Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2011 г. N 13АП-21530/2010
г. Санкт-Петербург |
|
02 марта 2011 г. |
Дело N А56-22181/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Криволаповым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Строй-Гарант"
к Комитету по культуре, Государственной комиссии Комитета по культуре по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному учреждению культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского-Михайловский театр", обществу с ограниченной ответственностью "Аутдор "Маркетинг"
о признании недействительным протокола об отказе от заключения государственного контракта и государственного контракта
при участии:
от заявителя: Колоева И.Б. по доверенности от 21.02.2011 N 12, Темирсултанова А.А. по доверенности 05.12.2010 N 6;
от ответчиков: представителя Комитета и Государственной комиссии Белова Ю.А. по доверенности от 11.01.2011; представителя ООО "Аутдор Маркетинг" Феоктистовой Н.А. по доверенности от 01.01.2011 N 01-01-11/40-ю; представителя театра Азаренко О.В. по доверенности от 05.04.2010;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Гарант" (далее - ООО "Строй-Гарант") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным протокола об отказе от заключения государственного контракта к протоколу заседания N 2141009 от 18.02.2010 Государственной комиссии (далее - комиссия) Комитета по культуре по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга (далее - комитет), а также признании недействительным государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по размещению афиш на пилларсах для Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловский театр" для государственных нужд Санкт-Петербурга, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Аутдор "Маркетинг".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловский театр" (далее - театр), общество с ограниченной ответственностью "Аутдор Маркетинг" (далее - ООО "Аутдор Маркетинг").
Решением суда от 15.10.2010 в удовлетворении требований ООО "Строй-Гарант" отказано, в отношении комиссии производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "Строй-Гарант", ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 15.10.2010 отменить, иск удовлетворить.
Усматривая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в предусмотренном законодательством порядке, что в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции согласно части 6.1. статьи 268 АПК РФ рассматривает дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
ООО "Аутдор Маркетинг" и театр привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Из материалов дела следует, что комитетом (государственный заказчик первого уровня) в интересах театра проведен открытый аукцион на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по размещению афиш на пилларсах для "Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры "Михайловский театр".
04.02.2010 Государственной комиссией ООО "Строй-Гарант" признано победителем, в связи с чем, театр 10.02.2010 направил в его адрес государственный контракт для подписания.
ООО "Строй-Гарант" подписало государственный контракт и 18.02.2010 возвратило в адрес театра.
Вместе с тем в тот же день - 18.02.2010 на официальном сайте по размещению государственного заказа был опубликован протокол об отказе от заключения государственного контракта к протоколу заседания от 18.02.2010 N 2141009, согласно которому Государственная комиссия признала ООО "Строй-Гарант" уклонившимся от заключения государственного контракта.
Государственный контракт на оказание услуг по размещению афиш на пилларсах для "Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры "Михайловский театр" театр заключил с ООО "Аутдор Маркетинг".
Ссылаясь на то, что протокол об отказе от заключения государственного контракта о признании его уклонившимся от заключения контракта и заключение этого контракта с ООО "Аутдор Маркетинг" нарушает его права и законные интересы ООО "Строй-Гарант" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для удовлетворения иска ООО "Строй-Гарант" не имеется в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 названного Закона.
Согласно статье 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Закона.
В силу пункта 1.1 статьи 38 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт по результатам аукциона может быть заключен не ранее, чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола проведения открытого аукциона.
Протокол открытого аукциона от 04.02.2010 N 05201.1 о признании ООО "Строй-Гарант" победителем подписан в день проведения аукциона и размещен на официальном сайте 05.02.2010. При таких обстоятельствах государственный контракт по результатам аукциона должен быть заключен с победителем аукциона в период с 05.02.2010 по 15.02.2010.
Частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ установлена обязанность заказчика, уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передать победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе, что не исключает права заказчика по согласованию с участником, с которым в соответствии с данным Федеральным законом заключается такой контракт, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (часть 6.5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, пункт 25 документации об аукционе).
В адрес ООО "Строй-Гарант" театром направлена телефонограмма с просьбой явиться 09.02.2010 для получения проекта контракта.
Поскольку прибывший 09.02.2010 для получения государственного контракта представитель ООО "Строй-Гарант" не имел при себе документов, подтверждающих полномочия на его получение контракта, экземпляр контракта ему выдан не был, что отражено в акте от 09.02.2010.
Контракт был передан представителю ООО "Строй-Гарант" по акту приема-передачи от 10.02.2010 и возвращен в адрес заказчика 18.02.2010, то есть с нарушением установленного аукционного документацией срока. Данный срок согласно аукционной документации определен заказчиком в 10-ть дней (пункт 3 статьи 19 раздела 5 тома 1 документации об аукционе).
Пунктом 13 статьи 37 указанного Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о победителе аукциона обязан передать единственному участнику аукциона прилагаемый к документации об аукционе проект контракта.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 94-ФЗ в случае, если победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью седьмой статьи 37 настоящего Федерального закона или частью второй той же статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Поскольку срок для возврата подписанного государственного контракта был нарушен ООО "Строй-Гарант", заказчик на основании части 1 статьи 38 ФЗ-94 и статьи 24 Методических требований, утвержденных Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2005 N 97-р "Об утверждении методических требований к документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга" (далее - Методические требования), правомерно составил протокол от 18.02.2010 о признании участника торгов, для которого заключение контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, уклонившимся от заключения государственного контракта.
Утверждения истца о том, что нарушение срока возвращения подписанного государственного контракта заказчику обусловлено действиями самого заказчика не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Методических требований в случае если победитель аукциона в срок, установленный документацией об аукционе, не передал (не направил по почте) уполномоченному заказчику подписанный победителем аукциона проект государственного контракта на третий рабочий день после истечения предельного срока подписания проекта контракта победителем аукциона, уполномоченный заказчик начинает процедуру признания участника аукциона уклонившимся от заключения контракта. Срок передачи подписанного контракта указан в документации об аукционе - в пункте 3 статьи 19 раздела 5 тома 1 документации об аукционе.
В соответствии со статьей 22 Методических требований 15.02.2010 заказчиком составлен акт о том, что на момент окончания срока для подписания проекта государственного контракта победителем торгов подписанный проект контракта заказчику не передан.
18.02.2010 заказчиком оформлен акт о признании ООО "Строй-Гарант" уклонившимся от заключения государственного контракта.
Согласно части 2 статьи 38 Закона N 94-ФЗ в случае, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Заказчик также вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, при отказе от заключения контракта с победителем аукциона в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона. При этом заключение контракта для участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, является обязательным. В случае
В силу указанной нормы после признания ООО "Строй-Грант" уклонившимся от заключения контракта, данный контракт был заключен с ООО "Аутдор Маркетинг" (контракт N 2141005 от 19.02.2010). Согласно протоколу открытого аукциона от 04.02.2010 N 05201.1 предпоследнее предложение о цене государственного контракта поступило от ООО "Аутдор Маркетинг", с которым он и был заключен.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия ответчиков не нарушают положения Закона N 94-ФЗ, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований ООО "Строй-Гарант".
Поскольку Государственная комиссия не наделена полномочиями государственного органа и не является юридическим лицом, производство по делу в отношении данного ответчика подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьями 110 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2010 по делу N А56-22181/2010 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Строй-Гарант" о признании недействительным протокола об отказе от заключения государственного контракта к протоколу заседания N 2141009 от 18.02.2010 Государственной комиссии Комитета по культуре по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, а также признании недействительным государственного контракта Санкт-Петербурга от 19.02.2010 N 2141005 на оказание услуг по размещению афиш на пилларсах для Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры "Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловский театр" для государственных нужд Санкт-Петербурга, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Аутдор "Маркетинг" отказать.
В отношении требований к Государственной комиссии Комитета по культуре по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга производство по делу прекратить.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб. по платежному поручению от 15.04.2010 N 41 за подачу заявления и в размере 2000 руб. по платежному поручению от 12.11.2010 N 76 за подачу апелляционной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Строй-Гарант".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22181/2010
Истец: ООО "Строй-Гарант"
Ответчик: Государственная комиссия Комитета по культуре по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, Комитет по культуре
Третье лицо: ООО "Аутдор Маркетинг", Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры "Михайловский театр"