Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 г. N 09АП-1603/2011
г. Москва |
Дело N А40-94/10-149-4 |
11.03.2011 |
N 09АП-1603/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.03.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Ольга", Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.12.2010
по делу N А40-94/10-149-4, судьи Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "Ольга" (ИНН 7718643843, ОГРН 5077746767621)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Государственное учреждение г.Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
о признании незаконным отказа в оформлении земельно-правовых отношений, обязании заключить договор аренды,
при участии:
от заявителя: Липина А.Н. по доверенности от 11.01.2011, паспорт 19 04 248533; Бабаева А.Б. по доверенности от 11.01.2011, паспорт 45 06 283286;
от заинтересованного лица: Краузова Р.А. по доверенности от 28.02.2011, удостоверение 563;
от третьего лица: Чекалова В.Н. по доверенности от 30.12.2010, удостоверение 137/08,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.12.2010, принятым по данному делу, частично удовлетворено заявление ООО "Ольга" о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 07.10.2009 N 33-513-591/9-(0)-1 от оформления земельно-правовых отношений (договора аренды) на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, городок им.Баумана,3.
Суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ольга" путем подготовки и направления в адрес ООО "Ольга" проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: по адресу г.Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32.857 кв.м., расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер: 77:03:0005001:22, в течение одного месяца со дня вступлении решении в законную силу.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы заинтересованного лица, просит отказать в ее удовлетворении. В своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части оставления без рассмотрения требования об обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы заключить договор аренды. Представил письменный отзыв на жалобу.
В судебном заседании представитель третьего лица полностью поддержал правовую позицию заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают па них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.04.2009 ООО "Ольга" направило в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов г.Москвы по ВАО заявление по вопросу заключения договора аренды на земельный участок с адресным ориентиром городок им. Баумана, вл.3, на котором находится принадлежащее заявителю на праве собственности здание, что подтверждается выпиской из журнала регистрации службы "одного окна" Департамента земельных ресурсов. К заявлению приложен весь комплект необходимых документов, указанный в Постановлении Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы".
Письмом от 07.10.2009 N 33-513-591/9-(0)-1 ответчик уведомил заявителя об отказе в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, городов им.Баумана, 3.
Данное решение мотивировано тем, что на основании Распоряжения Правительства Москвы от 19.06.2007 N 1223-РП и от 10.12.2008N 2922-РП испрашиваемый земельный участок находится в границах территории площадью 24,4034 га, предоставленной в постоянное бессрочное пользование Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник". Право постоянного бессрочного пользования Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве, и указанный участок поставлен Управлением Роснедвижимости по г.Москве на кадастровый учет с кадастровым номером 77:03:0005001:78.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого отказа в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Ольга" является собственником пяти плоскостных объектов недвижимости (теннисный корт, спорт-ядро, футбольное поле, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная площадка), а также нежилого здания, расположенных на сформированном земельном участке по адресу: г.Москва, городок им. Баумана, 3, кадастровый номер 77:03:0005001:22.
Указанные плоскостные объекты недвижимости приобретены заявителем у ОАО "Московский электроламповый завод" по договору купли-продажи от 05.12.2007, нежилое здание площадью 944,5 кв.м. внесено в уставный капитал Общества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права в ЕГРП от 05.05.2007 N 77АЖ 951929, N 77АЖ 951933, 77АЖ 951934, N 77АЖ 951932, N 77АЖ 951930, от 05.07.2007 серии 77АЖ 013268.
Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:22 площадью 32 857 кв.м. ранее был предоставлен ОАО "Московский электроламповый завод" по договору аренды N М-03-505194 от 31.01.2003, заключенному с Московским земельным комитетом до 09.09.2007 (раздел 2 договора), для эксплуатации стадиона.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: городок имени Баумана площадью 24,4034 га (кадастровый номер 77:03:0005001:78) предоставлен Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" на основании п.4 Распоряжения Правительства Москвы от 10.12.2008. N 2922-РП "О дополнительных мерах по реализации распоряжения Правительства Москвы от 29.06.2007 N 1223-РП" для сохранения, восстановления, дальнейшего развития и использования усадьбы "Измайлово" в музейных, культурно-просветительских и рекреационных целях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2010 по делу N А40-92/10-147-17 суд признал недействительным п.4 распоряжения Правительства Москвы от 10.12.2008 N 2922-РП "О дополнительных мерах по реализации распоряжения Правительства Москвы от 29.06.2007 N 1223-РП".
Таким образом, спорный земельный участок образован на месте испрашиваемого земельного участка с кадастровым N 770305001:22, снятого с учета, а ссылка в оспариваемом отказе на Распоряжение Правительства Москвы от 10.12.2008 N 2922-РП как на основание предоставления земельного участка Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" неправомерна.
Порядок приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами определен ст.36 Земельного кодекса РФ, согласно п.1 которой исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В настоящем случае на спорном земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности плоскостные объекты недвижимости (теннисный корт, спорт-ядро, футбольное поле, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная площадка), а также нежилое здание площадью 944,5 кв.м.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.5, 6 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Указанный перечень документов утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.01.2007 N 370, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
В оспариваемом отказе ответчик также указал на то, что спорный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово".
Согласно п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В силу п.п.1 п.5 ст.27 ЗК РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с абз.2 ст.7 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом г.Москвы от 26.02.2001 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" предусмотрено что, расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории.
Статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Статья 21 Закона г.Москвы от 26.02.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" определяет, что природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях
Вместе с тем, в соответствии с п.3.4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства г.Москвы от 11.07.2006 N 488-ПП "Положение о природно-историческом парке "Измайлово" все правообладатели земельных участков в границах природно-исторического парка "Измайлово" обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
Кроме того, в силу п.п.3.2, 3.12 на территории природно-исторического парка "Измайлово" предусматривается возможность выделения физкультурно-оздоровительных зон, специально обустроенных для занятий физической культурой и спортом, в пределах которых разрешается строительство и реконструкция спортивных площадок и закрытых спортивных сооружений общественного назначения.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что использование заявителем здания и испрашиваемого земельного участка как "эксплуатация стадиона" не противоречит положениям Закона г.Москвы от 26.02.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве". Иные основания для издания оспариваемого отказа в нем не приведены.
При указанных обстоятельствах оспариваемый отказ в оформлении земельно-правовых отношений является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что судом первой инстанции необоснованно оставлено без рассмотрения требование об обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы заключить с ООО "Ольга" договор аренды земельного участка по адресу г. Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32 857 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации стадиона, расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер: 77:03:0005001:22, сроком на 25 (двадцать пять) лет, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Исполнительный орган государственной власти обязан в месячный срок со дня поступления заявления на приватизацию земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Из п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка (в процессе приватизации) суды должны учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Частью 4 ст.445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Кроме того, в соответствии со ст.126 АПК РФ к заявлению о понуждении заключить договор прилагается проект договора.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора.
Между тем, положения п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Согласно абз.6 п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции обоснованно указано на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в виде обязания Департамента земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ольга" путем подготовки и направления в адрес ООО "Ольга" проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32.857 кв.м., расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер: 77:03:0005001:22, исходя из существа заявленных требований, в соответствии с приведенной нормой АПК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.12.2010 по делу N А40-94/10-149-4 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А4094-10/149
Истец: ООО "Ольга"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ГУ города Москвы "Московский государыственный объединенный художесвтенный историко -архитектурный и природно-ландшафтный музей заповедник"(МГОМЗ)
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1603/2011