Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2011 г. N 13АП-15798/2010
г. Санкт-Петербург |
|
12 января 2011 г. |
Дело N А56-11627/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Б. Лопато
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-15798/2010)
Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2010
по делу N А56-11627/2010 (судья А.О. Вареникова), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "ПЕТРОМАКС"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия по невозврату средств, уплаченных в счет корректировки таможенной стоимости, и обязании возвратить на счет общества 1767288,03 руб.
при участии:
от истца (заявителя): представителя М.В. Антонова (доверенность от 25.02.2010)
от ответчика (должника): представителя Н.Н. Сахаровой (доверенность от 20.12.2010 N 04-19/42254)
установил:
Закрытое акционерное общество "Петромакс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) по невозврату денежных средств в сумме 1767288,03 руб., уплаченной в счет корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216110/171108/0062894, N 10216110/181108/0063155, N 10216110/280409/0007158, N 10216120/180509/0008826, N 10216120/210509/0009109, N 10216120/180609/0011345, N 10216120/230609/0011662, N 10216120/030709/0012599, N 10216120/060709/0012763 и обязании таможенного органа возвратить на счет Общества 1767288,03 руб.
Решением суда от 09.07.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Таможня просила решение суда отменить. Податель жалобы указывает на то, что Обществом не были представлены все дополнительно запрошенные Таможней документы, необходимые для подтверждения правильности заявленной декларантом таможенной стоимости, определенной по методу определения таможенной стоимости по цене сделки с вывозимыми товарами. К заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Обществом не были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей по спорным ГТД.
В связи с изменением состава суда в настоящем судебном заседании апелляционная жалоба в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) рассматривалась сначала.
Представитель Таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее, просил оставить без изменения решение суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактами N 02-2008-FCA от 01.07.2008 и N 03-2008-FOB от 01.07.2008, заключенными с компанией "Куусакоски Ою" (Финляндия), Общество по ГТД N10216110/171108/0062894, N10216110/181108/0063155, N10216110/280409/0007158, N10216120/180509/0008826, N10216120/210509/0009109, N10216120/180609/0011345, N10216120/230609/0011662, N10216120/030709/0012599, N10216120/060709/0012763 вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар - лом и отходы черных металлов.
В соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500, таможенная стоимость товара определена Обществом по первому методу - по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
Для подтверждения заявленной в перечисленных ГТД таможенной стоимости товара заявитель представил в Таможню комплект документов согласно Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установленному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536, в том числе: копии контрактов N 02-2008-FCA от 01.07.2008 и N 03-2008-FOB от 01.07.2008 с дополнительными соглашениями и приложениями к ним, паспорта сделок, инвойсы, счет-фактуры.
В процессе таможенного оформления Таможня провела сравнительный анализ заявленной Обществом стоимости товаров, вывезенных по перечисленным ГТД, со стоимостями идентичных/однородных товаров, содержащимися в базе данных таможни, и выявила значительное расхождение между ними. Усмотрев признаки недостоверности сведений о стоимости сделки, таможенный орган направил Обществу запросы, в которых просил представить дополнительные документы: договоры и платежные документы по расчетам с третьими лицами, имеющие отношение к рассматриваемым сделкам, бухгалтерские документы продавца-экспортера, торговые предложения фирм, цены экспортных сделок по однородным/идентичным товарам или товарам того же класса, калькуляцию стоимости вывозимых товаров, банковские платежные документы по оплате декларируемых товаров, цены по реализации товаров на внутреннем рынке.
Общество представило дополнительно запрошенные документы не в полном объеме.
Считая, что заявленная декларантом таможенная стоимость не подтверждена надлежащим образом, Таможня приняла решения о необходимости корректировки таможенной стоимости товаров, вывезенных по спорным ГТД, о чем сообщила Обществу Уведомлениями, в которых сослалась на недостатки в оформлении бухгалтерских документов (приемо-сдаточных актов), непредставление всех запрошенных документов, а также на существенное расхождение заявленной таможенной стоимости и таможенной стоимости однородных/идентичных товаров.
Таможенная стоимость товаров была откорректирована с использованием шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости, что подтверждается формами КТС-1 и ДТС-4. Общая сумма уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, вывезенных Обществом по спорным ГТД, составила 1767288,03 руб. и была перечислена платежными поручениями, представленными Обществом в материалы дела (т.1 л.д. 9-22).
15.10.2009 Общество обратилось в Таможню с заявлением о возврате указанной суммы излишне уплаченных таможенных платежей на его расчетный счет (т.1 л.д.7).
Письмом от 18.11.2009 N 15-05/37807ф таможенный орган сообщил, что оснований для возврата денежных средств по заявлению Общества не имеется, так как в процессе таможенного оформления приняты окончательные решения по таможенной стоимости товаров, что подтверждается заполнением декларантом бланков ДТС-4 и КТС (т.1 л.д.8).
Считая бездействие Таможни, выразившееся в невозврате денежных средств в сумме 1767288,03 руб., незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что таможенный орган не доказал невозможность применения цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и обоснованность применения резервного метода.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1).
Согласно пункту 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 ТК РФ).
Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (пункт 3 статьи 323 ТК РФ).
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).
В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при условии, что:
а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Приведенный перечень оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, является исчерпывающим.
В целях обоснования правомерности применения основного метода определения таможенной стоимости декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536 (далее - Приказ ФТС от 25.04.2007 N 536).
Как усматривается из материалов дела, для подтверждения заявленной в спорных ГТД таможенной стоимости товаров Общество представило в Таможню, а также в суд первой и апелляционной инстанции документы (предусмотренные Приказом ФТС от 25.04.2007 N 536), содержащие количественно определенную и достаточную информацию о стоимости сделки, в том числе копии контрактов с инопартнером с дополнительными соглашениями и приложениями к ним, инвойсы, паспорта сделок, инвойсы, счета-фактуры, коносаменты и др.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, Таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в названных документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.
В ГТД N 10216110/171108/0062894, N 10216110/181108/0063155, N 10216110/280409/0007158, N 10216120/180509/0008826, N 10216120/210509/0009109, N 10216120/180609/0011345, N 10216120/230609/0011662, N 10216120/030709/0012599, N 10216120/060709/0012763 указаны наименования товаров, номер и дата контракта, реквизиты приложения к контракту. В инвойсах указаны наименование товара, вес, цена за тонну, общая стоимость, имеются ссылки на контракты N 02-2008-FCA и N 03-2008-FOB от 01.07.2008 и соответствующие приложения к ним.
Противоречий и несоответствий в представленных документах судом не установлено.
Непредставление декларантом каких-либо дополнительно запрошенных документов не может служить единственным правовым основанием для отказа ему в применении избранного метода определения таможенной стоимости.
Довод Таможни о неправильном оформлении бухгалтерских документов ( не указаны должность, ФИО лица, разрешившего отпуск товара, и лица, принявшего товар), по мнению апелляционного суда, подлежит отклонению, так как отдельные недостатки в оформлении отдельных документов не могут являться основанием для отказа в применении какого-либо метода определения таможенной стоимости товара.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 Правил, если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ.
Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с порядком, указанным в абзацах первом и втором пункта 8 Правил, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с пунктами 36 - 38 настоящих Правил на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, способами, совместимыми с принципами и положениями настоящих Правил (резервный метод).
В данном случае Таможня, не согласившись с применением первого метода определения таможенной стоимости товара, не обосновала объективную невозможность получения и использования информации, удовлетворяющей условиям применения методов определения таможенной стоимости товара, предшествующих резервному. Отсутствие достоверной ценовой информации в базе данных таможенного органа на момент таможенного оформления, на что указано в формах ДТС-4, не является основанием для неприменения указанных методов.
Таможенным органом не доказана также обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости, поскольку ценовая информация, использованная при корректировке таможенной стоимости, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемой Обществом сделки.
Разница между предусмотренной контрактом ценой товара и сведениями о ней, содержащимися в базе данных Таможни, может объясняться условиями поставки, видом товара, стоимостью погрузочно-разгрузочных работ, страхования груза и другими условиями.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товара. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что корректировка таможенной стоимости товара, оформленного по спорным ГТД, является необоснованной, а таможенные платежи в сумме 1767288,03 руб., уплаченные в связи с корректировкой таможенной стоимости, излишними.
В силу пункта 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).
Общество в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 355 ТК РФ, обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Размер таможенных платежей, дополнительно уплаченных Обществом в результате корректировки таможенной стоимости, не оспаривается таможенным органом, что подтверждается актом сверки расчетов, подписанным представителями сторон (т.1 л.д.132).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10216110/171108/0062894, N 10216110/181108/0063155, N 10216110/280409/0007158, N 10216120/180509/0008826, N 10216120/210509/0009109, N 10216120/180609/0011345, N 10216120/230609/0011662, N 10216120/030709/0012599, N 10216120/060709/0012763, таможенных платежей, обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав Общества путем возврата на его расчетный счет 1767288,03 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.
При вынесении решения судом оценены все представленные заявителем и таможенным органом доказательства в их совокупности. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда не подлежит отмене, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июля 2010 года по делу N А56-11627/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11627/2010
Истец: ЗАО "Петромакс"
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
12.01.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15798/2010