Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2011 г. N 04АП-284/2011
г. Чита |
Дело N А58-5518/2010 |
2 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 марта 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. П. Доржиева, А. В. Стрелкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерной компании "АЛРОСА" (закрытое акционерное общество) (Айхальский горно-обогатительный комбинат)
на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2010 года
по делу N А58-5518/2010
по заявлению Акционерной компании "АЛРОСА" (закрытое акционерное общество) (Айхальский горно-обогатительный комбинат) (ИНН 1433000147 ОГРН 1021400967092)
к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 2702010892 ОГРН 1032700306055)
о признании недействительным предписания N 28/10,
(суд первой инстанции судья Терских В. С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кузьменок А.В. - представитель по доверенности N 227 от 25.08.2009 г.;
от заинтересованного лица: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Акционерная компания "АЛРОСА" (закрытое акционерное общество) (Айхальский горно-обогатительный комбинат) (далее АК "АЛРОСА", заявитель) обратилась в суд с заявлением к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС, административный орган) о признании недействительным предписания N 28/10 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решением суда первой инстанции от 18 ноября 2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции суд пришел к выводу об обоснованности обжалуемого предписания о необходимости аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований Айхальского ГОКа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако, в качестве основания для удовлетворения требований заявителя суд указал на грубые нарушение административным органом закона при проведении плановой проверки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части выводов об обоснованности обжалуемого предписания, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с неполным выяснением судом обстоятельств имеющих значения для дела, отсутствием надлежащей оценки отдельным доказательствам и взаимной связи доказательств в их совокупности. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что созданные нештатные аварийно-спасательные формирования являются объектовыми, получившими первоначальную подготовку по программе обучения личного состава НАСФ, основной состав НАСФ состоит из аттестованных соответствующим образом специалистов и предназначены для оказания помощи штатным АСФ механизмами, оборудованием, людскими ресурсами, а также проведения аварийно-восстановительных работ и не предназначены для самостоятельного выполнения аварийно-спасательных работ, поэтому не подлежат аттестации.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решения суда первой инстанции в части выводов об обоснованности обжалуемого предписания изменить.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность вывода суда первой инстанции об обоснованности обжалуемого предписания о необходимости аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований Айхальского ГОКа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило, заявив ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что должностными лицами административного органа на основании Приказа N 28/10 от 10.06.2010 г. в период с 22.06. 2010 г. по 26.06.2010 г. была проведена плановая, выездная проверки деятельности АК "АЛРОСА" по оценке соответствия осуществляемой деятельности обязательным требованиям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки составлен Акт N 28/10 от 25 июня 2010 г., согласно которому нештатные аварийно-спасательные формирования Айхальского ГОКа структурного подразделения АК "АЛРОСА" не аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании акта проверки должностным лицом МЧС составлен Протокол об административном правонарушении N 28/10/ЮЛ от 25.06.2010 г. о нарушении заявителем требований п. 1 ст. 12 Федерального закона N 151-ФЗ от 22.08.1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", п. 1 Основного положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 22.11.1997 г.и совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Кроме того, на основании результатов проверки административным органом в адрес АК "АЛРОСА" вынесено Предписание N 28/10 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с которым, заявителю предложено в срок до 30.06.2011 г. аттестовать нештатные аварийно-спасательные формирования Айхальского ГОКа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, заявитель обжаловал его в судебном порядке в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, Административный орган - Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет в пределах своей компетенции надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с п. 10 раздела 4 Положения, утвержденного приказом МЧС России N 458 от 01.10.2004 г., региональный центр осуществляет государственный надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Должностные лица структурных подразделений региональных центров МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах своей компетенции, имеют право выдавать руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В связи с чем, оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений выдано МЧС в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Согласно п. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС РФ N 999 от 23.12.2005 г., нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с вышеуказанными нормами права, на основании приказа АК "АЛРОСА" N А02/0247-П от 02.06.2010 г., приказа Айхальского ГОК N А03-1140/0669-п от 16.06.2010 г. на Айхальском горно-обогатительном комбинате создано 25 нештатных аварийно-спасательных формирований общего и специального назначения численностью 329 человек, а именно:
- команда взрывных работ;
- одиннадцать противопожарных звеньев (по тушению лесных пожаров);
- аварийно-технические команды;
- автомобильная колонна для перевозки персонала и грузов;
- санитарная дружина и звенья по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- эвакуационная группа.
Указанные нештатные аварийно-спасательные формирования созданы для самостоятельного выполнения аварийно-спасательных работ, поскольку, в соответствии с п. 2.1 Положения о нештатных аварийно-спасательных формированиях Айхальского ГОКа, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для: проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, участия в борьбе с пожарами, обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению), участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона N 151-ФЗ от 22.08.1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", п. 1 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 22.11.1997 г. обязательной аттестации в соответствии с действующим законодательством подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, общественные аварийно-спасательные формирования и спасатели. Аварийно-спасательные службы, нештатные аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм права, созданные АК "АЛРОСА" нештатные аварийно-спасательные формированиях Айхальского ГОКа, являясь формированиями для самостоятельного выполнения аварийно-спасательных работ, не прошли аттестацию в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, административный орган законно и обоснованно, в пределах предоставленных ему полномочий выдал обязательное для исполнения АК "АЛРОСА" Предписание N 28/10 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о необходимости аттестовать нештатные аварийно-спасательные формирования Айхальского ГОКа в порядке, установленном Правительством РФ.
Действующее законодательство не содержит какого либо разграничения относительно нештатных аварийно-спасательных формирований, которым не требуется прохождения аттестации, в зависимости от того, созданы они для проведения вспомогательных работ, для оказания помощи штатным аварийно-спасательным формированиям или самостоятельного выполнения аварийно-спасательных работ. В связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы, что нештатным аварийно-спасательным формированиям Айхальского ГОКа не требуется проведение аттестации в связи с тем, что созданы они для проведения вспомогательных работ штатным аварийно-спасательным формированиям.
Не состоятельна ссылка заявителя апелляционной жалобы и на п. 2.4.2 Инструкции утвержденной Приказом МЧС России N 125 от 03.03.2005 г. "Об утверждении инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС", поскольку указанный акт регулирует отношения непосредственно в нутрии системы МСЧ. В рассматриваемом же случае нормативно-правовые акты прямого действия, а именно, Федеральный закон N 151-ФЗ от 22.08.1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", и Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 22.11.1997 г. содержат требование об обязательной аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований в независимости от того, созданы ли они для самостоятельного выполнения аварийно-спасательных работ или для проведения вспомогательных работ штатным аварийно-спасательным формированиям.
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции критически оценивает и ссылку апелляционной жалобы на то, что наличие договоров с профессиональными аварийно-спасательным формированиям освобождает АК "АЛРОСА" от необходимости аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований Айхальского ГОКа.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, однако они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2010 года по делу N А58-5518/2010, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2010 года по делу N А58-5518/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5518/2010
Истец: Айхальский горно-обогатительный комбинат Акционерной компании "АЛРОСА" (Закрытое акционерное общество)
Ответчик: Отделение организации надзорных мероприятий в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС УГПН ДВРЦ МЧС России
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-284/2011