Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. N 13АП-22834/2010
г. Санкт-Петербург
07 февраля 2011 г. |
Дело N А56-88603/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ивановой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22834/2010) ООО "Юралс-Транс"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2010 по делу N А56-88603/2009 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "Юралс-Транс"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Жуков Н.С. - доверенность от 17.01.2011
от заинтересованного лица: Васильева Е.В. - доверенность от 24.01.2011 N 11-11/2151
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юралс-Транс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области N 02-09/6202 от 24.07.2009 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильным применением судом норм материального права. В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что выводы суда первой инстанции о правомерности начисления налога на имущество не принятого к учету и не переданного Обществу по акту - приема передачи ошибочны, поскольку указанное имущество не может являться объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении.
Представитель налогового органа с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Киришскому району Ленинградской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Юралс-Транс" по вопросу соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате налогов (сборов), в том числе по налогу на имущество организации за 2006-2007 годы. Результат проверки изложен в акте от 29.06.2009 N 02-09/25.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 24.07.2009 N 02-09/6202 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 120, пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ему доначислен налог и соответствующие пени на общую сумму 2 954 334,65 руб.
Основанием принятия решения и доначисления налога на имущество за 2006,2007 г. послужили выводы налоговой инспекции о нарушении Обществом положений п.1 ст. 374, ст. 375 и ст. 376 НК РФ.
Общество обратилось с жалобой на решение в УФНС России по Ленинградской области, которая решением Управления от 28.09.09 г. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу, что отсутствие документов, подтверждающих принятие объекта на баланс, не может служить основанием для освобождения от налогообложения и с момента государственной регистрации прав на имущество у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Основанием принятия решения и доначисления налога на имущество за 2006,2007 г. послужили выводы налоговой инспекции о нарушении Обществом положений п.1 ст. 374, ст. 375 и ст. 376 НК РФ повлекшим неуплату налога на имущество по причине невключения в налогооблагаемую базу среднегодовой стоимости имущества.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ не признается объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Таким образом, если имущесвто не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно и не подлежит налогообложению, за исключением специально оговоренных случаев, предусмотренных главой 30 Налогового кодекса РФ.
Имущество должно не только признаваться основным средством, но и учитываться на балансе в качестве основного средства.
Понятие "основные средства" дано в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства и другие основные средства.
Исходя из положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н (в редакции от 18.09.2006) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01).
В соответствии с названным Приказом (в редакциях, действующих в период спорных отношений) при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации и внесению учреждениями юстиции в Единый государственный реестр.
В пункте 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, установлено, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
В соответствии с пунктом 52 названных Методических указаний по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации. Допускаются объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Таким образом, с учетом положений статьи 374 Налогового кодекса РФ во взаимодействии с пунктами 23 и 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н имущество является объектом налогообложения по налогу на имущество, если оно относится к основным средствам, передано по акту приемки-передачи в эксплуатацию, принято к бухгалтерскому учету и организацией на объекте ведется хозяйственная деятельность.
Из материалов дела следует, что в спорном периоде ООО "Юралс-Транс" приобрело у ФГУП "Киришский биохимический завод" недвижимое имущество согласно договору купли продажи б/н от 07.10.2005, в том числе: железнодорожный подъездной путь N 21, расположенный на земельном участке, площадью 1 625 000 кв. м., находящемся у Продавца в аренде на основании договора аренды земельного участка N 2983 от 10 декабря 2004 года, заключенного с МУ "Администрация муниципального образования "Киришский район", кадастровый номер земельного участка -47:27:07 -01-005:0002; железнодорожные подъездные пути ст. Андреево - завод, расположенные на земельном участке площадью 133 770 кв. м., находящемся у Продавца в аренде на основании договора аренды земельного участка N 282 от 14.07.1998г., кадастровый номер земельного участка -47:27:07-01-005:0001, заключенного с МУ "Администрация муниципального образования "Киришский район".
02.11.2005 в органах Росрегистрации Общество зарегистрировало спорное недвижимое имущество, однако не отразило его на балансе в качестве объекта основных средств и не приняло к учету.
В материалы дела представлена переписка ООО "Юралс-Транс" и МУ "Администрация муниципального образования "Киришский район" (письма N 58 от 15.12.2006, N 06-2063 от 09.10.2006, N 157 от 22.12.2006) из которой следует, что объекты недвижимого имущества не были переданы Покупателю и Продавец продолжает ими пользоваться.
Кроме того, сторонами не был подписан акт-приема передачи, на основании которого заявитель мог бы принять к бухгалтерскому учету недвижимое имущество в качестве основного средства.
Таким образом, имущество, приобретенное ООО "Юралс-Транс" на основании договора купли продажи б/н от 07.10.2005, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
При данных обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным решения ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области N 02-09/6202 от 24.07.2009 подлежит удовлетворению, а решение суда отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2010 по делу N А56-88603/2009 отменить.
Признать недействительным Решение Инспекции ФНС России по Киришскому району Ленинградской области от 24.07.2009 N 02-09/6202.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Киришскому району Ленинградской области в пользу ООО "Юралс - Транс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88603/2009
Истец: ООО "Юралс-Транс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области, ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22834/2010