Для изучения опыта организации управленческого учета на предприятии, планирования и бюджетирования сотрудники организации были направлены за рубеж для участия в семинаре: "Организация управленческого учета на предприятии, планирование и бюджетирование. Интеграция методов управления в единую систему управленческого учета. Использование результатов управленческого учета при принятии стратегических и тактических управленческих решений".
Прошу дать рекомендации по отражению в налоговом учете расходов по участию в указанном семинаре по статье "Подготовка и переподготовка кадров".
Согласно представленному договору исполнитель - Международная Академия инновационных технологий и организации управления (иностранная компания) обязуется организовать и провести семинар для сотрудников заказчика по указанной в запросе теме на территории иностранного государства.
По поводу расходов предприятия на обучение работников за рубежом Управление ФНС по г. Москве в письме от 17.02.2006 N 20-12/12674 дает разъяснения, из которых следует, что если данные услуги получены с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, а кроме того, расходы соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, а именно: являются обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а так же удовлетворяют условиям п.п. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ, то только в этом случае, данные расходы признаются в целях налогообложения прибыли.
В указанном письме УФНС так же подчеркивается, что не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров и не принимаются для целей налогообложения прибыли затраты, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.
В данном случае из представленных документов не следует, что в стоимость обучения включены затраты, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечении.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров, в том числе на повышение квалификации кадров), на договорной основе относятся в налоговом учете к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании п.п. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ при следующих условиях:
1) подготовку (переподготовку) проходят сотрудники, состоящие в штате налогоплательщика, на основании трудового договора;
2) если соответствующие услуги оказываются иностранными образовательными учреждениями, то они должны иметь соответствующий статус. В случае, когда на территории иностранного государства не осуществляется государственная аккредитация (лицензирование), для признания расходов в целях налогообложения прибыли должны быть представлены документы, подтверждающие факт обучения:
договор (контракт), согласно которому проводится обучение,
программа обучения,
свидетельства или сертификаты по завершении обучения, подтверждающие оказание услуг по профессиональной подготовке;
3) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Вывод
Для подтверждения правильности исчисления налога на прибыль, а именно обоснованности уменьшения доходов на величину расходов по подготовке и переподготовке кадров, общество обязано подтвердить соблюдение порядка, предусмотренного пунктом 3 статьи 264 НК РФ.
К запросу приложены все вышеперечисленные документы: программа обучения с перечнем рассматриваемых вопросов планирования, бюджетного управления, контроллинга и управленческого учета (приложение к договору), сертификаты, выданные участникам по окончании семинара. В том случае, если в конкретном месте проведения семинара не осуществляется государственная аккредитация учебного заведения, то формальные условия по документальному оформлению обучения выполнены.
Так ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.10.2006 N А33-33727/05-Ф02-5260/06-С1 в кассационной инстанции принял сторону налогоплательщика и признал расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями за границей обоснованными и документально подтвержденными только после того, как был подтвержден образовательный статус учреждения (были предоставлены учредительные документы и лицензии).
В тоже время ФАС Северо-Западного суда в Постановлении от 10.10.2006 N А42-7611/04-15 при рассмотрении вопроса об ответственности*(1) за непредставление лицензии на ведение образовательной деятельности, а также документа, подтверждающего государственную аккредитацию образовательного учреждения, принял сторону налогоплательщика, решив, что налоговая инспекция неправомерно привлекла общество к ответственности за непредставление лицензий образовательных учреждений, осуществляющих обучение работников общества, на ведение такой деятельности и документов об их государственной аккредитации, необходимых для подтверждения соблюдения условий отнесения обществом на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, затрат на переподготовку кадров, поскольку такие документы выдаются образовательным учреждениям, а не обществу.
Вывод
Учитывая противоречивую арбитражную практику, рекомендуем запросить документы о подтверждении образовательного статуса у Международной Академии инновационных технологий и организации управления.
Известно, что сам факт направления в командировку за границу на обучение или на информационный семинар привлекает внимание налоговых органов, которые анализируют расходы на их экономическую обоснованность и на документальное подтверждение.
Отметим ряд нюансов, на которые могут обратить внимание налоговые органы с целью исключить возможные налоговые риски (исходя из норм законодательства, постановлений ФАС, разъяснений официальных органов, публикаций*(2)).
1) Отсутствие документа об образовательном статусе учебного заведения*(3) (п.п. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ) или информации о том, что в г. Х не осуществляется государственная аккредитация образовательных учреждений.
2) Обучающиеся работники должны иметь соответствующее образование, для того чтобы целью дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов являлось повышение квалификации*(4) для более эффективного использования этих специалистов в деятельности организации*(5) (письмо Минфина РФ от 6.10.2006 N 07-05-06/244).
3) Наличие первичных документов на командировку*(6).
4) Виза не должна быть туристической.
5) Расходы на обучение должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
6) Обосновать экономическую целесообразность расходов на обучение за границей наиболее сложно, поскольку данный критерий довольно субъективен.
Напоминаем Вам, поскольку данная сделка является внешнеторговой*(7) (заключенной между резидентом и нерезидентом), необходимо иметь в виду, что к ней применима статья 40 НК РФ, согласно которой налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам.
15 ноября 2006 г.
ООО "Аудит-новые технологии", ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По статье 126 НК РФ за не представление документов.
*(2) Статья "Как контролируют расходы на повышение квалификации" в газете "Учет. Налоги. Право" N 32 наглядно показывает как налоговые органы расширяют нормы Налогового Кодекса.
*(3) ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.10.2006 N А33-33727/05-Ф02-5260/06-С1 в кассационной инстанции принял сторону налогоплательщика и признал расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями за границей обоснованными и документально подтвержденными только после того, как был подтвержден образовательный статус учреждения (были предоставлены учредительные документы и лицензии).
*(4) В соответствии с пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 610, целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
*(5) ФАС Уральского округа Постановление от 7.06.2006 N Ф09-4680/06-С7 анализировал уровень знаний сотрудников с целью определиться с правомерностью отнесения расходов на образование в уменьшение прибыли.
*(6) Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" утверждены согласованные с Минфином России, Минэкономразвития России и Минтрудом России унифицированные формы, которыми следует оформлять командировку.
*(7) В Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" дано понятие внешнеторговой деятельности. К ней относится деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Торговля услугами считается внешней, в том числе, если они оказаны российскому заказчику услуг на территории иностранного государства (ст. 33 Закона N 164-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.