Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. N 19АП-8968/2010
07 февраля 2011 г. |
Дело N А48-2640/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М..,
судей: Поротикова А.И.
Суховой И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Калюжной А.Н.,
при участии:
от ОАО "Промприбор": Ягупова Н.Н., представитель по доверенности N 439 от 02.02.2011 года;
от ТУ Росимущества в Орловской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
от Департамента имущества, промышленности и информации Орловской области представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2010 года по делу N А48-2640/2010 (судья Гайдукова Л.Н.) по иску открытого акционерного общества "Промприбор" к Департаменту имущества, промышленности и информации Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, при участи в качестве третьего лица управления муниципального имущества администрации города Ливны, о признании права собственности на объект недвижимости - складской корпус N 02,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Промприбор" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском (уточнённым в порядке ст.49 АПК РФ) к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ТУ Росимущества в Орловской области) о признании права собственности на объект недвижимости - складской корпус N 2, двухэтажное нежилое здание, инвентарный номер 54:405:002:000015770:0006, литера Е, общей площадью 2891,3 кв.м., 1975 года ввода в эксплуатацию, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, 40, на основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией юридического лица.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципального имущества администрации города Ливны.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2010 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ТУФА УГИ в Орловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил и, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
ТУ Росимущества в Орловской области и Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ТУ Росимущества в Орловской области ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 23.03.1959 года "О борьбе с потерями при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов" было принято решение о строительстве в г. Ливны Орловской области завода по производству жидкостных счетчиков и автоматических устройств для налива, слива, отпуска и хранения нефти и нефтепродуктов. Выполнение работ по строительству было возложено на Орловский Совет народного хозяйства.
Постановлением Орловского Совнархоза N 131 от 13.07.1961 года "О частичном вводе в эксплуатацию завода жидкостных счетчиков и автоматических устройств" Ливенский завод жидкостных счетчиков признан с 15.07.1961 года частично действующим предприятием.
В 1975 году Ливенским заводом жидкостных счетчиков за счет государственных средств был построен и поставлен на баланс объект недвижимого имущества - складской корпус N 2, что подтверждается актом приемки объекта в эксплуатацию от 26.12.1975 года, инвентарной карточкой N 16 учета основных средств.
В соответствии с приказом Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления от 03.08.1976 года N 260 "О преобразовании Ливенского филиала СКТБ-6 в СКТБ "Промприбор" на базе Ливенского филиала СКТБ-6 было создано Специальное конструкторско-технологическое бюро промышленных приборов (СКТБ "Промприбор") на самостоятельном балансе, подчиненное Союзпромприбору.
Приказом Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления от 26.08.1976 года N 290 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.03.1973 года N 139 было создано Ливенское производственное объединение "Промприбор" в составе Ливенского завода жидкостных счетчиков (головное предприятие) и СКТБ "Промприбор" г. Ливны, подчиненное Союзпромприбору.
Выпиской из книги N 1 по учету основных средств, начатой в 1985 году, подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества входил в состав имущества и учитывался на балансе Ливенского ПО "Промприбор".
02.09.1992 года постановлением главы администрации г. Ливны N 465 был зарегистрирован Устав государственного предприятия Ливенского производственного объединения "Промприбор", в пункте 1.1. которого закреплено, что Ливенское производственное объединение "Промприбор" является государственным предприятием, введенным в эксплуатацию как завод жидкостных счетчиков в 1961 году.
В 1977 году приказом Министра приборостроения, средств автоматизации и систем управления было создано объединение ПО "Промприбор" в составе структурных единиц: завод жидкостных счетчиков (головное предприятие) и СКТБ "Промприбор".
С января 1992 года объединение вошло в состав государственного концерна по обеспечению нефтепродуктами "Роснефтепродукт". В пункте 1.2. устава указано на то, что имущество объединения находится в собственности областного комитета по управлению имуществом.
25.04.1994 года приказом комитета по управлению имуществом области N 129 был утвержден план приватизации и акт оценки стоимости имущества производственного объединения "Промприбор" с внесенными в соответствии с Указом Президента N 1403 от 17.11.1992 года изменениями, а также устав акционерного общества открытого типа "Промприбор".
Согласно указанному приказу на баланс акционерного общества открытого типа в его уставный капитал передано государственное имущество на сумму 58 695 000 руб. и государственное имущество на сумму 23 044 000 руб. без включения в уставный капитал общества, согласно акту оценки от 04.04.1994 года и плану приватизации.
Пунктом 6 Приказа N 129 от 25.04.1994 года определено, что со дня регистрации акционерного общества производственное объединение считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества.
Согласно Плану приватизации государственного производственного объединения "Промприбор" г. Ливны, подразделением ПО "Промприбор" являлся Завод жидкостных счетчиков, имущество которого приватизировалось в составе имущества объединения.
В приложении N 1 к Плану приватизации - акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года ПО "Промприбор" указан складской корпус N 2. В перечне объектов, не подлежащих приватизации, спорный объект недвижимости не значится.
На основании постановления комитета по управлению имуществом Орловской области N 218 от 29.04.1994 года акционерное общество открытого типа "Промприбор" было зарегистрировано, о чем выдано свидетельство N 000181 серия А.
Таким образом, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в 2002 году АООТ "Промприбор" было переименовано в ОАО "Промприбор", которое является полным правопреемником АООТ "Промприбор", в соответствии с пунктом 1.3. Устава ОАО "Промприбор", утвержденного решением общего собрания акционеров 28.06.2002 года.
Соответствующая запись была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством серия 57 N 000290487 от 17.07.2002 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 57 АА N 145393 от 24.07.2003 года в собственности истца находится земельный участок, общей площадью 274 670 кв.м, кадастровый N 57:26:0010403:0001, приобретенный им по договору купли-продажи, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность ОАО "Промприбор".
Как подтверждается налоговыми декларациями и платежными поручениями, истец уплачивал земельный налог за указанный земельный участок.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 217, 218 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, а также в процессе приватизации.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
При таких обстоятельствах, право собственности на спорный объект недвижимости - складской корпус N 2, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, 40, перешло к ОАО "Промприбор".
Как усматривается из материалов дела, в настоящее время спорный объект недвижимости числится на балансе ОАО "Промприбор", что подтверждается инвентаризационной описью N 19 от 07.06.2010 года, ведомостью по амортизации основных средств за июнь 2010 года, выписками из главной книги по счетам 01 и 02 за 1 полугодие 2010 года, бухгалтерским балансом истца за 1 квартал 2010 года с расшифровкой основных средств.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 24.06.2009 года, изготовленному Орловским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Ливенское отделение, спорный объект недвижимости - складской корпус N 2, литера Е, общей площадью 2891,3 кв.м., 1975 года ввода в эксплуатацию, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, 40, имеет инвентарный номер 54:405:002:000015770:0006.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области от 19.07.2010 года N 06/007/2010-158 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - складской корпус N 2, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, 40.
Согласно справке ОГУП Орловский областной центр "Недвижимость" от 09.08.2010 года N 531 регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества: складской корпус N 2 на момент первичной инвентаризации на дату 09.12.2002 года, расположенный по адресу: г. Ливны, ул. Мира, д. 40, литера Е, не имеется.
Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области и Управление муниципального имущества администрации г. Ливны согласно представленным письменным позициям не имеют правопритязаний на спорный объект недвижимости.
Таким образом, истец является владеющим собственником указанного объекта.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
ОАО "Промприбор" в отсутствие указаний в плане приватизации площади и иных существенных характеристик объекта, лишено возможности зарегистрировать за собой право собственности на него в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах требование истца о признании права собственности на объект недвижимости заявлено обоснованно и подлежало удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности принадлежности спорного имущества правопредшественнику истца и включения его в состав приватизируемого имущества. Однако, ни в суде первой инстанции, ни при пересмотре в порядке апелляционного производства ответчиком не было представлено доказательств обратного.
Позиция истца, напротив, подтверждается совокупностью непротиворечивых доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что государственное имущество (а именно, спорный объект) находилось на балансе Ливенского ПО "Промприбор" и не было исключено из состава имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, в деле нет сведений о возражениях собственника относительно распоряжения данным строением.
По мнению апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы -установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на федеральный бюджет, так как ответчик освобожден от ее уплаты при рассмотрении споров в арбитражном суде в силу п.п. 1.1 п. 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.10.2010 года по делу N А48-2640/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2640/2010
Истец: ОАО "Промприбор"
Ответчик: Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области
Третье лицо: Управление муниципального имущества Администрации г. Ливны