Формирование и анализ сегментарной
отчетности коммерческой организации
Многие крупные компании производят разнообразные товары, оказывают широкий спектр услуг, которые различаются по своему техническому уровню, рентабельности и другим условиям. Кроме того, продажа товаров, продукции, работ, услуг совершается в различных географических регионах, которые также имеют свои особенности (уровень спроса, доход потребителей, социально-экономические и другие условия). Информация об этом представляет значительный интерес для пользователей финансовой отчетности, так как она позволяет:
лучше понять результаты прошлой деятельности организации;
точнее оценить риски и прибыли организации;
принять более обоснованные решения в отношении организации в будущем.
В связи с этим возникает потребность в формировании сегментарной отчетности, с помощью которой можно оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Рассмотрим основные термины, используемые в анализе сегментарной отчетности.
"Сегмент" (лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида в разных регионах.
"Сегментарная отчетность" - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации.
Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утвержденные приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 14 "Сегментная отчетность". В соответствии с этим положением сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий:
организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности;
организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.;
организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах. Требования ПБУ 12/2000 не распространяются на субъекты малого предпринимательства.
В данном нормативном акте определены следующие понятия:
"информация по сегменту" - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации;
"операционный сегмент" - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным их группам;
"географический сегмент" - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам, и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации;
"отчетный сегмент" - отдельный операционный или географический сегмент, информация о котором является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.
Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы [1, с. 75-76]:
определение отчетных сегментов;
выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;
сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета;
раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.
При выделении отчетных сегментов принимают во внимание следующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические. При этом не предполагается их количественное измерение и выражение.
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу (сегмент) при условии сходства по всем или большинству из следующих признаков: назначению товаров, работ, услуг; процессу производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг; методам продажи; системам управления деятельностью организации (если приемлемо).
При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из следующих аспектов: сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации; наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах; сходства деятельности; рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе; общности правил валютного контроля; валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Географические сегменты могут быть выделены:
по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам РФ;
по местам расположения активов (ведения деятельности) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей, покупателей). Как правило, второй критерий используется чаще первого.
Для признания сегмента отчетным необходимо выполнение следующих требований:
1) значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям;
2) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки;
3) финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от финансового результата всех сегментов;
4) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов;
5) на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если получено менее 75%, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют "правилу 10%".
В целом единовременно должны быть соблюдены первое и пятое требования, а также одно из тех, что определены в ранее перечисленных пп. 2, 3 и 4.
При формировании бухгалтерской отчетности по сегментам необходимо выделить первичную и вторичную информацию по сегментам.
Если риски и прибыли организации определяются в основном различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным является раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным - по географическим.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичным является раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным - по операционным.
Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим.
В составе первичной информации по отчетному сегменту в отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:
общая величина выручки;
финансовый результат (прибыль или убыток);
общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с не распределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной по стр. 300 баланса);
общая величина обязательств (без учета задолженности по налогу на прибыль. Вместе с нераспределенными обязательствами она должна соответствовать сумме долгосрочных и краткосрочных обязательств организации);
общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.
Как правило, не составляет больших сложностей определить величину выручки сегмента и его финансового результата, который определяется как разность между выручкой и расходами сегмента без общехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.
Сложнее распределить между сегментами и прочими операциями все остальные показатели. Практика не выработала до сих пор точных методов распределения. Поэтому согласно МСФО 14 если распределение сумм активов, обязательств и других показателей является спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределенные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.
Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели:
величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта;
балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов;
величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.
Если же вторичной признана информация по операционным сегментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены следующие показатели:
выручка от продажи внешним покупателям;
балансовая величина активов;
величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить две крупные части:
анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации;
анализ отчетной информации в разрезе географических сегментов деятельности организации.
Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.
По данным ОАО "Молочный комбинат", исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисло-молочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока.
Оценка количественных критериев признания отчетных операционных сегментов приведена в табл. 1.
Из данных табл. 1 следует, что выделенные ранее сегменты по качественным критериям все соответствуют и количественным критериям (доля выручки от продаж и финансового результата каждого операционного сегмента превышает 10% от общей величины соответствующих показателей по организации в целом). Кроме того, на выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации: в предыдущем году - 84,2%, в отчетном - более 89,6%. По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 15,8 и 10,4%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.
Таблица 1
Расчет количественных критериев для идентификации отчетных
операционных сегментов
Операционный сегмент | Выручка сегмента от продаж, % |
Финансовый результат сегмента, % |
Соответствие 10%-му критерию отбора |
|||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
|
Сливочное масло | 17,5 | 16,8 | 15,3 | 14,8 | + | + |
Кисло-молочная продукция | 38,8 | 39,9 | 40,8 | 42,3 | + | + |
Сухое молоко | 15.6 | 18,8 | 16,7 | 17,8 | + | + |
Заменитель цельного мо- лока |
12,3 | 14,1 | 13,6 | 15,2 | + | + |
Итого по выделенным сегментам... |
84,2 | 89,6 | 86,4 | 90,1 | Набранный итог соответ- ствует 75%-му порогу |
Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности. На анализируемом предприятии имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и финансовый результат, но и балансовую стоимость активов, общую величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. В целом информация по операционным сегментам за предыдущий и отчетный год представлена в табл. 2 и 3.
Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и финансового результата, то становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента:
динамика выручки от продаж сегмента;
удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;
динамика финансового результата сегмента;
удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом;
рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика;
расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение.
Таблица 2
Отчетная информация по операционным сегментам деятельности ОАО
"Молочный комбинат" за предыдущий год, тыс. руб.
Показатель | Сливочное масло |
Кисло-молоч- ная продукция |
Сухое молоко |
Заменитель цельного молока |
Прочие операции |
Итого по комбинату |
Информация о выручке и финансовых результатах | ||||||
Выручка от продаж внеш- ним покупателям |
152 324 | 337 723 | 135 786 | 107 062 | 137 526 | 870 421 |
Финансовый результат (прибыль или убыток) |
32 963 | 87 902 | 35 979 | 29 301 | 29 301 | 215 446 |
Информация об активах и обязательствах | ||||||
Балансовая величина ак- тивов сегмента |
50 318 | 71 315 | 41 344 | 31 488 | 17 664 | 212 129 |
Амортизационные отчис- ления по основным сред- ствам и нематериальным активам |
3 704 | 5 250 | 3 043 | 2 318 | 1 299 | 15 614 |
Общая величина капита- льных вложений в основ- ные средства и немате- териальные активы |
9 448 | 13 175 | 8 351 | 5 310 | 18 122 | 54 406 |
Нераспределенные активы комбината |
153 611 | |||||
Суммарные активы комби- ната |
365 740 | |||||
Нераспределенные сум- марные обязательства комбината |
120 912 |
Таблица 3
Отчетная информация по операционным сегментам деятельности ОАО
"Молочный комбинат" за отчетный год, тыс. руб.
Показатель | Сливочное масло |
Кисло-молочная продукция |
Сухое молоко |
Заменитель цельного |
Прочие операции |
Итого по комбинату |
Информация о выручке и финансовых результатах | ||||||
Выручка от продаж внеш- ним покупателям |
219 465 | 521 230 | 245 592 | 184 195 | 135 859 | 1 306 341 |
Финансовый результат (прибыль или убыток) |
47 173 | 134 826 | 56 735 | 48 448 | 315 55 | 318 737 |
Информация об активах и обязательствах | ||||||
Балансовая величина ак- тивов сегмента |
49 385 | 95 448 | 55 488 | 43 682 | 35 610 | 279 613 |
Амортизационные отчисле- ния по основным сред- ствам и нематериальным активам |
3 854 | 7 449 | 4 330 | 3 410 | 2 779 | 21 822 |
Общая величина капиталь- ных вложений в основные средства и нематериаль- ные активы |
5 877 | 9 310 | 6 344 | 4 949 | 11 684 | 38 164 |
Нераспределенные активы комбината |
238 189 | |||||
Суммарные активы комби- ната |
517 802 | |||||
Нераспределенные суммар- ные обязательства комби- ната |
206 443 |
Расчет названных показателей представлен в табл. 4.
Данные табл. 4 позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение выручки от продаж по всем операционным сегментам. Наиболее значительный прирост был получен по производству сухого молока (в 1,8 раза) и заменителя цельного молока (в 1,7 раза). Вместе с тем по всем сегментам наблюдается опережающий рост расходов по сравнению с выручкой, что привело к более низким темпам увеличения прибыли (например, прибыль от производства сухого молока возросла на 57,7 %, а заменителя цельного молока-на 65,3%). Положительным является то, что деятельность всех операционных сегментов была рентабельной. Несмотря на снижение этого показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим по всем сегментам бизнеса, рентабельность имеет достаточно высокие значения. Самыми рентабельными видами деятельности комбината являются производство кисло-молочной продукции (25,9%) и выпуск заменителя цельного молока (26,3%). Самым затратным является производство сливочного масла (расходы на один рубль выручки составили 78,5 коп.).
Таблица 4
Динамика доходов, расходов и финансовых результатов операционных
сегментов организации
Показатель | Сегменты деятельности | ||||
Сливочное масло |
Кисло-молочная продукция |
Сухое молоко | Заменитель цельного молока |
Итого | |
Выручка от продаж сегмента, тыс. руб. | |||||
Предыдущий год | 152 324 | 337 723 | 135 786 | 107 062 | 732 895 |
Отчетный год | 219 465 | 521 230 | 245 592 | 184 195 | 1 170 482 |
Изменение (+, -) | + 67 141 | + 183 507 | + 109 806 | 77 132 | + 437 587 |
Темп роста, % | 144,1 | 151,7 | 180,9 | 172,0 | 159,7 |
Расходы сегмента, тыс. руб. | |||||
Предыдущий год | 119 361 | 249 821 | 99 807 | 77 761 | 546 750 |
Отчетный год | 172 292 | 386 404 | 188 857 | 135 747 | 883 300 |
Изменение (+, -) | + 52 931 | + 136 583 | + 89 050 | + 57 986 | + 336 |
Темп роста, % | 144,3 | 154,7 | 189,2 | 174,6 | 161,6 |
Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб. | |||||
Предыдущий год | 32 963 | 87 902 | 35 979 | 29 301 | 186 145 |
Отчетный год | 47 173 | 134 826 | 56 735 | 48 448 | 287 182 |
Изменение (+, -) | + 14 210 | + 46 924 | + 20 756 | + 19 147 | + 101 037 |
Темп роста, % | 143,1 | 153,4 | 157,7 | 165,3 | 154,3 |
Рентабельность сегмента, % | |||||
Предыдущий год | 21,6 | 26,0 | 26,5 | 27,4 | 25,4 |
Отчетный год | 21,5 | 25,9 | 23,1 | 26,3 | 24.5 |
Изменение (+, -) | - 0,1 | - 0,1 | - 3,4 | -1,1 | - 0.9 |
Расходы на один рубль выручки от продаж, коп. | |||||
Предыдущий год | 78,4 | 74,0 | 73,5 | 72,6 | 74,6 |
Отчетный год | 78,5 | 74,1 | 76,9 | 73,7 | 75,5 |
Изменение (+, -) | + 0,1 | + 0,1 | + 3,4 | + 1,1 | + 0,9 |
Для оценки влияния результатов работы операционных сегментов на общий финансовый результат молочного комбината следует провести структурный анализ доходов, расходов и прибыли отдельных видов деятельности организации табл. 5).
Из данных табл. 5 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки комбината в отчетном году занимает выручка от продажи кисло-молочной продукции, т.е. 39,9%, при этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 1,1 пункта. Еще более значительным является влияние этого операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж кисло-молочной продукции составила 42,3%. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1,5 пункта. Самая маленькая по сравнению с другими сегментами деятельности комбината доля влияния на его выручку и финансовый результат от продаж у производства заменителя цельного молока, хотя по сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение структурных показателей. Одновременно снижается удельный вес выпуска сливочного масла, что не вызывает снижения общего уровня рентабельности деятельности комбината, так как этот вид продукции является самым затратоемким.
Если в отчетности по каждому операционному сегменту смогли выделить величину активов, обязательств и других показателей, то в дополнение к ранее перечисленным показателям можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие:
удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов;
удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;
аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;
оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);
рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов).
В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).
Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.
Таблица 5
Динамика структуры доходов, расходов и финансовых результатов
операционных сегментов организации
Показатель | Сдельный вес, % | |||||
Сливочное масло |
Кисло-молочная продукция |
Сухое молоко |
Заменитель цельного молока |
Прочие операции |
Итого | |
Выручка от продаж сегмента, тыс. руб. | ||||||
Предыдущий год | 17,5 | 38,8 | 15,6 | 12,3 | 15,8 | 100,0 |
Отчетный год | 16,8 | 39,9 | 18,8 | 14,1 | 10,4 | 100,0 |
Изменение (+, -) | - 0,7 | + 1,1 | + 3,2 | + 1,8 | - 5,4 | - |
Расходы сегмента, тыс. руб. | ||||||
Предыдущий год | 18,2 | 38,1 | 15,2 | 11,9 | 16,6 | 100,0 |
Отчетный год | 17,4 | 39,1 | 19,1 | 13,7 | 10,7 | 100,0 |
Изменение (+, -) | - 0,8 | + 1,0 | + 3,9 | + 1,8 | - 5,9 | - |
Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб. | ||||||
Предыдущий год | 15,3 | 40,8 | 16,7 | 13,6 | 13,6 | 100,0 |
Отчетный год | 14,8 | 42,3 | 17,8 | 15,2 | 9,9 | 100,0 |
Изменение (+, -) | - 0,5 | + 1,5 | + 1,1 | + 1,6 | - 3,7 | - |
Таблица 6
Расчет количественных критериев для идентификации отчетных
географических сегментов по рынкам сбыта
Географический сегмент | Выручка сегмента от продажи, % | Соответствие 10 %-му критерию отбора |
||
Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | |
Центрально-Черноземный район | 51,2 | 54,1 | + | + |
Центральный район | 11,5 | 10,3 | + | + |
Волго-Вятский район | 5,1 | 2,8 | - | - |
Северо-Западный район | 12,0 | 11,1 | + | + |
Страны Европы | 4,2 | 3,7 | - | - |
Страны СНГ | 16,0 | 18,0 | + | + |
Итого по выделенным сегментам | 100,0 | 100,0 | Набранный итог соответствует 75%-му порогу |
По данным ОАО "Молочный комбинат", исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Волго-Вятский район; Северо-Западный район; Европа; страны СНГ.
Прежде всего необходимо провести количественный расчет показателей для признания выделенных географических сегментов отчетными (табл. 6).
Из данных табл. 6 следует, что количественному критерию 10% не соответствуют два сегмента (Волго-Вятский район и страны Европы). Данные сегменты можно исключить из списка отчетных, так как при этом будет выполняться "правило 75%". Таким образом, отчетными географическими сегментами по рынкам сбыта выпускаемой продукции для ОАО "Молочный комбинат" признаны: Центрально-Черноземный район; Центральный район; Северо-Западный район; страны СНГ.
Так как все активы ОАО "Молочный комбинат" расположены в одном географическом регионе, то выделение географических сегментов по местам расположения активов не приемлемо.
Ранее отмечалось, что информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается:
величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта;
балансовая величина активов и величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы отчетного сегмента, выделенного по местам расположения активов.
В каждом случае анализ сводится к оценке следующих показателей:
динамика названных показателей;
структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом, соответственно).
Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.
В случае когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее по операционным сегментам.
На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности. Географические сегменты выделены по местам расположения рынков сбыта, поэтому целесообразно проанализировать динамику и структуру выручки от продаж продукции (табл. 7).
Данные табл. 7 свидетельствуют о том, что более половины всей выручки комбинат получает от продажи производимой продукции в Центрально-Черноземном районе РФ, что объясняется расположением в этом регионе самого предприятия, а также отраслевой спецификой (приближением рынков сбыта к производственной базе из-за ограниченного срока хранения продукции). При этом доля продаж в Центрально-Черноземном районе в отчетном году по сравнению с предыдущим возросла с 51,2 до 54,1%. Вторым по значимости географическим сегментом является рынок сбыта в странах СНГ (удельный вес выручки в предыдущем году составил 16%, а в отчетном году - уже 18%). На сегменты, не признанные отчетными, приходится менее 10%. Положительным является увеличение выручки от продаж не только в целом по комбинату, но и в разрезе географических сегментов в абсолютном выражении. В то же время из данных табл. 6 было видно, что сократилась доля продаж в страны Европы и на таком сегменте внутреннего рынка, как Волго-Вятский район. Поэтому в дальнейшем необходимо выяснить причины наметившейся отрицательной динамики, а также принять меры по возможному расширению рынков сбыта производимой молочным комбинатом продукции.
Таблица 7
Анализ выручки от продаж по географическим сегментам деятельности
ОАО "Молочный комбинат"
Географический сегмент | Выручка от продажи, тыс. руб. |
Доля сегмента в общей сумме выручки, % |
Изменения | |||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Тыс. руб. | % | |
Центрально-Черноземный район |
445 656 | 706 730 | 51,2 | 54,1 | + 261 074 | + 2,9 |
Центральный район | 100 098 | 134 553 | 11,5 | 10,3 | + 34 455 | - 1,2 |
Северо-Западный район | 104 451 | 145 004 | 12,0 | 11,1 | + 40 553 | - 0,9 |
Страны СНГ | 139 267 | 235 141 | 16,0 | 18,0 | + 95 874 | + 2,0 |
Прочие регионы | 80 949 | 84 913 | 9,3 | 6,5 | + 3 964 | - 2,8 |
Итого | 870 421 | 1 306 | 100,0 | 100,0 | + 435 920 | - |
Литература
1. Соколов А.А. Сегментарная отчетность металлургических компаний: формирование и анализ. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2002. - 208 с.
2. Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 288 с.
Т.А. Пожидаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа
и аудита Воронежского государственного университета
"Экономический анализ. Теория и практика", N 2, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru