Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2011 г. N 13АП-20660/2010
г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2011 г. |
Дело N А56-40726/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20660/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2010 г. по делу N А56-40726/2010 (судья В. В. Мирошниченко), принятое
по иску (заявлению) ООО "Пронто-Петербург"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): А. Б. Боровской, доверенность от 13.09.2010 г. N 373;
от ответчика (должника): И. В. Григорьева, доверенность от 11.01.2011 г. N 05-06/00008; О. Н. Кадукова, доверенность от 01.02.2011 г. N 05-06/01920;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пронто-Петербург" (далее - ООО "Пронто-Петербург", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 11 по СПб, ответчик) о признании недействительным решения от 21.04.2010 г. N 20-04/010718 и требования от 13.07.2010 г. N 1588 в части доначисления налога на прибыль в размере 143328 руб., НДС в сумме 537245 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 20% от обжалуемых сумм доначисленных налогов и в части уплаты пени (с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции от 15.10.2010 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 11 по СПб просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что Обществом в 2007, 2008 г.г. неправомерно не включались в состав доходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, доходы по договорам с Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ, не исчислен и не уплачен НДС с реализации услуг в рамках заключенных договоров; источник формирования денежных средств сам по себе не может влиять ни на правовую природу заключенных договоров, ни на налоговые отношения, участником которых является Общество; организация не приобретала каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых были бы необходимы целевые бюджетные средства, а сама оказывала услуги, следовательно, получаемые из бюджета денежные средства по своему экономическому содержанию представляют собой выручку за оказанные услуги; денежные средства по договорам с Комитетом связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и подлежат включению в налоговую базу для целей исчисления НДС.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Общества налоговым органом было вынесено оспариваемое решение.
Указанным решением, в частности, Обществу было предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 143328 руб., по НДС в сумме 537245 руб., начислены пени по данным налогам, Обществом привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов по НДС и налогу на прибыль.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части эпизода с доначислением налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа.
Из материалов дела следует, что Обществом были заключены договоры от 07.02.2007 г. N 2/с, от 30.05.2007 г. N 133/с, от 22.11.2007 г. N 205/с, от 22.02.2008 г. N 10/с-25/08, от 04.08.2008 г. N 60/с-181/08 с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Согласно данным договорам Комитет предоставлял Обществу за счет средств бюджета Санкт-Петербурга денежные средства в виде субвенций и субсидий на опубликование официальных материалов в газете "Утро Петербурга". Общество по договорам обязалось использовать выделенные ему средства исключительно на цели опубликования указанных в договорах официальных материалов, представлять Комитету акты о затратах, подлежащих возмещению, об объеме публикаций по форме, установленной Приложениями к договорам, Комитет обязался принимать акты о затратах с последующим направлением подписанного акта или мотивированного отказа Обществу.
Материалами дела подтверждается, что Общество выполнило свои обязательства по вышеуказанным договорам, производило соответствующие публикации в газете "Утро Петербурга", представляло Комитету акты о затратах, подлежащих возмещению, которые были приняты Комитетом.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признаются для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений главы 25 НК РФ
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений главы 25 НК РФ.
Суд первой инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 251 НК РФ сделал вывод о том, что спорные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку являются целевыми поступлениями из бюджета бюджетополучателям.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Из указанной нормы следует, что целевые поступления из бюджета не учитываются при определении налоговой базы в случае, если они направлены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Общество к таким организациям не относится.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Выделенные Обществу бюджетные средства к бюджетным ассигнованиям, выделяемым бюджетным учреждениям, к субсидиям автономным учреждениям, не относятся.
Указанные средства в виде субвенций и субсидий подпадают под определение доходов от реализации, установленное статьей 249 НК РФ, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Требования Общества в этой части удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Следовательно, именно когда налогоплательщик и другое лицо совершают сделку, являющуюся основанием для передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг, происходит реализация указанных товаров (работ, услуг).
В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно статьям 154 и 420 ГК РФ двух- или многосторонние сделки об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей являются договорами. Указанные понятия подлежат применению к налоговым правоотношениям в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ.
Таким образом, в отношении работ, услуг реализацией является исполнение налогоплательщиком обязательств по гражданско-правовому договору (договору подряда, оказания услуг и пр.), заключенному с заказчиком, для которого выполняются соответствующие работы (услуги), имеющие определенную стоимость (цену), согласованную сторонами сделки в порядке статьи 424 ГК РФ. Этот вывод соответствует также понятиям работы и услуги, содержащимся в пунктах 4 и 5 статьи 38 НК РФ.
Субсидия является одной из форм бюджетных ассигнований, предусмотренных статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Понятие "субсидия" в Налоговом кодексе Российской Федерации не определено. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Статья 78 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривает предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В соответствии с названной статьей субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов. Следовательно, предоставление субсидий не связано с реализацией товаров (работ, услуг) тому лицу, которое в установленном законодательством порядке предоставляет субсидии, основанием предоставления субсидий являются не гражданско-правовые сделки, а - для субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации - закон субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и потому полученные юридическими лицами из бюджета в порядке статьи 78 БК РФ субсидии не могут считаться выручкой от реализации.
Для целей исчисления НДС правовой режим предоставляемых организации субвенций аналогичен.
Материалами дела подтверждается, что на основании нормативных актов Правительства Санкт-Петербурга, в том числе Закона Санкт-Петербурга о бюджете и распоряжений Администрации Санкт-Петербурга Комитетом были подписаны договоры о предоставлении субвенций и субсидий, целевое расходование средств которых подтверждено актами о затратах.
При таких обстоятельствах, полученные Обществом субсидии и субвенции не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Доначисление спорной суммы НДС, пени и штрафа произведено налоговым органом неправомерно, а требования Общества в этой части подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене по эпизоду с налогом на прибыль.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2010 по делу N А56-40726/2010 отменить в части признания недействительным решения N 20-04/010718 от 21.04.2010 и требования N 1588 от 13.07.2010 Межрайонной ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль в сумме 143 328 руб., соответствующих пени и налоговых санкций.
В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40726/2010
Истец: ООО "Пронто-Петербург"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N11 по Санкт-Петербургу