Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2011 г. N 06АП-5999/2010
г. Хабаровск
01 февраля 2011 г. |
N 06АП-5999/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Внешсервис": не явились;
от Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области: не явились;
от Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Внешсервис"
на решение от 08.11.2010
по делу N А04-3841/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Внешсервис"
к Министерству внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Внешсервис" (далее - ООО "Внешсервис", Общество) с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными: бездействия Межведомственной комиссии - не совершение действий по определению потребности ООО "Внешсервис" в привлечении иностранных работников, повлекшее принятие решения об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год, бездействия Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, не направившего на рассмотрение Межведомственной комиссии информацию относительно ООО "Внешсервис", необходимую для принятия решения об удовлетворении заявки на иностранную рабочую силу на 2011 год; решения Межведомственной комиссии об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год.
Обязать Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников, Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области восстановить нарушенные права ООО "Внешсервис" в сфере привлечения и использования иностранных работников - удовлетворить заявку ООО "Внешсервис" о потребности в иностранных работниках на 2011 год в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 08.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Внешсервис" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными: бездействия Межведомственной комиссии - не совершение действий по определению потребности ООО "Внешсервис" в привлечении иностранных работников, повлекшее принятие решения об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год, решения Межведомственной комиссии об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
ООО "Внешсервис", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое на основании статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей, которые на основании статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворены.
В отзывах на апелляционную жалобу, представленных названными лицами в суд апелляционной инстанции, Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой Обществом части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "Внешсервис" обратилось в Центр занятости населения города Благовещенске с заявкой о потребности в работниках по ряду специальностей в области керамической промышленности в количестве 140 человек: загрузчик-выгрузчик обжигательных печей - 35, сушильщик фарфоровых, фаянсовых, керамических изделий и сырья - 35, обжигальщик изделий строительной керамики - 27, формовщик изделий строительной керамики - 30, переводчик (китайского языка) - 2, технолог - 5, менеджер (в промышленности) - 3, повар (китайская кухня) - 3.
В связи с потребностью замещения вакантных рабочих мест по привлекаемым профессиям ООО "Внешсервис" обратилось в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области с заявкой о привлечении иностранных граждан на вакантные рабочие места по названным специальностям.
Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области письмом от 02.07.2010 N 3337-04 отклонило заявку, руководствуясь принципом приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и ситуацией на рынке труда Амурской области, а также наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан.
Полагая, незаконными бездействия ответчиков - не совершение действий по определению потребности ООО "Внешсервис" в привлечении иностранных работников, повлекшее принятие решения об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации.
Согласно части второй названной статьи привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила).
Согласно п. 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (п. 18 Правил).
Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Амурской области возложены на Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников, в соответствии с Постановлением Главы Администрации Амурской области от 20.06.2003 N 420.
В соответствии с указанным Постановлением создана комиссия, утверждено Положение о комиссии и ее составе.
Судом установлено, что отклоняя заявку общества, комиссия, руководствуясь Правилами и положениями Закона N 115-ФЗ, исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Амурской области.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии бездействия Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников при разрешении вопроса по определению потребности ООО "Внешсервис" в привлечении иностранных работников, а также об отказе в удовлетворении требований Общества о признании незаконным решения Межведомственной комиссии об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год.
Судом первой инстанции также обоснованно отказано в удовлетворении требования Общества о признании бездействия Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, не направившего на рассмотрение Межведомственной комиссии информацию относительно ООО "Внешсервис", необходимую для принятия решения об удовлетворении заявки на иностранную рабочую силу на 2011 год, по следующим основаниям.
Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области является координатором работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Амурской области, в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным Постановлением Губернатора Амурской области от 20.12.2008 N 479. В соответствии с указанным Положением Министерство, исполняющее функции секретариата Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей, направило в названную комиссию необходимые документы по определению потребности в привлечении иностранных работников (Приложение N 1, N 2 к протоколу N 43 от 24.06.2010).
Следовательно, Министерство выполнило все необходимые действия, для рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по определению потребности ООО "Внешсервис" в привлечении иностранных работников.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, в порядке положений статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу об отсутствии бездействия стороны Министерств внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области и Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей при разрешении вопроса по определению потребности ООО "Внешсервис" в привлечении иностранных работников, а также о законности принятого Межведомственной комиссией решения об отклонении полностью заявки ООО "Внешсервис" на иностранную рабочую силу на 2011 год.
При наличии таких оснований у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Обществу с ограниченной ответственностью "Внешсервис" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 01.12.2010 N 343 государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08 ноября 2010 года по делу N А04-3841/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Внешсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 01.12.2010 N 343 государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3841/2010
Истец: ООО "Внешсервис"
Ответчик: Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников, Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области
Третье лицо: МИФНС России N1
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5999/2010