Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2011 г. N 14АП-9133/2010
г. Вологда |
|
17 января 2011 г. |
Дело N А44-4791/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 ноября 2010 года по делу N А44-4791/2010 (судья Духнов В.П.),
установил
открытое акционерное общество "Алкон" (далее - общество, ОАО "Алкон") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся во включении в справку N 20609 данных о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов по состоянию на 01.10.2010.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09.11.2010 по делу N А44-4791/2010 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что у налогового органа отсутствовали основания для указания в справке N 20609 на отсутствие у общества неисполненной обязанности. Кроме того, по названному делу ОАО "Алкон" не была представлена отсрочка исполнения решения суда в части налога на прибыль в сумме 2 177 005 руб. 64 коп. Считает также неправильным применение судом первой инстанции части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ОАО "Алкон" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество 01.10.2010 обратилось в налоговый орган с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по состоянию на текущую дату 2010 года.
Инспекцией выданы две справки: справка от 05.10.2010 N 20609, согласно которой общество по состоянию на 01.10.2010 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а также справка N 25984 по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.10.2010.
Не согласившись со справкой налогового органа от 05.10.2010 N 20609, ОАО "Алкон" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Основным видом деятельности общества являются производство и реализация алкогольной продукции.
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган в числе документов справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (далее - Методические указания) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись следующего содержания: "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
В силу пункта 3 Методических указаний при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "Не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации.
В справке налогового органа N 25984 по форме N 39-1 отражено, что у ОАО "Алкон" по состоянию на 01.10.2010 имеется как переплата по налогам, так и суммы налогов, пеней и штрафов, уплата которых отсрочена, рассрочена, в том числе в порядке реструктуризации, либо взыскание которых в бесспорном порядке приостановлено.
При этом в графах 5 - 6, 8 - 9 и 11-12 "Кроме того, отсрочено, рассрочено, в том числе в порядке реструктуризации, приостановлено к взысканию по налогу, пени и налоговым санкциям" справки N 25984 налоговым органом отражены суммы налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций по этим налогам, взысканные арбитражным судом по делу N А44-244/2009.
На основании определения суда от 05.05.2010 по названному делу Арбитражным судом Новгородской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.12.2010.
Таким образом, на момент выдачи справок по состоянию на 01.10.2010 в отношении спорной задолженности обществу предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу N А44-244/2010.
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
При этом суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что основанием для выдачи оспариваемой справки N 20609 о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 01.10.2010 послужили суммы, отраженные в графах 5 - 6, 8 - 9 и 11 - 12 "Кроме того, отсрочено, рассрочено, в том числе в порядке реструктуризации, приостановлено к взысканию по налогу, пени и налоговым санкциям" справки N 25984 по форме N 39-1.
С учетом изложенного налоговый орган не доказал наличие у общества по состоянию на 01.10.2010 неисполненных обязанностей по уплате налогов, пеней и налоговых санкций, поэтому позиция инспекции относительно оценки неисполненной обязанности по уплате налогов не соответствует действительным обязанностям общества по уплате налогов по состоянию на спорную дату в связи с этим не принимается апелляционной коллегией.
Таким образом, запись в справке N 20609 "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" является неправильной, поскольку не соответствует реальной возможности исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней и налоговых санкций, что подтверждается содержанием справки по форме N 39-1 N 25984 и определением суда об отсрочке исполнения судебного акта от 05.05.2010 по делу N А44-244/2009.
При таких обстоятельствах указание в справке от 05.10.2010 N 20609 сведений о наличии у ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 01.10.2010 затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия инспекции, выразившиеся во включении в справку от 05.10.2010 N 17536 данных о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 01.10.2010.
Применение судом первой инстанции положений части 2 статьи 69 АПК РФ относительно вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Новгородской области от 15.06.2010 по делу N А44-2344/2010, которым удовлетворены требования общества о признании незаконными действий инспекции, выразившихся во включении в справку от 14.05.2010 N 17536 информации о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов по состоянию на 14.05.2010, то есть за иной период, не повлекло за собой принятие неправильного решения.
Решение судом первой инстанции принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 ноября 2010 года по делу N А44-4791/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4791/2010
Истец: ОАО "Алкон"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9133/2010