Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2011 г. N 07АП-593/2011
г. Томск |
Дело N 07АП-593/11 |
14 февраля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Музыкантовой М. Х., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании совместную апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010 (судья Петракова С. Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича, г. Кемерово
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Стерехов Е. А.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в сумме 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в сумме 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумм 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в сумме 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м. ) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.); об обязании Управление Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (Кадастровая палата) устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е. А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 года заявленные требования удовлетворены в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признан недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м. ) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.). В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области обязано устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е.А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральная службу государственной регистрации, кадастра и картографии и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с совместной апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 года и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, та как Управлением Росеестра по Кемеровской области были предоставлены все необходимые документы подтверждающие, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основании результатов государственной кадастровой оценки земель. Акт проверки N 2 от 24.11.2008 года не содержит властного предписания, влекущего у кого-либо возникновение прав или обязанностей, а также не содержит указания на лицо, в отношении которого издан данный акт, следовательно, указанный документ не является ненормативным актом, который может быть обжалован в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Действия по внесению сведений о кадастровой стоимости в сумму 14 881 691,70 руб. произведены заинтересованным лицом ошибочно и устранены решением от 01.04.2010 года N Ф00/10-237.
Подробно доводы заинтересованных лиц изложены в совместной апелляционной жалобе.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы жалобы, считая решение суда первой инстанции подлежащим отмене, поскольку для обеспечения достаточности рыночной информации и возможности построения статистической модели была осуществлена дополнительная оценка объектов путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости; отчет N 1/ГКР/140-013д выполнен в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности, что подтверждено положительным заключением экспертизы в Роснедвижимости; обосновано применимым методом к оценке стоимости земельного участка в составе объекта оценки является метод распределения в рамках сравнительного подхода.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
ИП Стерехов Е. А., Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области и Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы совместной апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Стерехов Е. А является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 , общей площадью 3930 +/- 21.9 кв.м., расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Рудничная, N 6.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:246, является ранее учтенным.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 12 402 755,80 руб., утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
В связи с уточнением площади земельного участка в 2008 году, Управление Росреестра, в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222 пересчитал кадастровую стоимость земельного участка.
Однако, при исчислении кадастровой стоимости ошибочно определил ее в размере 14 881 691,70 руб.
Установив данную ошибку, Управление Росреестра вынесло решение об исправлении технической ошибки от 01.04.2010 года N Ф00/10-237.
02.04.2010 года Управлением Росреестра утвержден Акт определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162 руб. 50 коп. за кв.м. ). Сведения внесены в кадастровый учет.
Получив отчет ООО НПФ "Инком Прайс" N 05/10-10 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, составленный оценщиком 14.05.2010 года, предприниматель установил, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая оценена в размере 6 658 000 руб.
Полагая, что, кадастровая стоимость определена без учета информации о рыночной стоимости, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебная инстанция сослалась на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно п. 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 года N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 года N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 года N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующим закону.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 года N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 года.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008 года.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка предпринимателя и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Исходя из установленных обстоятельств, является преждевременным вывод арбитражного суда об удовлетворении требования об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 года N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено в установленном порядке.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных предпринимателя требований.
С учетом изложенного иные доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее правового значения в рассматриваемом случае не имеют.
Таким образом, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, что в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 декабря 2010 года по делу N А27-11396/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 100 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11396/2010
Истец: Стерехов Евгений Анатольевич
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
23.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
12.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2569/11
14.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/2011