Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2011 г. N 04АП-5508/2010
г. Чита |
Дело N А78-7374/2010 |
28 января 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2011.
Полный текст постановления изготовлен 28.01.2011.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 ноября 2010 года по делу N А78-7374/2010 по иску открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (ОГРН 1027501067747, ИНН 7530000048) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании 4 699, 26 руб. (суд первой инстанции: Попова И.П.)
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Бобрыко С.Д. - представитель по доверенности от 29.12.2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (ОАО "ППГХО") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о взыскании 4 699, 26 руб. пени за просрочку доставки груза.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 ноября 2010 года исковые требования удовлетворены, с открытого акционерного общества "Российский железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно - химическое объединение" взыскано: основной долг в размере 4 699, 26 руб., в возмещение расходов по оплате госпошлины - 2 000 руб. 00 коп., всего - 6 699, 26 руб.
Ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение отменить полностью. ОАО "РЖД" считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в графах транспортной железнодорожной накладной "Прибытие на станцию назначения" и "Уведомление грузополучателя о прибытии груза" ошибочно проставлен штемпель 25.10.2009 вместо 24.10.2009. Полагает, что окончание срока доставки груза определяется не по календарному штемпелю о прибытии груза на станцию назначения в транспортной железнодорожной накладной, а по времени подачи вагонов под выгрузку грузополучателю или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателя. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в силу положений статей 33, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и положений ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единственным надлежащим доказательством установления факта прибытия груза на станцию назначения и выдачи его грузополучателю является железнодорожная накладная. Вагон по спорной отправке прибыл на станцию назначения Краснокаменск и были переданы в распоряжение ОАО "ППГХО" 24.10.2009, просрочка доставки груза не имела место быть.
Истец представил письменный отзыв, в котором указал на законность и обоснованность решения суда.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ 366020 железная дорога приняла к перевозке груз - молоко, соки в вагоне N 80005978 по отправке Ачинск-2 Красноярской ЖД - Краснокаменск ЗабЖД для доставки грузополучателю - ОАО "ППГХО".
Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной расстояние составляет 2 819 км, провозная плата - 52 214 руб., срок доставки истекает 24.10.2009.
В графах "Прибытие на станцию назначения" и "Уведомление грузополучателя о прибытии груза" оригинала транспортной железнодорожной накладной проставлен календарный штемпель от 25 октября 2009 года.
Полагая, что ответчик допустил просрочку доставки груза на одни сутки, истец согласно статьям 120, 122 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предъявил ему претензию от 17.11.2009 N 25-04/юр-501 с предложением оплатить 4 699,26 руб. пени из расчета 9% от платы за перевозку груза.
Ответчик рассмотрел претензию и в ответе от 25.12.2009 сообщил о несогласии с ней, так как в соответствии с ведомостью подачи и уборки вагон подан под выгрузку 24.10.2009.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Правовым основанием указаны статьи 792, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 97, 120, 122, 123, 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Арбитражный суд Забайкальского края, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает единые формы перевозочных документов на перевозки грузов. Эти формы публикуются в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
Согласно представленной в материалы дела транспортной накладной N ЭВ 366020, срок доставки груза в вагоне N 80005978 истекает 24.10.2009.
В силу положений статей 33, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим доказательством установления факта прибытия груза на станцию назначения и выдачи его грузополучателю является железнодорожная накладная.
Судом первой инстанции установлено, что согласно отметкам в железнодорожной накладной N ЭВ 366020 груз доставлен и выдан грузополучателю 25.10.2009.
Расчет истца по размеру пени является правильным и соответствует требованиям статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика пени за просрочку доставки груза в размере 4 699, 26 руб.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 ноября 2010 года по делу N А78-7374/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с даты принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Скажутина Е.Н. |
Судьи |
Макарцев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7374/2010
Истец: ОАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5508/2010