995 руб. 30 коп. и пени в сумме 37 руб. 86 коп.
В связи с неисполнением обществом указанного требования в добровольном порядке в установленный срок Учреждение приняло решение от 16.06.2010 N 380 о взыскании указанной недоимки по страховым взносам и пеней за счет денежных средств, находящихся на счете заявителя.
На основании данного решения Учреждение направило в Вельское отделение Сбербанка N 4065, где был открыт счет общества, инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженности по страховым взносам и пени.
Вельское отделение Сбербанка N 4065 21.06.2010 вернуло без исполнения инкассовые поручения в отношении ООО "Вельск-Инвест" в связи с закрытием счета.
На основании этого Учреждение 29.06.2010 вынесло постановление N 456 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика взносов - организации (индивидуального предпринимателя). Данное постановление 30.06.2010 было направлено в Отдел судебных приставов по Вельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Архангельской области для принудительного исполнения.
Общество, полагая, что данный ненормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с тем, что оспариваемое постановление не соответствует статье 94 Закона N 127-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно представленным в материалы дела выписке по плательщику ООО "Вельск-Инвест" за 2009 год, ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 31.12.2009, таблицам начисления пеней по страховым взносам с 01.01.2009 по 10.05.2010 общество обязано было уплатить за 2009 год страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 222 626 руб. и страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 50792 руб., в том числе за последний квартал 2009 года страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 39 455 руб. и страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 11 355 руб.
Фактически общество уплатило страховые взносы за 2009 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 183 588 руб. 24 коп. и на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 43 796 руб. 70 коп., в том числе за последний квартал 2009 года соответственно 417 руб. 24 коп. и 4359 руб. 70 коп.
Задолженность по уплате страховых взносов за последний квартал 2009 года составила 39 037 руб. 76 коп. - на страховую часть трудовой пенсии и 6955 руб. 30 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии, что не оспаривается обществом.
Статьей 24 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2010) установлены порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из пункта 2 этой статьи следует, что уплата авансовых платежей по страховым взносам производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. При этом в силу статьи 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 данного Закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (статья 18 Закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 данного Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
При решении вопроса о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в период процедуры банкротства суд, рассматривающий дело, должен выяснить обстоятельства, в зависимости от которых данные требования по обязательным платежам могут быть квалифицированы в качестве текущих или не являющихся таковыми.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума N 25), датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
В пункте 15 Постановления Пленума N 25 указано, что согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
В данном случае обязанность уплатить страховые взносы в указанной сумме за 4-й квартал 2009 года возникла у должника после окончания отчетного периода - календарного года, а именно 01.01.2010.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2009 года по делу N А05-2839/2009 принято к производству заявление должника - ООО "Вельск-Инвест".
Определением от 09 апреля 2009 по данному делу в отношении ООО "Вельск-Инвест" введена процедура наблюдения, а определением арбитражного суда от 14 сентября 2009 года в отношении общества введено финансовое оздоровление.
Процедура банкротства - внешнее управление введена в отношении общества определением суда от 25 января 2010 года.
Следовательно, обязанность уплатить страховые взносы за 4-й кварталы 2009 года возникла у общества после принятия заявления о признании должника банкротом и до введения процедуры внешнего управления, и соответственно, задолженность по уплате данных страховых взносов за указанный период является текущей.
В связи с этим взыскание спорной суммы страховых взносов и пеней Учреждение вправе осуществить вне рамок дела о банкротстве в установленном порядке.
На основании этого Учреждение правомерно выставило обществу требование N 26 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 15.05.2010 и в связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке в установленный срок приняло решение от 16.06.2010 N 380 о взыскании указанной недоимки по страховым взносам и пеням за счет денежных средств, находящихся на счете заявителя.
Как указано выше, 21.06.2010 Вельское отделение Сбербанка N 4065 вернуло без исполнения выставленные Учреждением инкассовые поручения в отношении ООО "Вельск-Инвест" в связи с закрытием счета.
Поэтому Учреждение обоснованно 29.06.2010 вынесло постановление N 456 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества плательщика взносов - организации (индивидуального предпринимателя) и направило данное постановление в отдел судебных приставов по Вельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Архангельской области для принудительного взыскания.
Кроме того, в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 разъяснено, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона N 127-ФЗ).
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении требований общества о признании недействительным и отмене постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области от 29.06.2010 N 456 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 декабря 2010 года по делу N А05-11657/2010 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Вельск-Инвест" в удовлетворении требований о признании недействительным и отмене постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области от 29.06.2010 N 456 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11657/2010
Истец: ООО "Вельск-Инвест"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-204/2011