Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2011 г. N 19АП-8281/2010
28 января 2011 г. |
Дело N А14-7450/2010/208/30 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
от ВРООИ "Импульс": Берга О.В., представителя по доверенности от 01.01.2009;
от Администрации городского округа город Воронеж: Чуйковой Е.В., начальника отдела правовой работы в сфере социальной политики юридического управления по доверенности N 684 от 16.07.2010;
от МУП городского округа город Воронеж рынок "Северный": Овчинникова Ю.В., представителя по доверенности N 077 от 02.08.2010; Кузьмичева В.М., представителя по доверенности N 208 от 12.08.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ВРООИ "Импульс" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.09.2010 по делу N А14-7450/2010/208/30 (судья Федосова С.С.) по заявлению ВРООИ "Импульс" к Администрации городского округа г.Воронеж о признании недействительными постановлений N 434 от 03.06.2010 и N 434 от 15.06.2010,
УСТАНОВИЛ:
Воронежская общественная организация инвалидов "Импульс" ОГРН 1033692002178 (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) о признании недействительными постановлений N 434 от 03.06.2010 и N 434 от 15.06.2010.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МУП городского округа город Воронеж рынок "Северный".
Решением от 27.09.2010 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, организация обратилась с апелляционной жалобой. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, материалам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы утверждает, что Администрацией при организации ярмарки не был соблюдены положения п.1 ст.34 Земельного Кодекса РФ, а именно принципы публичности и открытости предоставления земельного участка, т.е. не было размножено объявление о принятии заявок на организацию рынка.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
29.01.2010 МУП Рынок "Северный" обратилось в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о рассмотрении вопроса о возможности организации проведения ярмарки по продаже товаров, в том числе и по улицам Маршала Жукова и по 60-й Армии г.Воронежа.
На основании указанного заявления, в целях упорядочения уличной торговли на территории городского округа город Воронеж, проведения торгового процесса, в cоответствии с санитарными нормами и правилами, а также более полного обеспечения жителей города продовольственными товарами, администрацией городского округа город Воронеж были приняты Постановления от 03.06.2010 N 434 и от 15.06.2010 N 474 об организации деятельности ярмарки по продаже сельскохозяйственной продукции соответственно по адресам: ул.60 Армии (Аллея) и по ул.Маршала Жукова, 1. Организатором деятельности указанных ярмарок определено МУП "Рынок "Северный".
29.06.2010 ВРООИ "Импульс" обратилось в Администрацию с заявлением (исх.N 140-щ) об отмене Постановления от 03.06.2010 N 434 "Об организации деятельности ярмарки по продаже сельскохозяйственной продукции соответственно по адресам: ул.60 Армии (Аллея)" и о предоставлении заявителю земельного участка, на котором предусмотрена организация ярмарки согласно указанному Постановлению, для целей организации ярмарки ВРООИ "Импульс".
Администрация письмом от 12.07.2010 N 1-3352 на обращение заявителя от 29.06.2010 N 140-щ пояснила, что в соответствии с Постановлением от 03.06.2010 N 434 МУП "Рынок "Северный" организовало проведения ярмарки по адресу: ул. 60 Армии (алея) на срок до 01.01.2012, в связи с чем нет оснований для его отмены.
16.08.2010 ВРООИ "Импульс" обратилось в Администрацию (исх. N 183-щ) с заявлением об уточнении ранее поданной заявки от 29.06.2010 исх.N 140щ об отмене Постановления Администрации от 03.06.2010 N 434 и от 15.06.2010 N 474 и представлении ВРООИ "Импульс" указанных в постановлении земельных участков по адресу: ул.60 Армии (Аллея) и по ул.Маршала Жукова, 1 для цели организации указанных ярмарок.
Посчитав постановления Администрации от 03.06.2010 N 434 и от 15.06.2010 N 474 об организации деятельности ярмарки по продаже сельскохозяйственной продукции соответственно по адресам: ул.60 Армии (Аллея) и по ул.Маршала Жукова, 1 не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими его права и интересы, ВРООИ "Импульс" обратилось в арбитражный суд за защитой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые постановления Администрации не нарушают каких-либо прав и законных интересов организации, а также об отсутствии правовых оснований для признания данных постановлений недействительными.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, и при рассмотрении дела полагает необходимым руководствоваться следующим.
Отношения, связанные с организацией работы рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ч. 1 ст. 1 Закона).
При этом ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на следующие виды деятельности:
1) деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;
2) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" указанный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Статьей 11 указанного Закона установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, в соответствии с которыми ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке
Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.
Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Порядок организации деятельности ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории Воронежской области утвержден Постановлением Администрации Воронежской области от 18.04.2007 N 335.
В силу Порядка решение об организации (место проведения, организаторы, сроки проведения ярмарок и др.) устанавливается на основании приказов органов исполнительной власти Воронежской области (областные ярмарки), постановлений исполнительных распорядительных органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области (местные ярмарки).
Продавцами на ярмарках (участниками ярмарок) могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также граждане (в том числе граждане, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством и огородничеством).
Участие в ярмарке осуществляется на основании заявки, представляемой организаторам ярмарки. Организаторы ярмарки рассматривают поступившие заявки, разрабатывают и утверждают схему размещения торговых мест (стендов) участников ярмарки.
Представленными материалами дела подтверждается, что постановления N 434 от 03.07.2010 и N 474 от 15.06.2010 приняты Администрацией городского округа город Воронеж в строгом соответствии с требованиями изложенных выше норм действующего законодательства.
Из текстов имеющихся в материалах дела оспариваемых постановлений N 434 от 03.07.2010 и N 474 от 15.06.2010 следует, что Администрацией городского округа город Воронеж принято предложение МУП города Воронежа "Рынок Северный" об организации ярмарки по адресам: г.Воронеж, ул.60 Армии (аллея) и ул.Маршала Жукова ,1, на предприятие - как на организатора ярмарки возложены определенные в соответствии с законодательством обязанности. Также в данных постановлениях содержаться просьбы в адрес Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области - обеспечить надзор за соблюдением санитарных норм и правил, в адрес Государственного учреждения "Воронежская городская станция по борьбе с болезнями животных" - обеспечить контроль за соблюдением ветеринарных норм и правил, в адрес Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства Главного управления внутренних дел Воронежской области - обеспечить контроль за соблюдением правил торговли субъектами предпринимательской деятельности.
Таким образом, данные постановления не приняты в отношении ВРООИ "Импульс" и не коим образом не затрагивают прав и интересов организации, не возлагают на нее каких-либо обязанностей.
Доказательств, опровергающих изложенное, ВРООИ "Импульс" ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, в нарушение ст.65 АПК РФ, не представила.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, пришел к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения.
ВРООИ "Импульс" полагает, что Администрацией нарушены положения ст.34 Земельного Кодекса РФ, которая регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду или собственность гражданам.
Однако указанный довод признается апелляционной коллегией несостоятельным и отклоняется, поскольку данная норма не применима к правоотношениям, рассматриваемым в рамках данного дела, так как МУП Рынок "Северный" является юридическим лицом и предоставление земельных участков по адресам: ул.60 Армии и по ул.Маршала Жукова, 1 в аренду или собственность указанному предприятию не производилось.
МУП Рынок "Северный" оспариваемыми постановлениями определен организатором ярмарки (в соответствии с его обращением от 29.01.2010) МУП "Рынок "Северный", и на предприятие возложены обязанности, согласно требованиям, установленным в статье 11 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Порядку организации деятельности ярмарки по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории Воронежской области.
Данные обязанности включают: разработку и утверждение схемы организации торговых мест; установку торгового оборудования, отвечающего современным требованиям; предоставление торговых мест участникам ярмарки на договорной основе; обеспечение необходимых мер по поддержанию общественного порядка; обеспечение надлежащего санитарного и противопожарного состояния места проведения ярмарки и мест общего пользования; оснащение места проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора и туалетами, своевременную уборку прилегающей территории и вывоз мусора.
Апелляционная коллегия полагает необходимым отметить, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление органами государственной власти, органами местного самоуправления в собственность или аренду земельных участков гражданам и юридическим лицам для проведения ярмарок.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, на момент рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателем не представлено.
Суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом не допущено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.09.2010 по делу N А14-7450/2010/208/30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7450/2010
Истец: ВРООИ "ИМПУЛЬС"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж
Третье лицо: МУП рынок "Северный"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8281/2010