Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2011 г. N 11АП-14865/2010
04 февраля 2011 г. |
Дело N А72-6550/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска - представитель Киричкова Е.Ю. (11.01.2011 года N 16-05-07/00026),
от ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" - представитель Жаров Е.В. (доверенность от 12.08.2010 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 ноября 2010 года по делу N А72-6550/2010 (судья Пиотровская Ю.Г.), рассмотренному по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N1", Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании частично недействительными решений от 22.04.2010 N 3846, от 22.04.2010 N 34,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (далее - ОАО "ДК Засвияжского района N 1", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г. Ульяновска (далее - ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска, налоговый орган) от 22.04.2010 N 3846 в части уменьшения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 461 920 руб., от 22.04.2010 N 34 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.11.2010 заявленные ОАО "ДК Засвияжского района N 1" требования удовлетворены.
ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.11.2010, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на необоснованность принятия к вычету сумм НДС, оплаченных за счет бюджетных средств, а также неправомерность принятия к вычету сумм НДС по счету-фактуре ООО "Титул".
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 22.04.2010 по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной ОАО "ДК Засвияжского района N 1" уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 года (корректировка 2) Инспекцией приняты решения: N 3846 об отказе в привлечении к ответственности, согласно которому НДС был уменьшен в сумме 2 461 920 руб., N 34 об отказе в возмещении суммы НДС в размере 2 461 920 руб.
Основной причиной отказа налогового органа в предоставлении налоговых вычетов по НДС послужило то, что налогоплательщик во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" производил оплату в адрес подрядчиков за услуги по капитальному ремонту жилищного фонда за счет бюджетных средств. Полученные средства в налоговую базу не включались, в связи с чем, принятие к вычету суммы НДС приведет к повторному возмещению НДС из бюджета. ОАО "ДК Засвияжского района N1" является лишь посредником между подрядной организацией, осуществляющей ремонт, и собственниками имущества, и не несет никаких затрат, следовательно, принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет бюджетных средств, приведет к повторному возмещению налога из бюджета, поэтому данные суммы налога не могут быть приняты к вычету. Кроме того, в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что контрагент заявителя - ООО "Титул" находится на упрощенной системе налогообложения с 01.01.2008, НДС за 2008 год не уплачивался, следовательно, принятие сумм НДС к вычету необоснованно.
Не согласившись с доводами Инспекции налогоплательщик обжаловал решение N 3846 от 22.04.2010 в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.
Решением Управления ФНС России по Ульяновской области N 16-15-11/07411 от 11.06.2010 решения Инспекции от 22.04.2010 NN 3846, 34 оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями налогового органа N 3846 от 22.04.2010 в части уменьшения НДС в сумме 2 461 920 руб., N 34 от 22.04.2010, ОАО "ДК Засвияжского района N1" обратилось в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, на ОАО "ДК Засвияжского района N 1" возложены обязанности по обеспечению потребителей коммунальными и прочими услугами.
В силу положений статьи 143 НК РФ организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 185-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В силу п.6 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
ОАО "ДК Засвияжского района N 1" является получателем бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Постановлением Главы города Ульяновска от 04.08.2008 N 5658 "О распределении и перечислении субсидий на возмещение целевых расходов при проведении капитального ремонта многоквартирных домов". Согласно Уведомлений об объемах финансирования N 3 от 07.08.2008, N 31 от 20.11.2008, N 52 от 30.12.2008 заявителю в 2008 году из бюджетов различных уровней были выделены денежные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в размере 38 056 176, 47 руб. (том 1 листы дела 108-121).
Силами подрядных организаций ОАО "ДК Засвияжского района N 1" в 2008 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета- фактуры с выделением НДС. (том 2 листы дела 29-186, том 3 листы дела 1-167).
Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджетом Ульяновской области, бюджетом города Ульяновска, бюджетом муниципальных образований.
27.10.2009 Обществом представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, в которой налоговая база составила 94 937 270 руб. (НДС - 17 088 709 руб.), налоговые вычеты, заявленные по разделу 3 составили 25 167 536 руб., исчисленная сумма налога к возмещению из бюджета составила 8 078 827 руб. Согласно данной декларации налогоплательщиком в налоговую базу от реализации товаров (работ, услуг) не включены субсидии на покрытие 95% стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, полученные из бюджетов различных уровней в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Факты того, что перечисленные Обществу денежные средства являются субсидиями и были израсходованы заявителем по целевому назначению, Инспекция не оспаривает.
Исходя из положений п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 162 НК РФ, п. 2 ст. 162, п. 1 ст. 153, п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 156, п. 2 ст. 158, п. 1 ст. 159, пп. 2 п. 1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ бюджетные средства, полученные заявителем от Комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска на основании соглашения N 0350 от 08.08.2008, заключенному в соответствии с адресной программой "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов не территории муниципального образования "город Ульяновск" в 2008 году" (том 1 листы дела 108-119), подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивши х из бюджета в качестве субсидий.
Согласно статьям 171, 172 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Факт выполнения работ (оказание услуг) и их оплата Инспекцией не оспариваются.
Первичные бухгалтерские документы оформлены в соответствии Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Довод Инспекции о неправомерности вычетов в связи с бюджетным финансированием правомерно отклонены судом.
Право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств, при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС.
Таким образом, поскольку нарушений требований законодательства при заявлении вычетов Обществом не допущено, суд обоснованно указал на наличие оснований для признания решений Инспекции в указанной части недействительными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о неправомерности отказа налогового органа в применении вычета по НДС по счету-фактуре N 00001 от 11.12.2008 на сумму 1 229 840 руб., в том числе НДС 187 603 руб., выставленному ООО "Титул", по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, счет-фактура ООО "Титул" выставлена в связи с оказанием услуг по капитальному ремонту системы центрального отопления по пр. Караганова, д. 4 на общую сумму 1 229 840 руб., в том числе НДС 18% -187 603 руб. В соответствии с п. 4.2 договора N 19 К от 19.08.2008, заключенного между ООО "Титул" и ОАО "ДК Засвияжского района N 1", локальным сметным расчетом, актом о приемке выполненных работ N 122 от 11.11.2008, справкой о стоимости выполненных работ N 123 от 21.11.2008 стоимость выполненных работ (услуг) по капитальному ремонту центрального отопления в доме N 4 по пр. Караганова составляет 1 229 840 руб., в том числе НДС 18% 187 603 руб. Платежные поручения N 104 от 27.07.2009 , N 15 от 28.08.2008 (с учетом письма от 24.09.2008 N 01-08-1365), N 121 от 12.11.2008, N 26 от 27.01.2009 и N 58 от 29.04.2009 подтверждают оплату заявителем подрядчику стоимости капитального ремонта с учетом НДС (том 1 листы дела 82-102).
Счет-фактура N 00001 от 11.12.2008 соответствует требованиям, установленным п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, что не оспаривается налоговым органом.
Налоговое законодательство не связывает право на налоговые вычеты по НДС с наличием или отсутствием у продавца, выставившего счета- фактуры с выделением НДС, обязанности по уплате налога с операций по реализации товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, возлагается обязанность по уплате налога в случае выставления им счета-фактуры с выделением суммы НДС отдельной строкой.
Кроме того, налоговое законодательство Российской Федерации не ставит право на налоговый вычет по НДС в зависимость от факта уплаты в бюджет НДС поставщиками продукции.
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Налоговая инспекция не представила доказательства недобросовестности Общества, при заключении им договора N 19 К от 19.08.2008 по капитальному ремонту системы центрального отопления, свидетельствующих о направленности действий на неправомерное получение необоснованного возмещения из бюджета суммы налога. Учитывая, что нормы главы 21 НК РФ не предусматривают возможность отказа в принятии суммы НДС к вычету в случае отсутствия у поставщика обязанности по уплате налога, а по п. 5 ст. 173 НК РФ продавец товара, не являющийся налогоплательщиком, но предъявивший сумму НДС покупателю, обязан уплатить ее в бюджет, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ОАО "ДК Засвияжского района N 1" правомерно заявлен налоговый вычет 187 603 руб. по счету- фактуре ООО "Титул" N 00001 от 11.12.2008.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительными решений налогового органа от 22.04.2010 N 3846 в части уменьшения НДС в сумме 2 461 920 руб. и N 34, правомерно удовлетворены судом.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судом проверены и отклонены по мотиву несостоятельности. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 ноября 2010 года по делу N А72-6550/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6550/2010
Истец: ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N1"
Ответчик: ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска