Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2011 г. N 18АП-12534/2010
г. Челябинск |
N 18АП-12534/2010 |
09 марта 2011 г. |
Дело N А07-11941/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2010
по делу N А07-11941/2010 (судья Кручинина Н.Е.).
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "ШИШМА" (далее - заявитель, СПК "Шишма") обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность СПК "Шишма" земельного участка с кадастровым номером 02:01:120101:12, находящегося под объектами недвижимости (зерносклад, гараж зерносклад, сторожевой дом), земельного участка с кадастровым номером 02:01:120302:6, находящегося под объектами недвижимости (фуражный склад, сторожевой дом в ОТФ, коровник, свинарник, заправочная станция, склад, кузница, пилорама, гараж, мастерская, красный уголок), земельного участка с кадастровым номером 02:01:122001:109, находящегося под объектом недвижимости (помещение скважины), принадлежащими СПК "Шишма" на праве собственности, расположенными по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово, выраженного в письме от 17.11.2009; признании незаконными действия администрации по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109, произведенных на основании заявления от 11.03.2010 N 1/0201/10-299; обязании администрации поставить указанные земельные участки на кадастровый учет (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л. д. 75-79).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан (далее - третье лицо, ФГУ "ЗКП") (определение от 05.07.2010, т. 1, л. д. 1-3).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.10.2010 (резолютивная часть объявлена 04.10.2010) заявленные требования удовлетворены в полном объеме: арбитражный суд первой инстанции признал незаконными действия администрации по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово; обязал администрацию обратиться в ФГУ "ЗКП" с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово, ранее имевших кадастровые номера 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109; также суд признал незаконным отказ администрации в предоставлении в собственность СПК "Шишма" за плату земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово; обязал администрацию подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово, ранее имевших кадастровые номера 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд первой инстанции посчитал установленными. По мнению подателя жалобы, судом сделан неверный вывод о том, что принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости расположены на земельных участках, образованных (выделенных) из земельного участка с кадастровым номером 02:01:000000:163, площадью 1712 га, который ранее был предоставлен СПК "ШИШМА" в постоянное (бессрочное) пользование. Администрация полагает, что при выделе из земельного участка с кадастровым номером 02:01:000000:163, площадью 1712 га спорных земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 общая площадь земельного участка с кадастровым номером 02:01:000000:163 была бы изменена. Между тем, из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:01:000000:163 по состоянию на 19.06.2010 видно, что площадь 1712 га осталась неизменной. Кроме того, администрация указала, что из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 не следует, что они были образованы из единого земельного участка с кадастровым номером 02:01:000000:163, поскольку кадастровый номер 02:01:000000:163 не значится в предыдущих номерах.
Податель жалобы со ссылкой на подпункт 9 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 11, пункт 1 статьи 11.3, статью 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3.1, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статью 1, часть 5 статьи 4, часть 2 статьи 16, статью 20, часть 1 статьи 23, часть 4 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также полагает, что поскольку правомочия по управлению и распоряжению вновь образованными земельными участками с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 находятся в компетенции администрации как органа местного самоуправления, то администрация имела право на обращение в компетентный орган с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных земельных участков, сведения о которых носили временный характер. При этом администрация в апелляционной жалобе указала, что образование, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, в отношении которых государственная собственность не разграничена, производится органами местного самоуправления вне зависимости от наличия государственной регистрации прав собственности на эти земельные участки. Право на обращение заинтересованного лица в компетентный орган с заявлением о снятии с учета объекта недвижимого имущества не должно быть обусловлено наличием каких-либо оснований.
Администрация также представила письменные пояснения к апелляционной жалобе от 05.03.2011 N 931, в которых указала, что с учетом дополнений и пояснений к отзыву ФГУ "ЗКП" на апелляционную жалобу администрации, где прямо указано, что в настоящее время единое землепользование с кадастровым номером 02:01:000 000:163 состоит на государственном кадастровом учете (с 20.07.2007), имеет декларированную площадь 1712 га, которая не изменялась, податель жалобы полагает, что это доказывает, что объекты недвижимости, принадлежащие СПК "ШИШМА" на праве собственности, не расположены на земельном участке площадью 1712 га, который был предоставлен СПК "ШИШМА" на праве постоянного (бессрочного) пользование, зарегистрированном 02.04.2009. С учетом изложенного администрация считает, что доказательства того, что объекты недвижимого имущества расположены на истребуемых земельных участках, в материалах дела отсутствуют, ни суду, ни заинтересованному лицо, заявителем не представлены.
От СПК "ШИШМА" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своих возражений СПК "ШИШМА" ссылается на то, что право бессрочного пользования на земельный участок под объектами недвижимости и право собственности на объекты недвижимости возникли в 1992 году и являются юридически действительными. Доводы администрации о наличии нарушений в процессе межевания спорных земельных участков, по мнению заявителя, являются необоснованными, так как в компетенцию администрации не входит оценка правомерности постановки земельных участков на кадастровый учет. Спорные земельные участки прошли кадастровый учет, который заинтересованным лицом не был оспорен.
От ФГУ "ЗКП" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо указало на то, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 были поставлены на государственный кадастровый учет правомерно, оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет не имелось. ФГУ "ЗКП" также указало, что в настоящее время сведения о наличии на спорных земельных участках объектов недвижимости в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки, на земельные участки и земли, из которых образованы спорные земельные участки. Следовательно, нельзя сделать безусловный вывод о том, что вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 образованы из состава земельного участка площадью 1712 га, предоставленного СПК "ШИШМА" в бессрочное пользование. Кроме того, ФГУ "ЗКП" указало, что снятие земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 с кадастрового учета на основании заявления от 11.03.2010 N 1/0201/10-299 администрации, которая обладала соответствующими полномочиями, является правомерным. Также ФГУ "ЗКП" сослалось на то, что в настоящее время актуальные сведения о спорных земельных участках в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Определением от 17.01.2011 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы администрации было отложено на 16.02.2011.
Определением от 16.02.2011 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы администрации было отложено на 05.03.2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы 05.03.2011 извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. До начала судебного заседания 05.03.2011 администрация ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменного мнения и отзыва на нее, исследовав дополнительно представленные документы, пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что СПК "ШИШМА" на праве собственности принадлежат 15 объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово, а именно: сторожевой дом, красный уголок, склад, гараж, пилорама, помещение скважины, гараж зерносклад, зерносклад, коровник, свинарник, заправочная станция, фуражный склад, кузница, мастерская, сторожевой дом в ОТФ, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от 28.08.2009 (т. 1, л. д. 96-110).
24 сентября 2009 года СПК "Шишма" обратился в адрес главы администрации с заявлениями: N 224 о предоставлении в собственность СПК "Шишма" земельного участка с кадастровым номером 02:01:120101:12, находящегося, как указано в заявлении, под объектами недвижимости (зерносклад, гараж зерносклад, сторожевой дом), принадлежащими СПК "Шишма" на праве собственности, расположенными по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово; N 225 о предоставлении в собственность СПК "Шишма" земельного участка с кадастровым номером 02:01:120302:6, находящегося, как указано в заявлении, под объектами недвижимости (фуражный склад, сторожевой дом в ОТФ, коровник, свинарник, заправочная станция, склад, кузница, пилорама, гараж, мастерская, красный уголок), принадлежащими СПК "Шишма" на праве собственности, расположенными по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово; N 226 о предоставлении в собственность СПК "Шишма" земельного участка с кадастровым номером 02:01:122001:109, находящегося, как указано в заявлении, под объектом недвижимости (помещение скважины), принадлежащим СПК "Шишма" на праве собственности, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово (т. 1, л. д. 14, 15, 16).
К указанным выше заявлениям приложены заверенные копии устава, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, протокола N 3 общего собрания участников о назначении председателя СПК "Шишма", справок банка, свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, а также оригиналы выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество и земельные участки, кадастровых паспортов на земельные участки.
На заявлениях имеются отметки о дате принятия и номере входящей корреспонденции администрации.
18 октября 2009 года заявителем получено письмо администрации от 14.10.2009 N 2218, в котором администрация указывала на невозможность разрешения вопроса о предоставлении земельных участков по причине отсутствия кадастровых паспортов на испрашиваемые земельные участки (т. 1, л. д. 17).
20 октября 2009 года письмами N N 237, 238, 239 СПК "Шишма" в администрацию были представлены кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки (т. 1, л. д. 18-23).
15 февраля 2010 года СПК "Шишма" в адрес администрации направлено заявление N 2 с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявлений от 24.09.2009 N N 224, 225, 226 с последующими дополнениями в заявлениях от 20.10.2009 N N 237, 238, 239 (т. 1, л. д. 24).
Письмом от 12.03.2010 N 416 администрация ответила, что ответ на заявления от 20.10.2009 N N 237, 238, 239 был направлен письмом от 17.11.2009 N 2527 (т. 1, л. д. 25).
Сведений о том, что ответ от 17.11.2009 за N 2527 направлялся заявителю, материалы дела не содержат.
03 апреля 2010 года заявителем получена копия письма администрации от 17.11.2009 N 2527 (т. 1, л. д. 51), из которого следует, что администрация в ответ на заявления от 20.10.2009 N N 237, 238, 239 отказывает СПК "Шишма" в предоставлении земельных участков в собственность за плату (т. 1, л. д. 27-28).
Отказ администрации, выраженный в письме от 17.11.2009 N 2527 (т. 1, л. д. 51), обоснован тем, что местоположение границ земельных участков не согласовано с лицами, обладающими смежными земельными участками. Кроме того, со ссылкой на пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации администрация указала, что не имеется соответствующего постановления администрации об образовании спорных земельных участков. Поскольку при образовании земельных участков были изменены границы кадастровых кварталов 02:01:120101, 02:01:120302, 02:01:120102, то необходимо представить документы, на основании которых произошли изменения. Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории на утверждение также не представлена.
Из материалов дела также следует, что на основании решения Исполкома Абзелиловского районного Совета народных депутатов Башкирской ССР от 29.01.1992 N 120 "О перераспределении земель между колхозом им. Кусимова и "ШИШМА" (т. 1, л. д. 82), акта приема-передачи от 03.02.1992 (т. 1, л. д. 85), постановления администрации от 06.03.2007 N 127 "О бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в постоянном пользовании СПК "ШИШМА" (л. д. 93-94) 02.04.2009 за СПК "ШИШМА" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:01:00 00 00:163, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур, общей площадью 1712 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, Ташбулатовский с/с, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.04.2009 серии 04 АБ N 817704 (т. 1, л. д. 95).
В материалы дела также представлены кадастровые выписки на спорные земельные участки, в которых имеется следующая информация.
Земельный участок с кадастровым номером 02:01:120302:6, площадью 74 600 кв. м поставлен на кадастровый учет 21.08.2009. Сведения о предыдущих номерах - отсутствуют. Сведения о земельном участке носят временный характер. Разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 29-32).
Земельный участок с кадастровым номером 02:01:120101:12, площадью 8800 кв. м поставлен на кадастровый учет 18.08.2009. Сведения о предыдущих номерах - 02:01:000000:21, 02:01:120101:9. Сведения о земельном участке носят временный характер. Разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 33-36).
Земельный участок с кадастровым номером 02:01:122001:109, площадью 2150 кв. м поставлен на кадастровый учет 04.09.2009. Сведения о предыдущих номерах - отсутствуют. Сведения о земельном участке носят временный характер. Разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок относится к землям населенных пунктов (т. 1, л. д. 121-124).
Материалами дела также подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (имеют статус "аннулированы"), что подтверждается уведомлениями об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 03.08.2010 N N 02/10/1-498037, 02/10/1-499273, 02/10/1-498302 (т. 1, л. д. 62, 63, 64).
Полагая, что отказ администрации в предоставлении спорных земельных участков, выраженный в письме от 17.11.2009 N 2527, и действия администрации по снятию спорных земельных участков с кадастрового учета являются незаконными, СПК "ШИШМА" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены письменные пояснения и дополнения к отзыву ФГУ "ЗКП" на апелляционную жалобу (от 10.02.2011 N 3734, от 03.03.2011 N 911), в которых третье лицо указало, что в государственном кадастре недвижимости сведения о наличии на земельных участках с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 объектов недвижимости отсутствуют. Кроме того, ФГУ "ЗКП" указало, что при межевании спорных земельных участков было известно, что земельные участки, которым впоследствии присвоили кадастровые номера 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109, не образованы из состава единого землепользования с кадастровым номером 02:01:000000:163. В настоящее время единое землепользование с кадастровым номером 02:01:000000:163 состоит на государственном кадастровом учете (с 20.07.2007), имеет декларированную площадь 1712 га, которая не изменялась. Сведения о границах отсутствуют, также отсутствуют сведения об объектах недвижимости, находящихся на указанном земельном участке. Кроме того, ФГУ "ЗКП" в дополнениях указало, что в отзыве ранее представлена ошибочная информация о категории земель спорных земельных участков. Сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6 относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Из письменных пояснений ФГУ "ЗКП" также следует, что в настоящее время на территории аннулированных земельных участков расположены вновь образованные земельные участки.
Так, на территории аннулированного земельного участка с кадастровым номером 02:01:120101:12 расположена часть вновь образованного земельного участка 02:01:120101:20, который был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления от 10.02.2011 N 1/0201/11-102 и межевого плана, подготовленного в связи с образованием одного земельного участка путем раздела единого землепользования с кадастровым номером 02:01:000000:21, с измененным земельным участком.
На территории аннулированного земельного участка с кадастровым номером 02:01:120302:6 расположены земельные участки с кадастровыми номерами 02:01:120302:7, 02:01:120302:9, 02:01:120302:10, 02:01:120302:11. Земельный участок с кадастровым номером 02:01:120302:7 поставлен на государственный кадастровый учет 30.03.2010, его характеристики уточнены на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений от 11.02.2011 N 1/0201/11-123 одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120302:9, 02:01:120302:10, 02:01:120302:11 на основании заявления от 11.02.2011 N 1/0201/11-122 и межевого плана, подготовленного в связи с образованием трех земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, Ташбулатовский сельсовет, и уточнением местоположения границ и площади смежного земельного участка с кадастровым номером 02:01:120302:7.
На территории аннулированного земельного участка с кадастровым номером 02:01:122001:109 расположен совпадающий по местоположению земельный участок с кадастровым номером 02:01:122001:154, поставленный на государственный кадастровый учет на основании заявления от 05.02.2011 N 1/0201/11-67 и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Аюсазово.
По ходатайству СПК "ШИШМА" от 11.02.2011 N 3797 к материалам дела приобщены следующие документы: акт технического обследования от 20.01.2011, выполненный федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"); план расположения зданий и земельных участков СПК "ШИШМА"; лицензия на осуществление геодезической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что СПК "ШИШМА" к заявлениям о предоставлении земельных участков в собственность за плату были приложены все необходимые для разрешения данного вопроса документы; испрашиваемые земельные участки состояли на кадастровом учете и могли являться объектами земельных правоотношений, в том числе объектами купли-продажи; объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках, принадлежат заявителю на праве собственности; ранее (до межевания) земельный участок площадью 1712 га был предоставлен СПК "Шишма" в бессрочное пользование. Кроме того, суд первой инстанции указал, что объективных причин для отказа в предоставлении земельных участков в собственность за плату у администрации на момент отказа (ноябрь 2009 года) не имелось. При этом суд отметил, что проверка правомерности постановки земельных участков на кадастровый учет в результате межевания в компетенцию администрации не входит. Арбитражный суд первой инстанции также пришел к выводу о незаконности действий администрации по снятию спорных земельных участков с кадастрового учета, поскольку в нарушение части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" администрация обратилась с соответствующим заявлением ранее установленного срока. Положения части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в рассматриваемом случае не могут быть применены, так как администрации на момент обращения с заявлением о снятии земельных участков с кадастрового учета было известно и о нахождении земельного участка до межевания в бессрочном пользовании у СПК "ШИШМА", и о наличии у заявителя зарегистрированных прав на недвижимое имущество, расположенное на данных участках, и о намерениях СПК "ШИШМА" приобрести землю в собственность. Кроме того, суд указал, что, злоупотребляя предоставленным законом правом, администрация сняла спорные земельные участки с кадастрового учета, лишив СПК "Шишма" установленной законом возможности приобрести землю в собственность.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа изложенных норм права следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность отказа администрации в предоставлении в собственность СПК "ШИШМА" земельных участков и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя, а также незаконность действий администрации по снятию с кадастрового учета испрашиваемых земельных участков и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законных оспариваемых отказа и действий лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми отказом и действиями законных прав и интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для признания оспариваемых отказа и действий администрации незаконным.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109, на которых, как указано в заявлениях, расположены объекты недвижимого имущества принадлежащие на праве собственности СПК "ШИШМА" (т. 1, л. д. 14, 15, 16).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 7 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень), к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются, в том числе следующие документы: выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Между тем, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, по смыслу норм статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации объекта недвижимости, то есть для целей возможности использования объекта согласно принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пункт 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении указанного требования, либо доказательства того, что площади испрашиваемых земельных участков соответствуют требованиям земельного или градостроительного законодательства для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из указанных выше кадастровых выписок следует, что испрашиваемые земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Ни из кадастровых выписок на испрашиваемые земельные участки (с учетом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), ни из какой-либо иной землеустроительной документации не представляется возможным установить, что земельные участки сформированы именно для эксплуатации находящихся на земельных участках объектов недвижимого имущества с учетом необходимой для этого площади.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в заявлении от 18.09.2009 N 225 (т. 1, л. д. 15) заявитель указал, что на земельном участке с кадастровым номером 02:01:120302:6 расположены следующие объекты недвижимости: фуражный склад, сторожевой дом в ОТФ, коровник, свинарник, заправочная станция, склад, кузница, пилорама, гараж, мастерская, красный уголок.
Заявителем в материалы дела представлен акт технического обследования от 20.01.2011, выполненный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", к которому приложен ситуационный план (схема). В соответствии с указанным планом (схемой) на земельном участке с кадастровым номером 02:01:120302:6 расположены: фуражный склад (литера А) площадью 336,4 кв. м, сторожевой дом в ОТФ (литера Б) площадью 13,3 кв. м, красный уголок (литера В) площадью 68,1 кв. м, коровник (литера Г) площадью 1442,8 кв. м, свинарник (литера К) площадью 559,3 кв. м, заправочная станция (литера М) площадью 10,9 кв. м, пилорама (литера Н) площадью 92,0 кв. м, гараж (литера П) площадью 31,8 кв. м, кузница (литера Р) площадью 29,2 кв. м, мастерская (литера С) площадью 34,0 кв. м, склад (литера Т) площадью 87,2 кв. м, склад (литера У) площадью 49,7 кв. м.
В материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке, а именно на: фуражный склад (литера А) площадью 336,4 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113664, т. 1, л. д. 107), сторожевой дом в ОТФ (литера Б) площадью 13,3 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113665, т. 1, л. д. 110), красный уголок (литера В) площадью 68,1 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113666, т. 1, л. д. 97), коровник (литера Г) площадью 1442,8 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113667, т. 1, л. д. 104), свинарник (литера К) площадью 559,3 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113671, т. 1, л. д. 105), заправочная станция (литера М) площадью 10,9 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113673, т. 1, л. д. 106), пилорама (литера Н) площадью 92,0 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113676, т. 1, л. д. 100), гараж (литера П) площадью 31,8 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113678, т. 1, л. д. 99), кузница (литера Р) площадью 29,2 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113675, т. 1, л. д. 108), мастерская (литера С) площадью 34,0 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113677, т. 1, л. д. 109), склад (литера У) площадью 49,7 кв. м (свидетельство от 28.08.2009, серии 04 АВ N 113674, т. 1, л. д. 98).
Таким образом, доказательства того, что склад (литера Т) площадью 87,2 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 02:01:120302:6 принадлежит на праве собственности СПК "ШИШМА", в материалах дела не содержатся. Указанный объект недвижимости также не указан СПК "ШИШМА" в заявлении от 18.09.2009 N 225.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявителем не представлены землеустроительные документы, подтверждающие, что испрашиваемые земельные участки сформированы именно для эксплуатации находящихся на земельных участках объектов недвижимого имущества с учетом необходимой для этого площади, а также правоустанавливающие документы на все объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 02:01:120302:6, то есть не доказано наличие нарушенного права.
Соответственно, отказ администрации в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя не может быть признан незаконным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также отмечает, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из дополнительно представленных дополнений и пояснений ФГУ "ЗКП" следует, что в настоящее время испрашиваемые заявителем земельные участки сняты с государственного кадастрового учета на основании заявления администрации. При этом на территории аннулированных земельных участков расположены вновь образованные земельные участки.
Действия по постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков не оспорены.
В связи с изложенным признание незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность СПК "Шишма" земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109 не восстановит нарушенного (по мнению заявителя) право, на что должно быть направлено решение суда в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СПК "ШИШМА" также заявлены требования о признании незаконными действий администрации по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 02:01:120101:12, 02:01:120302:6, 02:01:122001:109, произведенных на основании заявления от 11.03.2010 N 1/0201/10-299; обязании администрации поставить указанные земельные участки на кадастровый учет.
Как указано выше, для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: наличие незаконных действий администрации по снятию с кадастрового учета испрашиваемых земельных участков и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенных выше обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия администрации по снятию с кадастрового учета испрашиваемых земельных участков не нарушают права и законные интересы заявителя.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 7 статьи 36 земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, в настоящем случае СПК "ШИШМА" в администрацию с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не обращался.
С учетом изложенных выше обстоятельств (отсутствие в кадастровых выписках на спорные земельные участки указания на предыдущий кадастровый номер 02:01:00 00 00:163, информация ФГУ "ЗКП") не представляется возможным также установить, что испрашиваемые заявителем земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 02:01:00 00 00:163, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для возделывания сельскохозяйственных культур, общей площадью 1712 га, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, Ташбулатовский с/с, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение вынесено арбитражным судом первой инстанции при неполном выяснении обстоятельств дела, суд посчитал установленными обстоятельства при отсутствии соответствующих доказательств.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В удовлетворении требований СПК "ШИШМА" следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2010 по делу N А07-11941/2010 отменить, апелляционную жалобу администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан удовлетворить.
В удовлетворении требований сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "ШИШМА" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11941/2010
Истец: СПК (колхоз) "Шишма"
Ответчик: Администрация МР Абзелиловский район, Администрация МР Абзелиловского района
Третье лицо: ФГУ "Земельно-кадастровая палата", ФГУ Земельно-кадастровая палата по РБ