Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. N 06АП-6270/2010
г. Хабаровск
27 января 2011 г. |
N 06АП-6270/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Головниной Е.Н., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 16.11.2010
по делу N А04-4109/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Косаревой О.П.
по иску администрации города Благовещенска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 4 634 172 руб.
УСТАНОВИЛ:
администрация города Благовещенска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Амурской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) с заявлением о взыскании убытков городского бюджета в размере 4 634 172 руб., необходимых для выплаты денежных средств на приобретение жилья участковым уполномоченным милиции Федулаеву Александру Владимировичу и Мажей Сергею Владимировичу.
Решением суда от 16.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Минфин РФ в лице УФК по Амурской области просит отменить решение от 16.11.2010 как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) не предусматривается компенсация из средств федерального бюджета предоставленного местными органами власти жилья. Считает, что выделение средств должно быть произведено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Указывает, что поскольку действия Минфина РФ не признаны незаконными, возложение на него ответственности незаконно. Ссылается на то, что судом не принят во внимание тот факт, что главным распорядителем бюджетных средств является МВД РФ. Также указывает, что суд не исследовал доказательства подтверждающие действия органом местного самоуправления о предоставлении Минфину РФ сведений о предстоящих расходах, направлении бюджетных заявок. Считает, что поскольку истцом фактически не понесены убытки в размере 4 634 172 руб., взыскание данной суммы с Минфина РФ незаконно и необоснованно.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация отклонила доводы, изложенные в ней как несостоятельные, просила обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что решениями Благовещенского городского суда от 15.12.2009 и от 01.03.2010 суд обязал администрацию города Благовещенска предоставить участковым уполномоченным милиции УВД г. Благовещенска Федулаеву Александру Владимировичу и Мажей Сергею Владимировичу жилые помещения на состав семьи из трех человек общей площадью не менее 54 кв.м в г. Благовещенска по договору социального найма, каждому.
Кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22.01.2010 и от 02.04.2010 указанные решения оставлены без изменения.
Определениями Благовещенского городского суда от 29.04.2010 и от 30.06.2010 изменен способ исполнения указанных решений: с администрации города Благовещенска взысканы денежные средства на приобретение жилья в пользу Федулаева А.В. - 2 378 700 руб., в пользу Мажей С.В. - 2 255 472 руб., а всего 4 634 172 руб.
Платежными поручениями от 20.09.2010 N 1855 на сумму 2 378 700 руб. и от 02.09.2010 N 1717 на сумму 2 255 472 руб. администрацией г. Благовещенска исполнены указанные судебные акты в отношении участковых уполномоченных милиции УВД г. Благовещенска Федулаева А.В. и Мажей С.В.
В связи с понесенными расходами на выплату денежных средств на приобретение жилья участковым уполномоченным милиции Федулаеву А.В. и Мажей С.В. администрация г. Благовещенска обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из их следующего.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанная норма устанавливает лишь перечень исполнителей по предоставлению жилых помещений, но не регулирует порядок финансирования возникших у исполнителей расходов по предоставлению жилья.
В подобной ситуации исполнители (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления) самостоятельно несут расходы за счет средств местного бюджета в ущерб интересам местного самоуправления.
В силу положений статей 4, 5 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения сотруднику милиции, признанному в соответствии со статьей 30 Закона о милиции нуждающимся в улучшении жилищных условий, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.02.2005 N 58-О.
В соответствии с указанным определением, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников органов милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что расходы, понесенные администрацией г. Благовещенска в результате исполнения судебных актов общей юрисдикции, обязывающих предоставить сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, отдельных благоустроенных жилых помещений по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона о милиции, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета является правомерным и соответствует положениям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что данные расходы должны финансироваться из средств бюджета субъекта Российской Федерации отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статьями 8, 9 Закона о милиции предусмотрено, что милиция общественной безопасности, созданная в пределах численности, установленной Правительством Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета. Если милиция общественной безопасности создается субъектом Российской Федерации сверх численности, определенной Правительством Российской Федерации, то финансирование ее производится из средств субъекта Российской Федерации. Должности участковых уполномоченных милиции Федулаева А.В. и Мажей С.В. входят в норматив численности, утвержденный МВД РФ в соответствии со статьей 9 Закона о милиции.
При таких обстоятельствах, поскольку льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, финансирование расходов по их предоставлению должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Довод жалобы о том, что взыскание денежной суммы с Минфина РФ незаконно и необоснованно поскольку истцом фактически не понесены убытки в размере 4 634 172 руб., отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела (платежные поручения от 20.09.2010 N 1855 и от 02.09.2010 N 1717 (л.д. 33-34)).
В полном соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 ноября 2010 года по делу N А04-4109/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4109/2010
Истец: Администрация г. Благовещенска
Ответчик: В ЛИЦЕ МИНФИНА РФ, УФК по Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7491/11
02.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7491/11
25.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1428/11
27.01.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6270/2010