Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2010 г. N 17АП-12497/2010
г. Пермь |
|
28 декабря 2010 г. |
Дело N А50-18844/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чувызгалов А.В. (доверенность от 11.01.2010 N 79),
от ответчика - Тутынина О.И.(доверенность от 07.05.2010 N 143),
от заинтересованного лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 октября 2010 года
по делу N А50-18844/2010,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Кама-ойл"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью "Пермское агентство недвижимости",
о признании незаконным отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Кама-ойл" (далее - общество "Кама-ойл") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) в государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.01.2010 N 6 к договору аренды нежилых помещений по адресу: г. Пермь, ул. Клименко, 1.
Определением от 27.09.2010 в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Пермское агентство недвижимости" (далее - общество "ПАН").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2010 заявление удовлетворено. Отказ Управления Росреестра по Пермскому краю в государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.01.2010 N 6 к договору аренды нежилых помещений от 01.08.2008 N А (К1)-1201 по адресу: г. Пермь, ул. Клименко, 1, заключенного между обществом "Кама-ойл" и обществом ПАН", признан незаконным.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Пермскому краю просит об отмене принятого решения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции положений ст. 26, 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
По мнению заявителя жалобы, отказ в государственной регистрации является правомерным и не противоречит ст. 16, 20, 26, 33 Закона о регистрации. Поскольку в делах правоустанавливающих документов отсутствовал кадастровый (технический) паспорт в отношении заявляемых к регистрации помещений, учитывая положения ст. ст. 26, 33 данного Федерального закона, на регистрацию заявитель должен был представить кадастровый паспорт, содержащий описание помещений, регистрационные действия в отношении которых должны быть проведены. В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что заявителем была исполнена обязанность по передаче кадастрового паспорта всего здания, является необоснованным. Указывает на то, что доказательства предоставления заявителем при регистрации договора аренды кадастрового паспорта в материалы дела не представлены; технический паспорт нежилого здания от 18.06.2002 был представлен в регистрирующий орган представителем иного юридического лица при обращении с заявлением о регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Клименко,1. Соответственно, заявителем обязанность по представлению документа технического учета, содержащего описание арендуемых помещений, не была исполнена.
Общество "Кама-ойл" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, ввиду чего просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Считает, что ст. 26 Закона о регистрации является общей нормой права, содержащей положения о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, в то время как ст. 33 указанного Закона содержит в себе исключения и разъясняет порядок применения общих положений Закона. Поскольку заявителем ранее была исполнена обязанность по передаче технического паспорта всего здания, в том числе содержащего сведения о дополнительно передаваемых нежилых помещениях, оснований для отказа в регистрации дополнительного соглашения у регистрирующего органа не имелось.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Росреестра по Пермскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества "Кама-ойл" возразил против доводов ответчика по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Неявка представителя общества "ПАН" в судебное заседание при надлежащем извещении в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2008 между обществом "ПАН" (арендодатель) и обществом "Кама-ойл" (арендатор) заключен договор аренды N А(К1)-1201, согласно которому арендатору переданы во временное возмездное владение и пользование сроком до 30.06.2013 нежилые помещения общей площадью 321,6 кв.м, расположенные в административном кирпичном здании по адресу: г. Пермь, ул. Клименко,1, в составе: помещение N 6 площадью 9,9 кв.м, находящееся в подвале здания; помещения N 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19 общей площадью 206,4 кв.м, находящиеся на втором этаже здания; помещения N 5, 6, 7, 9, 11 общей площадью 105,3 кв.м, находящиеся на мансардном этаже здания. Помещения переданы арендатору по актам приема-передачи от 01.08.2008, от 05.08.2008, от 11.08.2008.
Проведена государственная регистрация договора, что сторонами не оспаривается.
20.01.2010 между обществом "ПАН" и обществом "Кама-ойл" заключено дополнительное соглашение N 6 к договору от 01.08.2008 о дополнительной передаче арендатору во временное владение и пользование нежилых помещений на первом этаже N 18 (32 кв.м), 21 (17,9 кв.м) общей площадью 49,9 кв.м и нежилого помещения N 14 общей площадью 29,7 кв.м, расположенных в подвале административного здания по адресу: г. Пермь, ул. Клименко, 1, с указанием в п. 1.1 договора о передаче арендатору во временное владение и пользование нежилых помещений общей площадью 609 кв.м, в составе: помещений N 4, 6, 11, 12, 14 общей площадью 113,9 кв.м, находящихся в подвале здания; помещений N 1, 13, 18, 21 общей площадью 71 кв.м, находящихся на первом этаже здания; помещений N 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19 общей площадью 206,4 кв.м, находящихся на втором этаже здания; помещений N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12 общей площадью 217,7 кв.м, находящихся в мансардном этаже здания. Нежилые помещения переданы арендатору по акту приема-передачи от 01.01.2010.
Общество "Кама-ойл" 15.03.2010 обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации указанного дополнительного соглашения, о чем выдана расписка в получении документов.
Решением Управления Росреестра по Пермскому краю, изложенным в уведомлении от 02.04.2010 N 20/005/2010-657, 658, государственная регистрация дополнительного соглашения от 20.01.2010 N 6 к договору аренды от 01.08.2008 N А(К1)-1201 была приостановлена на срок до 30.04.2010 со ссылкой на п. 3 ст. 26 Закона о регистрации, ввиду, в частности, непредставления кадастрового паспорта арендуемого помещения.
23.04.2010 регистрирующий орган уведомил общество "Кама-ойл" о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.01.2010 N 6 на три месяца до 22.07.2010 на основании заявления уполномоченного лица в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
Сообщением от 25.06.2010 N 20/005/2010-658 Управление Росреестра по Пермскому краю отказало в проведении государственной регистрации на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, ввиду того, что не представлен кадастровый паспорт вновь арендуемого помещения.
Считая отказ в регистрации незаконным, общество "Кама-ойл" оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом "Кама-ойл" в регистрирующий орган представлены все необходимые документы. В обосновании своего вывода суд указал, что заявителем ранее при регистрации основного договора аренды нежилых помещений от 01.08.2008 N А(К1)-1201 была исполнена обязанность по передаче кадастрового паспорта всего здания, в том числе содержащего сведения о дополнительно передаваемых нежилых помещениях, в связи с чем оснований для отказа в регистрации дополнительного соглашения от 20.01.2010 N 6 у Управления Росреестра по Пермскому краю не имелось.
Апелляционный суд считает данный вывод суда ошибочным в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение и действие может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды.
В соответствии со ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ п. 3 ст. 26 Закона о регистрации предъявляет требование о приложении к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, кадастровых паспортов соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади (данная редакция действует с 17.05.2008).
Также п. 3 ст. 26 Закона о регистрации предусматривает, что договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Основания для государственной регистрации прав (в том числе обременения) перечислены в п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, которая также устанавливает обязательность приложения к документам, необходимым для осуществления по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества.
Этой же нормой (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) предусмотрено, что представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (абзац 10 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
На момент обращения общества "Кама-ойл" в регистрирующий орган с заявлением (15.03.2010) абзац 10 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации утратил силу с 01.03.2010 (Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Заявитель полагает требование о представлении кадастрового паспорта арендуемого помещения незаконным, поскольку технический паспорт на все здание представлялся на регистрацию и имеется в деле правоустанавливающих документов, ссылаясь на п. 10 ст. 33 Закона о регистрации.
Пунктом 10 ст. 33 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) указано на то, что до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным п. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ введен п. 12, согласно которому технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
По смыслу приведенных выше положений ст. 17, 26, 33 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта не требуется, если ранее был представлен и помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание данного объекта.
То есть имеющийся документ должен содержать описание того объекта, регистрация которого производится.
В соответствии с п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, поименованные в данный норме.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (ст. 20 Закона о регистрации).
Из расписки в получении документов на государственную регистрацию дополнительного соглашения (л.д. 47) следует, что обществом "Кама-ойл" было представлено заявление, платежные поручения, доверенность, дополнительное соглашение к договору аренды с приложением, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, изменения в устав, свидетельство о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кадастровый паспорт или иные документы, содержащие описание спорного объекта, для государственной регистрации не представлены.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявителем ранее при регистрации основного договора аренды нежилых помещений от 01.08.2008 N А(К1)-1201 была исполнена обязанность по передаче кадастрового паспорта всего здания, в том числе содержащего сведения о дополнительно передаваемых нежилых помещениях, противоречит материалам дела. Такой документ в материалах дела отсутствует, стороны такой довод не приводили.
Представленный в регистрирующий орган иным лицом кадастровый план административного здания с мансардой площадью 1 015, 2 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Клименко, 1 (л.д. 64), не позволяет индивидуализировать спорный объект.
Заявитель пояснил, что ранее на государственную регистрацию договора аренды от 01.08.2008 N А(К1)-1201 был представлен технический паспорт от 18.06.2002 нежилого здания (строения) N1 по ул. Клименко г. Перми (л.д. 21-37).
Как пояснил ответчик, данный технический паспорт представлен иным лицом для осуществления государственной регистрации права собственности на здание, в котором расположены спорные помещения.
Данный документ не позволяет идентифицировать нежилые помещения, переданные в аренду по дополнительному соглашению от 20.01.2010 N 6.
В тексте дополнительного соглашения указана только общая площадь и номера переданных в аренду помещений. Помещения указаны в приложениях N 1 к дополнительному соглашению, содержащих сведения об их номерах и площади (л.д. 18-20).
При этом апелляционным судом выявлено несоответствие общей площади указанной в дополнительном соглашении помещений подвала (113,9 кв.м.) и общей площади помещений подвала N N 4,6,11,12,14 по данным приложения N1 к дополнительному соглашению (112,24 кв.м., л.д. 20) и по данным технического паспорта от 18.06.2002 (112, 24 кв.м. - по плану, л.д. 35); а также несоответствие площади помещения подвала N11 согласно приложению N1 к дополнительному соглашению N6 (1,64 кв.м., л.д. 20) и площади помещения подвала N11 согласно данным экспликации к поэтажному плану здания технического паспорта от 18.06.2002 (3,3 кв.м., л.д. 32, 35).
Также из материалов дела следует, что имеется несоответствие общей площади указанной в дополнительном соглашении N 1 к договору аренды помещений второго этажа (206,4 кв.м.) и общей площади помещений второго этажа N N 1-3,5,6,8-11,13-17,19 по данным приложения N1 к дополнительному соглашению (206,09 кв.м., л.д. 19) и по данным технического паспорта от 18.06.2002 (206,09 кв.м. - по плану, л.д. 36); а также несоответствие площади помещения второго этажа N17 согласно приложению N1 к дополнительному соглашению (1,79 кв.м., л.д. 19) и площади помещения второго этажа N17 по данным экспликации к поэтажному плану здания согласно техническому паспорту от 18.06.2002 (2,1 кв.м., л.д. 32, 35).
Иные документы, содержащие описание указанного в дополнительном соглашении к договору аренды от 01.08.2008 N А(К1)-1201 объекта недвижимого имущества, в регистрирующий орган не представлены.
Данных о представлении для государственной регистрации указанного договора аренды и иных приложений к нему технического описания объекта аренды, в материалах дела не содержится, ответчиком данное обстоятельство отрицается.
С учетом не соответствия предмета дополнительного соглашения (с приложениями) и данных технического паспорта нежилого здания (строения) N 1 по ул. Клименко от 18.06.2002, у государственного регистратора возникли обоснованные сомнения в достоверности сведений, указанных в документах, представленных на регистрацию.
Поскольку на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды нежилых помещений документы, позволяющие идентифицировать передаваемый объект недвижимости, не представлены, государственный регистратор предложил устранить недостатки путем представления кадастрового паспорта арендуемых в соответствии с дополнительным соглашением помещений, что не противоречит ст. ст.16, 17, 19, 26, 33 Закона о регистрации.
Непредставление данных документов повлекло отказ в государственной регистрации при наличии на то законных оснований.
При изложенных обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности отказа Управления Росреестра по Пермскому краю в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды не подтвержден материалами дела, не соответствует обстоятельствам дела, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
В силу положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом результатов рассмотрения дела, государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя - общество "Кама-ойл".
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2010 года по делу N А50-18844/2010 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Кама-ойл" в федеральный бюджет 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18844/2010
Истец: ЗАО "Кама-ойл"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК
Третье лицо: ООО "ПАН", ООО "Пермское агентство недвижимости"