Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. N 11АП-14242/2010
г. Самара |
|
25 января 2010 г. |
Дело N А65-22268/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:
от ОАО "ТРК "ТВТ" - представитель
от административной комиссии г.Казани - представитель
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2011 года апелляционную жалобу административной комиссии г.Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2010 года по делу N А65-22268/2010, судья Галиуллин Э.Р., принятое по заявлению ОАО "ТРК "ТВТ", ИНН 1653020607, ОГРН 1021603629838, г.Казань, к административной комиссии г.Казани, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 20 сентября 2010 года N 19-М о назначении административного наказания по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "ТВТ" (далее - ОАО "ТРК "ТВТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии города Казани (далее - административный орган, административная комиссия) от 20 сентября 2010 года N 19-М о назначении административного наказания по ч.1 ст.3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РТ) в виде штрафа в размере 30 000 руб. за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Решением суда от 25 ноября 2010 года заявление ОАО "ТРК "ТВТ" удовлетворено, оспариваемое постановление административной комиссии города Казани от 20 сентября 2010 года N 19-М о привлечении ОАО "ТРК "ТВТ" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.3.6 КоАП РТ, в виде штрафа в размере 30 000 руб. отменено и признано незаконным, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи нераспространением на заявителя изменений, внесенных в законодательство, как ухудшающих его положение.
В апелляционной жалобе административная комиссия просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу общество не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административной комиссией 08 сентября 2010 года было проверено соблюдение ОАО "ТРК "ТВТ" правил благоустройства города Казани. В ходе проверки установлено, что общество нарушило п.6.5.10 Правил благоустройства города Казани, требования при прокладке кабелей связи, а именно: пересечение автомобильной дороги общего пользования кабелями связи, проложенными воздушным способом от дома N 49 по пр.Ямашева к дому N 59А по ул.Мусина, что создает угрозу жизни и здоровью граждан и негативным образом влияет на внешний облик города.
По результатам проверки сотрудником МУ "Административно-техническая инспекция ИК МО г.Казани" 10 сентября 2010 года в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 20 сентября 2010 года было вынесено постановление N 19-М, предусмотренного ч.1 ст.3.6 КоАП РТ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства, повышения уровня благоустройства в целом на территории города Казани решением Казанской Городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани.
В пунктах 1.2, 1.3 Правила благоустройства города Казани устанавливают единые и обязательные требования для исполнения гражданами, должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сфере благоустройства, содержания в чистоте и порядке территорий в границах города Казани. Правила устанавливают требования к уборке городских территорий; содержанию территорий жилой, смешанной и промышленной застройки; содержанию мест массового пребывания граждан; обеспечению чистоты и порядка на отдельных территориях и объектах.
Согласно п.1.4 Правил благоустройства города Казани ответственными лицами за содержание и уборку закрепленных территорий являются граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели - собственники и (или) пользователи земельных участков, зданий, строений и сооружений, инженерных коммуникаций.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48 Правила благоустройства города Казани были дополнены пунктом 6.5.10, за нарушение положений которого заявитель был привлечен к административной ответственности. Указанные изменения вступили в законную силу 01 июня 2010 года.
В соответствии с п.6.5.10 Правил благоустройства города Казани запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; размещать запасы кабеля вне распределительного муфтового шкафа; использовать в качестве крепления кабеля связи: элементы крепления контактных сетей электрофицированного транспорта и линий электропередач; элементы обустройства автомобильных дорог - дорожные ограждения, светофоры, остановочные пункты; элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
За нарушение Правил благоустройства города Казани согласно пункту 7 предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством.
Исходя из положений п.2, 3 ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении установлению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
По утверждению заявителя, сеть проводного вещания, сеть кабельного телевидения в г.Казани (к которой относится кабель связи от дома N -49 по пр.Ямашева к дому N -59А по ул.Мусина г.Казани) была построена, передана, введена в эксплуатацию 19 марта 2008 года и эксплуатируются в соответствии с действующим федеральным законодательством. Объекты связи были введены в эксплуатацию в соответствии с "Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи", утвержденными приказом Минсвязи РФ от 09 сентября 2002 года N -113, ст.4б Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", п.2,3,4 "Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", утвержденного постановлением Правительства РФ N-110 от 02 марта 2005 года, тогда как п.6.5.10 Правил введен в действие только с 01 июня 2010 года.
В подтверждение своих доводов заявитель представил разрешение на эксплуатацию сооружения связи от 19 марта 2008 года N 16-53123-РВ-3688, подписанное руководителем Управления Россвязьнадзора по Республике Татарстан, в котором установлены цели, срок действия и основания и особые условия кабельного вещания, а также акт N 56 приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией, что подтверждает факт законного проведения заявителем сетей проводного вещания, кабельного телевидения в г.Казани и отвечает требованиям нормативных документов.
Заявителем в 2008 году проведены и введены в эксплуатацию сети проводного вещания и кабельного телевиденья в г.Казани на основании разрешения на эксплуатацию сооружения связи от 19 марта 2008 года N 16-53123-РВ-3688, акта N 56 приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией.
На момент совершения указанных действий пункт 6.5.10 в Правилах благоустройства города Казани отсутствовал. Более того, до 01 июня 2010 года подобные действия не считались нарушением правил и не подпадали под действие ст.3.6 КоАП РТ.
В силу ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как усматривается из материалов дела, административным органом не опровергнуты подтвержденные доказательствами доводы заявителя о том, что строительство сооружений связи и прокладка кабеля связи по указанному адресу осуществлены в 2008 г.
Суд первой инстанции, учитывая, что запрет пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию был установлен в г.Казани лишь с 01 июня 2010 года, сделал правильный вывод о том, что административная комиссия города Казани вправе привлекать субъекты предпринимательской деятельности к ответственности по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ за нарушение пункта 6.5.10 Правил благоустройства города Казани лишь за действия, совершенные после 01 июня 2010 года.
В данном случае административный орган не доказал, что общество проложило кабели связи воздушным путем после 01 июня 2010 года.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Исходя из ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В нарушение вышеназванных норм права административный орган придал обратную силу норме, устанавливающей ответственность, и незаконно распространил ее действие на период времени, предшествующий введению в действие этой нормы.
Тем самым административная комиссия незаконно и необоснованно привлекла ОАО "ТРК "ТВТ" к административной ответственности по ч.1 ст.3.6 КоАП РТ за действия, которые в указанный период (в 2008 году) не считались противоправными.
Поскольку вопреки требованиям ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил достаточных доказательств в обоснование правомерности оспариваемого постановления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в представленных в материалы дела документах не содержится ссылок и даты ввода в эксплуатацию кабелей связи именно по указанным адресам, не принимаются, поскольку данные обстоятельства подлежали установлению административным органом в соответствии с требованиями ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная обязанность не может быть переложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности
На основании изложенного решение суда от 25 ноября 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2010 года по делу N А65-22268/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии г.Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22268/2010
Истец: ОАО "ТРК "ТВТ", г. Казань
Ответчик: Административная комиссия города Казани, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14242/2010