Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2011 г. N 11АП-14136/2010
08 февраля 2011 г. |
Дело N А55-20100/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,
при участии:
от истца - представитель Татарчук И.В. (доверенность от 08.04.2009 N 63-01/837172),
от ответчика - представитель Ананьина Я.О. (доверенность от 01.01.2011 N ЮРМ-305/11); после перерыва - 01.02.2011 представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис", Самарская область г. Новокуйбышевск, на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2010 года по делу N А55-20100/2010 (судья Баласлов В.Н.)
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", г. Уфа,
к закрытому акционерному обществу "Юкос-Транссервис", Самарская область г. Новокуйбышевск,
о взыскании 70 766 руб. 09 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (далее - истец, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ") обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Юкос-Транссервис" (далее - ответчик, ЗАО "Юкос-Транссервис") о взыскании 70 766,09 руб. долга за оказанные услуги по охране вагонов с грузом в пути следования в период устранения их технической неисправности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2010 года по делу N А55-20100/2010 исковые требования удовлетворены. С ЗАО "Юкос-Транссервис" в пользу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" взыскано 70 766,09 руб. долга и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2830,64 руб. (т.2, л.51-53).
ЗАО "Юкос-Транссервис" с решением суда не согласилось и обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального права. Суд не исследовал вопрос о сроках доставки и просрочке в доставке груза, не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов, по причинам от него не зависящим.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) объявлялся перерыв с 25.01.2011 до 15 час 45 мин 27.01.2011, с 27.01.2011 до 15 час 00 мин 28.01.2011, с 28.01.2011 до 16 час 15 мин 01.02.2011.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил, считая их необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве и отказался от иска в сумме 17 386,25 руб., указав на неверный расчет, всего просил взыскать 53 379,84 руб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом истца, выслушав мнение представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции судебного акта, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23 января 2009 года между ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (Охрана) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (Заказчик) был заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом N 13/HOP-2/100.
Предметом договора являлась обязанность ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а Заказчика - оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 3.2.6. договора заказчик обязался производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 договора. Пунктом 3.5.2. договора Охране предоставлено право выставлять заказчику счета, счета-фактуры, акты сдачи-приемки оказанных услуг по сверхнормативной охране вагонов, контейнеров с грузами в порядке, предусмотренном п.4.5. договора.
Приложением N 5 к приказу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 25 сентября 2008 года N К-10/333 утверждены ставки сбора за охрану вагонов, контейнеров с грузами силами ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" при их задержке на железнодорожной станции отправления (назначения), в пути следования по вине грузоотправителя, грузополучателя, экспедиторской организации. Указанный приказ опубликован на сайте, указанном в договоре, что подтверждается пунктами 6, 8 Приказа и данными сайта.
В пункте 1.10. договора дано определение понятию "сверхнормативная охрана" как дополнительной охране вагонов (контейнеров) с грузами при их задержке в пути следования, на железнодорожных путях (местах) общего пользования станций отправления, назначения, пограничных передаточных и припортовых станций в рамках договора по причинам, зависящим от Заказчика (уполномоченного лица Заказчика). В пункте 4.5.1. стороны согласовали, что при задержке в пути следования, а также на станциях отправления по причинам, зависящим от Заказчика (уполномоченных лиц Заказчика) с Заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану исходя из фактических затрат, понесенных Охраной и подтверждаемых актом об оказании сверхнормативной охраны. При сверхнормативной охране груза, осуществляемой менее суток, сбор за охрану взимается исходя из почасовой ставки, устанавливаемой на основе суточной ставки, считая неполный час за полный.
Сборы взимаются по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки (ж.д.накладная с отметкой ж.д.станции и др.) и расходы Охраны при условии подписания заказчиком акта об оказании сверхнормативной охраны, установленного в Приложениях к настоящему договору.
Время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании акта общей формы, составленного в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, который подписывается Перевозчиком и Охраной (п.4.5.3. договора).
Пунктом 4.5.6. договора определено, что ежемесячно между заказчиком и структурным подразделением Охраны до 10 числа месяца, следующего за отчетным, подписывается акт сдачи-приемки оказанных услуг по сверхнормативной охране вагонов, контейнеров с грузами. Структурное подразделение Охраны выставляет Заказчику счет-фактуру в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. При этом датой оказания услуг считается последний календарный день месяца оказания услуг.
15 ноября 2009 года в рамках вышеуказанного договора под охрану принят вагон N 50128545, отправленный по железнодорожной накладной N ЭГ 433624 с грузом "топливо дизельное", грузоотправитель - ЗАО "Юкос-Транссервис", грузополучатель - ООО "РН-Туапсенефтепродукт", станция отправления - Новая Еловка Красноярской железной дороги, станция назначения - Туапсе-Сортировочная (Эксп.) Северо-Кавказской железной дороги.
Прием под охрану указанного вагона на станции отправления подтвержден актом приема вагонов с грузами серии П 88225/20066 от 15.11.2009.
В пути следования, на станции Дема Куйбышевской железной дороги 18 ноября 2009 года в 18 час.01 мин. в составе поезда N 1703, вагон был отцеплен по технической неисправности (грение роликовой буксы), что подтверждено актом общей формы N 7515 от 18.11.2009.
В период проведения ремонта до 25 ноября 2009 года 22 час.59 мин. вагон N 50128545 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной (круглосуточной) охраной работников Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге.
Время охраны указанного вагона подтверждено актом общей формы N 7735 от 24.11.2009.
16 ноября 2009 года в рамках указанного договора под охрану принят вагон N 50428457 отправленный по железнодорожной накладной N ЭГ 457873 с грузом "топливо дизельное", грузоотправитель - ЗАО "Юкос-Транссервис", грузополучатель - ООО "РН-Туапсенефтепродукт", станция отправления - Новая Еловка Красноярской железной дороги, станция назначения - Туапсе-Сортировочная (Эксп.) Северо-Кавказской железной дороги.
Прием под охрану указанного вагона на станции отправления подтвержден актом приема вагонов с грузами серии П 88225/20 от 16.11.2009.
В пути следования, на станции Дема Куйбышевской железной дороги 19 ноября 2009 года в 19 час. 13 мин. в составе поезда N 1705 данный вагон был отцеплен по технической неисправности (грение роликовой буксы), что подтверждено актом общей формы N 10850 от 19.11.2009.
В период проведения ремонта до 23 ноября 2009 года 11 час.30 мин. вагон N 50428457 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной (круглосуточной) охраной работников Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге.
Время охраны указанного вагона подтверждено актом общей формы N 7648 от 22.11.2009.
21 ноября 2009 года в рамках вышеуказанного договора под охрану принят вагон N 51263473, отправленный по железнодорожной накладной N ЭГ 604996 с грузом "топливо дизельное", грузоотправитель - ЗАО "Юкос-Транссервис", грузополучатель - ООО "РН-Туапсенефтепродукт", станция отправления - Новая Еловка Красноярской железной дороги, станция назначения - Туапсе-Сортировочная (Эксп.) Северо-Кавказской железной дороги.
Прием под охрану данного вагона на станции отправления подтвержден актом приема вагонов с грузами серии П 88225/20527 от 20.11.2009.
В пути следования - на станции Дема Куйбышевской железной дороги 23 ноября 2009 года в 22 час.35 мин. в составе поезда N 1703 данный вагон был отцеплен по технической неисправности (грение роликовой буксы), что подтверждено актом общей формы N 10861 от 23.11.2009.
В период проведения ремонта до 29 ноября 2009 года 23 час. 59 мин. вагон N 51263473 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной (круглосуточной) охраной работников Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге.
Время охраны указанного вагона подтверждено актом общей формы N 7836 от 28.11.2009.
24 января 2010 года в рамках вышеуказанного договора принят под охрану вагон N 51480564, отправленный по железнодорожной накладной N ЭЕ 476283 с грузом "топливо дизельное", грузоотправитель - ЗАО "Юкос-Транссервис", грузополучатель - ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы", станция отправления - Новая Еловка Красноярской железной дороги, станция назначения - Грушевая (Эксп.) Северо-Кавказской железной дороги.
Прием под охрану данного вагона на станции отправления подтвержден актом приема вагонов с грузами серии П 88225/224 от 24.01.2010.
В пути следования, на станции Дема Куйбышевской железной дороги 27 января 2010 года в 15 час. 10 мин. в составе поезда N 1707 данный вагон был отцеплен по технической неисправности (грение роликовой буксы), что подтверждено актом общей формы N 10031 от 27.01.2010 .
В период проведения ремонта до 31 января 2010 года 12 час.50 мин. вагон N 51480564 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной (круглосуточной) охраной работников Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге.
Время охраны указанного вагона подтверждено актом общей формы N 624 от 30.01.2010.
07 апреля 2010 года в рамках вышеуказанного договора принят под охрану вагон N 51488153, отправленный по железнодорожной накладной N ЭЗ 858670 с грузом "топливо дизельное", грузоотправитель - ЗАО "Юкос-Транссервис", грузополучатель - ООО "РН-Туапсенефтепродукт", станция отправления - Новая Еловка Красноярской железной дороги, станция назначения - Туапсе-Сортировочная (Эксп.) Северо-Кавказской железной дороги.
Прием под охрану данного вагона на станции отправления подтвержден актом приема вагонов с грузами серии П 88225/9000 от 07.04.2010.
В пути следования, на станции Дема Куйбышевской железной дороги 10 апреля 2010 года в 15 час.50 мин. в составе поезда N 1703 данный вагон был отцеплен по технической неисправности (грение роликовой буксы), что подтверждено актом общей формы N 2760 от 10.04.2010.
В период проведения ремонта до 16 апреля 2010 года 14 час.45 мин. вагон N 51488153 в соответствии с договорными обязательствами находился под непрерывной (круглосуточной) охраной работников Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП на Куйбышевской железной дороге.
Время охраны указанного вагона подтверждено актом общей формы N 2950 от 14.04.2010.
07.12.2009 (исх.N 11/1808), 18.12.2009 (исх. N 11/1876), 02.02.2010 (исх.N 11/127), 21.04.2010 (исх.N 11/595) истец направил в адрес ответчика акты NN 240, 261, 29, 102 приемки услуг по сверхнормативной охране вагонов, с приложением расчетов и подтверждающих документов, в том числе актов общей формы, а также счетов на оплату N 409 от 30.11.2009 на сумму 24 887,97 руб., N 43 от 11.02.2010 на сумму 16 673,90 руб., N30 от 31.01.2010 на сумму 10 881,25 руб., N 146 от 20.04.2010 на сумму 18 322,97 руб.
Указанные акты ответчиком не подписаны, при этом ответчик сообщил, что вышеуказанные вагоны были отцеплены по причинам, не зависящим от ЗАО "Юкос-Транссервис", как от Заказчика.
Между тем, суд первой инстанции правильно указал, что истец вышеуказанными письменными доказательствами: актами приема, актами общей формы, а так же ТГНЛ (телеграмма натурный лист) поездов от 18 и 25 ноября 2009 года, 19 и 23 ноября 2009 года, 23 и 29 ноября 2009 года, 27 и 31 января 2010 года, 10 и 16 апреля 2010 года подтвердил прием под охрану железнодорожных вагонов, их техническую неисправность и сверхнормативную охрану вагонов.
Изучив представленные сторонами доказательства и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора, фактических обстоятельств дела и нормами действующего законодательства обязан оплатить оказанные ему услуги по сверхнормативной охране груза.
В силу ст. 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается Пунктом 5.2 договора прямо установлена обязанность Охраны по сопровождению груза на всем пути его следования, в том числе, и в случае сверхнормативной задержки независимо от ее продолжительности.
Материалами дела подтверждено, что ЗАО "Юкос-Транссервис" не отказалось от услуг ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" по охране груза в период его нахождения на станциях ввиду неисправности вагонов.
Суд первой инстанции правильно указал, что из условий договора на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом следует, что определение ответственности за задержку груза в пути следования при наличии причин, зависящих от Заказчика, может быть истолковано только в одном смысле: для наступления обязанности по оплате за задержку грузов в пути следования не должно быть причин, зависящих от истца. Иные причины не должны влиять на наличие обязанности оплатить оказанные услуги, так как они зависят прямо или косвенно от Заказчика. Истец свои обязательства по сверхнормативной охране вагонов выполнил.
При таких обстоятельствах требования истца удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
В силу ч.2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Истец отказался от иска в части взыскания 17 386,25 руб. указав на неверный расчет задолженности, в обоснование представил документы подтверждающие время прибытия спорных вагонов на станцию грузополучателя, предоставленные ОАО "РЖД" (т.2. л.110-115). Поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, он принимается судом апелляционной инстанции, производство по делу в данной части подлежит прекращению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемое решение является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" от иска в части взыскания задолженности в сумме 17 386 руб. 25 коп.
Производство по иску в части взыскания задолженности в сумме 17 386 руб. 25 коп. прекратить.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 ноября 2010 года по делу N А55-20100/2010 в указанной части отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" удовлетворить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092), Самарская область г. Новокуйбышевск, в пользу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841), г. Уфа, задолженность в размере 53 379 руб. 84 коп., расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 135 руб. 16 коп.
Возвратить Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841), г. Уфа, из федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 695 руб. 49 коп., уплаченную по платежному поручению от 01.09.2010 N 2614.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20100/2010
Истец: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ"
Ответчик: ЗАО "Юкос-Транссервис"
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14136/2010