"Как управлять бэк-офисом?"
(интервью с А. Гусевым, заместителем директора
департамента по работе с VIP-клиентами ОАО Банк "Петрокоммерц")
1 марта в Петровском салоне отеля Марриотт Роял Аврора состоится Всероссийский форум "Управление бэк-офисом в финансовых компаниях: передовые практики", организованный компанией AHConferences.
Речь пойдет об улучшении операционного управления в различных финансовых структурах и оптимизации работы бэк-офиса на основе российского и зарубежного опыта. Кроме того, вы сможете пообщаться с коллегами и обсудить наиболее актуальные вопросы.
Среди приглашенных спикеров профессионалы рынка из Газпромбанка, Банка Союз, МДМ-Банка, БИНБанка, ФК Уралсиб, Альянса РОСНО Управление активами, ДельтаКредит, НАУФОР и многие другие.
А также наш сегодняшний собеседник Алексей Гусев - заместитель директора департамента по работе с VIP-клиентами ОАО Банк "Петрокоммерц".
- Алексей, расскажите в чем главные проблемы управления современным бэк-офисом?
- Первое, с чем обычно сталкивается бэк-офис российского private banking при обслуживании VIP-клиентов, - необходимость постоянной работы по консолидации операций клиента. Совершенно недостаточно данных об одних лишь банковских операциях по его счетам. Обычно через АБС мы получаем доступ лишь к операциям по расчетно-кассовому обслуживанию, депозитам и кредитам. Хорошо, если одновременно мы можем получить доступ хотя бы к операциям по управлению активами (ОФБУ, ПИФЫ, доверительное управление) и карточным счетам.
- Иными словами, к продуктам, которые предлагает подразделение, отвечающее за private banking. А если таких данных нет?
- Тогда перед российскими банками встает задача интеграции совершенно разнородных бизнес-систем. В любом случае эта сложная и дорогая процедура должна быть проведена. Потому что вслед за продуктовым рядом банка или аффилированных с ним структур VIP-клиентам начинают предлагать услуги небанковского характера, причем от разных контрагентов.
Конечно, и "свои" структуры могут предложить таким клиентам услуги по инвестициям, покупке бизнеса, различные финансовые консультации, услуги на зарубежных рынках, а также статусные и сервисные. Однако VIP-клиентам может потребоваться лучшее на рынке решение, которое есть лишь у сторонних контрагентов, и такое решение мы обязаны предложить. На первый взгляд, кажется, что стоимость интеграции данных от разнородных бизнес-систем контрагентов в рамках единого, консолидирующего управляющего - подразделения private banking компенсируется значительной прибылью от обслуживания этой категории клиентов. Но это верно лишь отчасти, поскольку сложность самой интеграции остается высокой.
Вторая проблема - необходимость непрерывно отслеживать "структуру" VIP-клиента. В каждый конкретный момент времени банк должен понимать, что речь идет о VIP-клиенте не только как о физическом лице, но и о его бизнесе - юридическом лице (которое мы сопровождаем), членах семьи клиента (которые обслуживаются консолидировано к VIP-клиенту), его доверенных лицах и так далее. Это непросто, и в каждом конкретном случае может возникнуть необходимость в консолидации.
Третья проблема связана с необходимостью поддерживать высокий уровень конфиденциальности. Ведь информационный обмен нельзя полностью замкнуть только на подразделение private banking, но приходится четко дозировать информацию о клиенте и его операциях.
- Алексей, какие вопросы вы собираетесь осветить на форуме?
- Собственно, те проблемы, о которых я говорил, должны эффективно решаться как раз на уровне бэк-офиса. И здесь важно для начала оценить порядок сложности, с которым придется столкнуться как при разработке, так и при сопровождении VIP-клиентов соответствующей системой бэк-офиса. С одной стороны, можно учесть все проблемы в рамках доработки действующей АБС, но это обойдется слишком дорого. Да и разработчики не смогут предложить систему более чем одному банку - ведь все здесь сугубо индивидуально, как при описании связей на уровне разработки, так и при достаточно частых их коррекциях при сопровождении.
Выходит, с одной стороны, нужен некий конструктор, который, кажется, проще разрабатывать самим банкам (тем более что требование конфиденциальности никто не отменял). Да и число VIP-клиентов не может быть велико - это все же не массовый бизнес. Так что разработка системы бэк-офиса своими силами вполне оправдана. А при частых коррекциях достаточно одного специалиста, который будет заниматься обновлением связей.
Но с другой стороны, сам бизнес private banking начинает все больше ориентироваться не только на VIP-клиентов, но и на верхнюю часть среднего класса - пусть и менее состоятельную, но потенциально интересную в условиях возрастающей конкуренции. Этих клиентов не только будет больше. Им потребуется комбинация из продуктового ряда розницы и private banking. А значит, необходимо промежуточное решение, о котором и стоит поговорить.
Т. Цай,
Conference Producer AHConferences
"БДМ. Банки и деловой мир", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"