Повышение инвестиционной привлекательности государственных
предприятий путем проведения антикризисной реструктуризации*(1)
В настоящее время политика государства в сфере управления федеральной собственностью направлена на поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора в целях перехода к новой модели управления собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава имущества функциям государства и обеспечения эффективности его использования.
Важным направлением деятельности при решении задачи оптимизации государственного сектора остается приватизация федерального имущества, которая пока осуществляется не такими темпами, которые запланированы государством. К примеру, из 1 453 федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2005 г., процедура приватизации была приостановлена или прекращена в отношении 711 федеральных государственных унитарных предприятий. В результате анализа итогов приватизации федерального имущества за 2005 г. 15 марта 2006 г. на заседании Правительства РФ были озвучены основные причины, которые способствовали приостановлению или прекращению процедур приватизации унитарных предприятий, ими явились: кризисное финансово-экономическое состояние предприятий, включенных в программу приватизации, в том числе отсутствие у предприятий денежных средств, необходимых для оформления правоустанавливающих документов и документов технической инвентаризации; неисполнение руководителем предприятия законных требований по подготовке к приватизации, в том числе непредставление информации, затягивание сроков приватизации и т.д.; отсутствие правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки;
судебные разбирательства по вопросам принадлежности имущества;
длящиеся процедуры реорганизации предприятий.
По понятным причинам приватизация предприятий, имеющих такие обременения, затруднена, а в случае даже если процесс приватизации удастся начать, вряд ли найдется инвестор, готовый приобрести или вложить деньги в такое предприятие.
Понимая сложившуюся ситуацию, государство в настоящее время осуществляет ряд мер, направленных на повышение темпов приватизации и увеличение привлекательности приватизируемого имущества для инвесторов, например, внесение изменений в федеральные законы "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Об акционерных обществах".
Кроме того, в настоящее время Минэкономразвития России подготовлены проекты федерального закона и указа Президента РФ, предусматривающие отмену необоснованных на сегодняшний день ограничений на приватизацию государственного имущества, содержащихся в более чем 80 федеральных законах и указах Президента РФ, принятых с 1991 г Наряду с перечисленными мерами, направленными на ускорение процесса приватизации государственного имущества, такой инструмент антикризисного управления, как реструктуризация, также может быть использован государством в целях повышения инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий.
Термин "реструктуризация" подразумевает перестройку структуры чего-либо. Учитывая, что предприятие представляет собой сложную систему, которая развивается и функционирует под воздействием целого ряда факторов внутренней и внешней среды, понятие "реструктуризация предприятия" означает изменение структуры предприятия в целях улучшения его функционирования с учетом воздействия, оказываемого различными факторами внутренней и внешней среды.
Обычно владельцы предприятий задумываются о процессе реструктуризации, когда на предприятии начинают происходить процессы, которые в дальнейшем способны спровоцировать кризис, т.е. происходит падение финансовых показателей деятельности, резко возрастают кредиторская и дебиторская задолженности, начинает ощущаться нехватка оборотных средств и т.д.
Однако в последнее время все больше предприятий начинают процесс реструктуризации, будучи вполне успешными. Данный факт объясняется тем, что владельцы этих предприятий стремятся за счет реструктуризации повысить конкурентоспособность своих предприятий, что в дальнейшем должно привести к повышению их рыночной стоимости.
В зависимости от целей, которые преследует руководство предприятия, можно выделить две формы реструктуризации: стратегическую и оперативную.
Под стратегической реструктуризацией понимается процесс структурных изменений, призванный повысить инвестиционную привлекательность предприятия и его рыночную стоимость, а также получить возможность привлечения внешнего финансирования на более выгодных условиях. Результатом успешного проведения реструктуризации данной формы в долгосрочной перспективе становится повышение конкурентоспособности предприятия, его инвестиционной привлекательности, а следовательно, и его рыночной стоимости.
Оперативная реструктуризация подразумевает изменение структуры компании в целях ее финансового оздоровления или улучшения платежеспособности. Источником проведения оперативной реструктуризации в основном является сокращение издержек, выделение или продажа непрофильных активов и вспомогательных бизнесов и т.д., т.е. внутренние источники предприятия. Результатом проведения оперативной реструктуризации является
повышение управляемости и прозрачности предприятия, что дает его владельцам возможность оценить перспективы развития. Основным отличием оперативной реструктуризации от стратегической является то, что проведение оперативной реструктуризации приводит к улучшению показателей деятельности предприятия лишь в краткосрочном периоде, что в свою очередь является основой для проведения в дальнейшем стратегической реструктуризации.
При проведении как стратегической, так и оперативной реструктуризации затрагиваются такие элементы структуры предприятия, как система управления предприятием, система управления персоналом, система маркетинга и сбыта, операционная деятельность, финансово-экономическая политика и др.
Если в процессе реструктуризации происходит поэтапная перестройка всех элементов структуры предприятия с применением различных механизмов и оценкой влияния эффекта от преобразований отдельных направлений деятельности на эффективность работы предприятия в целом, то в данном случае речь идет о комплексной реструктуризации.
Наряду с комплексной реструктуризацией существует понятие частичной реструктуризации, которая затрагивает только один или несколько элементов структуры предприятия, причем оценка влияния эффекта от таких преобразований на эффективность работы предприятия в целом, как правило, не осуществляется. Таким образом, частичная реструктуризация всегда приводит к получению локальных эффектов, которые могут не повлиять на работу предприятия в целом.
В настоящее время международный и российский опыт проведения реструктуризации свидетельствует о том, что это тонкий и специфический процесс, учитывающий множество ограничений и особенностей предприятий, приступать к осуществлению которого необходимо имея четкие цели, концепцию реструктуризации и понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых предстоит действовать.
Подтверждением эффективности влияния проведения комплексной стратегической реструктуризации на повышение инвестиционной привлекательности государственного предприятия может служить пример создания федерального оператора почтовой связи ФГУП "Почта России", которое было образовано в рамках "Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.06.2002 N 885-р.
Разработка "Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи" была вызвана сложным положением почтовой отрасли.
Доходы организаций федеральной почтовой связи росли медленными темпами, что было обусловлено неэффективной структурой управления федеральной почтовой связью, которая была организована по географическому принципу и включала в себя территориальные управления федеральной почтовой связи, каждое из которых являлось юридическим лицом с правом ведения хозяйственной деятельности и предоставления услуг почтовой связи только на территории определенного субъекта РФ, а также специализированные организации федеральной почтовой связи. Разрозненность такого количества юридических лиц не позволяла вести и контролировать единые параметры качества услуг почтовой связи, а также осуществить модернизацию инфраструктуры. Решение данных проблем обусловливало необходимость реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.
В настоящее время ФГУП "Почта России" - это 42 000 объектов на территории страны, 85 филиалов и 374 000 человек персонала. Необходимо отметить, что реструктуризация такого масштабного и территориально распределенного предприятия была осуществлена в рекордно короткие сроки - чуть более 1,5 лет. Что же касается финансовых результатов, то по итогам 2005 г. выручка предприятия составила 47 млрд руб., из них за счет оказания услуг почтовой связи получено 13,3млрд. Чистая прибыль ФГУП в 2005 г. составила 100 млн руб., уменьшившись по сравнению с 2004 г. на 820 млн руб., что связано с осуществлением инвестиций в развитие предприятия. Также необходимо отметить, что по результатам 2004 г. ФГУП "Почта России" заняло 40-е место в рейтинге крупнейших предприятий России. Подтверждением успешности проведенной реструктуризации служит и то, что в настоящее время Почта России является первым федеральным государственным унитарным предприятием, которое самостоятельно, без предоставления правительственных гарантий, сумело заключить контракты на предоставление кредитов от крупных западно-европейских банков, помимо этого получив ряд предложений об открытии кредитных линий от крупных российских коммерческих банков, что говорит о высокой оценке инвестиционной привлекательности ФГУП "Почта России" и доверии со стороны банков.
Таким образом, ФГУП "Почта России" является примером того, как из более 80 разрозненных государственных учреждений, многие из которых были убыточными, было создано одно из крупнейших и инвестиционно-привлекательных государственных предприятий. Достижение такого результата стало возможно благодаря тому, что кризис почтовой отрасли был вовремя выявлен и была разработана комплексная стратегическая концепция реструктуризации.
Что же касается приватизации ФГУП "Почта России", то данный вопрос был поднят на заседании Правительства РФ министром финансов Алексеем Кудриным, который предложил акционировать ФГУП "Почта России" и продать часть ее акций частным инвесторам, речь, конечно же, идет не о контрольном пакете акций. Свою мысль министр финансов мотивировал возможностью привлечения частного инвестора, который вложит миллиарды долларов в целом на модернизацию ФГУП "Почта России". Однако необходимо отметить, что этот шаг уже предусмотрен третьим этапом проведения реструктуризации организаций федеральной почтовой связи согласно "Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.06.2002 N 885-р. Также можно предположить, что в приобретении определенного пакета акций будут заинтересованы не только частные, но и стратегические инвесторы, к примеру, крупные зарубежные операторы почтовой связи.
Рассмотрев пример реструктуризации ФГУП "Почта России" и перспектив его акционирования, необходимо отметить, что в целях повышения темпов приватизации федерального имущества в отношении проблемных предприятий государством в качестве дополнительной меры может использоваться такой инструмент антикризисного управления, как реструктуризация. В случае если реструктуризация каждого проблемного предприятия, которое планируется к приватизации, будет носить комплексный и стратегический характер, это позволит государству получить дополнительные бюджетные доходы, которые станут результатом возросшей заинтересованности инвесторов в приобретении приватизируемых предприятий в связи с повышением их инвестиционной привлекательности в результате проведения комплексной стратегической реструктуризации.
А.Л. Изместьев,
Финансовая академия при Правительстве РФ
"Экономический анализ. Теория и практика", N 2, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Печатается по материалам журнала "Дайджест-финансы". 2006. - N 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Экономический анализ: теория и практика"
Учредитель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ПИ N 77-11740
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Е-mail: post@financepress.ru
Адрес в Internet: http://www.financepress.ru